12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костив Людмила Васильевна1439
Учитель русского языка, литературы и начальных классов. Являюсь руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла. Педагогический стаж- 41 год.
Россия, Удмуртская респ., с. Кременчуг г. Тирасполь Молдова (ПМР)
16

Урок русского языка для 2-4 классов «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова», «Упражнение в определении склонений имен существительных»

2 класс

4 класс

Тема: Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова.

Цель:

1) уточнить представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме,

2) совершенствовать умение обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком.

Ход урока

1.Организационный момент.

На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

2.Сообщение темы урока.

Этот знак- хитрый знак,

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара просто так…

Это буква (мягкий знак)

3. Упражнение в чистописании

 

Работа с учителем

-Давайте покажем нашему гостю, как вы хорошо научились его писать.

-Запишите соединения: вь рь ьм

-Сравните с образцом на доске. Подчеркните самые удачные соединения и старайтесь всегда писать так красиво и правильно.

Итог. Оцените свою работу.

4. Работа по теме урока

Работа с учителем

1) Ь прислал на урок слова:

На доске: рысь письмо лось пальто гусь

-Что общего в написании этих слов?

-На какие 2 группы можно разделить слова?

-Назовите одушевленные и неодушевленные предметы.

-Какую работу выполняет Ь?

-Что можно сказать о количестве букв и звуков в этих словах?

-Найдите слово, которое обозначает предмет одежды.

-Запишите это слово с новой строки, с большой буквы.

Словарная работа: Пальто

-Какую работу выполняет Ь?

-сколько в слове букв? Сколько звуков?

-придумайте красивое предложение с этим словом.

Сам. работа

2)-Запишите слова в, два столбика: в левый — слова с твердым звуком [Л], в правый — с мягким звуком [Л'].

Стрелка, пальцы, большой, мелкий, школьник, елка.

Прочитайте слова в правом столбике. Почему вы в них на­писали мягкий знак?

Сколько звуков в слове пальцы? Сколько букв? Почему букв больше?

Работа с учителем

-Запишите, изменяя выделенные слова по образцу. Образец: мыло — (какой?) пузырь — мыльный пузырь.

Школа — (какая?) —... мебель.

Сигнал — (какой?) —... флажок.

Зеркало — (какой?) — ... карп.

Село — (какая?) —... местность.

Журнал — (какой ?) — ... столик.

Сила — (какой?) — ... ветер.

Угадайте и запишите слово.

Сам. работа

2) -Прочитайте скороговорку.

У пенька опять пять опят.

Повторите ее правильно и быстро несколько раз.

Напишите по памяти.

Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

Работа с учителем

-Я показываю картинки, а вы записываете слова в два столбика:

1) Слова с Ь на слова

2) Слова с Ь в середине слова

-Измените первое слово так, чтобы Ь спрятался в середину слова и запишите новое слово.

Конь (коньки), огонь (огоньки), пень (пеньки).

-Проверяем слова первого столбика. Какую работу выполняет Ь?

-Проверяем слова второго столбика. Допишите еще одно слово с Ь в середине слова.

Домашнее задание.

Итог урока.

-Для чего мы учились писать слова с Ь?

Читают подготовленные дети:

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак!

Без него не написать 30, 20, 10, 5.

Вместо 6 получим шест,

Вместо есть получим ест

Станут пенками пеньки.

Уголками - угольки.

Банька в банку превратится…

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

Тема: Упражнение в определении склонений имен существительных.

Цели и задачи:

1) продолжать формировать умение распознавать тип склонений имен существительных по роду и окончанию в именительном падеже;

2) развивать зрительную память и орфографическую зоркость;

3) воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность и трудолюбие.

На доске записаны слова:

Ваня, Иван, дедушка, дед, папа, отец, Слава, Вячеслав.

- Чем похожи эти слова? ( Это имена существительные мужского рода в И.п.)

- Чем отличаются? (Разные окончания).

- На какие две группы можно разделить существительные мужского рода? (существительные 1 скл. и 2 скл.)

- Сегодня на уроке мы и будем продолжать учиться определять склонение имен существительных.

Самостоятельная работа

гпг гпг ртр трт

От топота копыт пыль по полю летит.

4.Упражнения в определении склонения им. существительных

Сам. работа

1)Упражнение «Собери в корзинку».

На доске – карточки с овощами, ягодами и фруктами, а также изображения двух корзинок. Задание: в 1 столбик записать существительные 1 склонения, во 2 – существительные 2 склонения.

- Вот какой хороший урожай мы собрали!

- Ребята, давайте сейчас вспомним, какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, 3 склонению? (Рассказывают правило).

репа картофель

редька кабачок

малина баклажан

клюква перец

рябина чеснок

смородина лук

капуста помидор

клубника редис

Работа с учителем

2)Упражнение «Не ошибись».

Запись под диктовку только существительных 3 склонения

Жизнь, фасоль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, сушь.

- Какие слова записали?

- Какие не записали? Почему?

Сам. работа

3) Работа по карточкам.

Определить склонение существительных и написать в три столбика.

4)Работа с учебником.

1)Упражнение 169 с.78.

- Укажите склонение существительных.

- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям?

- Могут ли существительные разных родов относиться к одному склонению?

2) Упражнение 170 с.78

1 склонение 2 склонение

ветка ветвь

сетка сеть

нитка нить

кисточка кисть

лошадка лошадь

мышка мышь

ладошка ладонь

печка печь

ёлка ель

 

Сам. работа

3) Письмо по памяти.

Упражнение 172 с.79

Домашнее задание.

Упражнение 173 с.79

- По каким признакам мы определяем склонение существительных?

   

Рефлексия в конце урока

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Опубликовано


Комментарии (1)

Домнина Валентина Владимировна, 21.11.16 в 16:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку! У меня тоже два класса. Успехов Вам!

Отредактировано 21-11-2016 16:21

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.