Конспект урока русского языка по теме «Предлоги. Употребление предлогов» (Русский язык, 2 класс)
Конспект урока русского языка
Тема: Предлоги. Употребление предлогов.
Цель: создать условия для формирования понятия «предлог».
Задачи:
Образовательные: формировать умения находить предлоги в предложении, учить писать предлоги отдельно.
Развивающие: развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
развивать внимание, память, мышление, речь;
расширять кругозор и словарный запас обучающихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивных: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
Познавательных: принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс, II часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; веер-касса гласных букв, карточки, схемы «От схемы к слову», опорные схемы, корзина.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
I. Этап мотивации учебной деятельности. | Приветствие. Добрый день, добрый час! - Вы готовы открывать что-то новое? - Тогда вперед! | Дети проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося. | |
II. Этап актуализации учебного материала. | - Подготовим к письму наши пальчики! 1. Пальчиковая гимнастика. «Пальчики» Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.) Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик за малиной, Этот пальчик заблудился, Очень поздно возвратился. 2. Словарная работа. - Запишите число, «Классная работа». На доске: л.сной, б.жит, з.йчонок, тр.пинке, белый. - Прочитайте слова. Посоветуйтесь с соседом по парте и назовите буквы пропущенных орфограмм. - Как проверили? Проверка: лесной – лес, бежит – бег, зайчонок – заяц, тропинке – тропка. - Поработайте в паре. Попробуйте составить из данных слов предложение. - Кто знает, что это за часть речи? | Фронтально-индивидуальная работа. Фронтальная работа. Дети показывают буквы, которую надо вставить вместо пропуска (веер-касса гласных букв). - Объясняют орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением». Работа в паре. Дети пытаются составить предложение. - Не хватает слова «по». - Это предлог. | Регулятивные УУД: самоорганизация. Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом. Коммуникативные УУД: активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке. Коммуникативные УУД: не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении. | |
III. Постановка цели и задач урока. | - Верно. Догадались, о какой части речи будем говорить на уроке? Тема: Предлоги. Употребление предлогов. - Какую цель поставим перед собой? - Что нам необходимо для достижения цели? | Фронтально-индивидуальная работа. - Будем говорить о предлогах. - Учиться определять предлоги и правильно писать их с другими словами. | Регулятивные УУД: принимать участие в обсуждении и формулирование цели конкретного задания. | |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | Работа по учебнику. - Как пишутся предлоги с другими словами? - Откройте учебники на странице 110, прочитайте правило, которое нам предлагает мудрая сова. - Что вы узнали о предлогах? - Прочитайте правило друг другу. - Запишите предложение, которое вы составили в тетрадь. Взаимопроверка: По лесной тропинке бежит белый зайчонок. - Подчеркните предлог. | Фронтально-индивидуальная работа. Читают правило. Обмениваются мнениями. Самостоятельная работа. | Познавательные УУД: Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; самостоятельно «читать» и объяснять информацию. | |
VI . Первичная проверка понимания. | Работа по учебнику. - Рассмотрите картинку. Прочитайте предлоги, как они написаны. А теперь как мы их произносим. - Какой вывод можно сделать. - Прочитаем совет мудрой совы в учебнике. Работа в паре. - Подберите из таблицы подходящие предлоги. Подготовьтесь прочитать рассказ. … поляне сидит зайчонок и ждёт. Ждёт он, когда зайчиха мимо пробежит и покормит его молоком. Маму свою зайчонок не знает. … него все зайчихи – мамы, потому что каждая зайчиха кормит и своих, и чужих зайчат. Пока зайчонок не подрастёт, он … лесу не прыгает, следов не оставляет, а то … следам его лиса найдёт и съест. Г.Снегирев - Как будем писать предлоги? - Запишите первое предложение. - Подчеркните «опасные» места. Самопроверка: На поляне сидит зайчонок и ждёт. - Что интересного вы узнали о зайцах? | Работа в парах. Выполняют задание на карточках. Подбирают подходящие предлоги, читают рассказ. - Отдельно. Самостоятельная работа. Фронтальная беседа. | Регулятивные УУД: выполнять работу в соответствии с заданным планом регулятивные УУД). Познавательные УУД: самостоятельно «читать» и объяснять информацию. Познавательные УУД: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей, обобщение. Коммуникативные УУД: овладение диалогической формой общения; построение речевых высказываний. | |
VII. Динамическая пауза. | Зайка Зайка серенький сидит (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки) (потереть себя за предплечья) (прыжки на месте) (сесть на место за парту) | Выполнение упражнений. | Регулятивные УУД | |
VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Работа в группах. Игра «От схемы к слову» Для каждой команды предлагается по 5 схем, на которых изображены квадраты и шарики в разных пространственных отношениях друг к другу: Сначала определяется положение шарика на схемах (в квадрате: в, на, у, под, над; из квадрата: из, в, от, к, с). Схемы распределяются между игроками, каждому предлагается составить сочетания предлогов с любыми подходящими существительными. Побеждает команда, подобравшая больше всего сочетаний. Возможные сочетания: в школе, в лесу, в саду; на окну, на столе; у дома, у школы; под столом, под горой, под землёй; над столом, над домом, над лесом; в сад, в школу, в лес; от дома, от леса, от сада; к лесу, к другу, к маме, к дому; с крыши, с дерева, со стола. -Вам поможет карточка с именами существительными. | Схемы: Карточка: школа, сад, стол, дом, окно, гора, земля, лес, друг, мама, крыша, дерево. | Коммуникативные УУД: работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом). Регулятивные УУД: выполнять работу в соответствии с заданным планом. | |
IX Этап включения в систему знаний и повторения. | - О чем мы говорим сегодня на уроке? Что нового узнали? - Обобщим наши знания. - Поиграем в игру «Найди предлоги». Побеждает команда, в которой окажется больше игроков, выписавших все предлоги - Выпишите все предлоги. Заяц в лес бежал по лугу. Рубцов Н. Проверка: в, по, из, с, передо, под, о, обо, у. | Фронтальная беседа. Работают в группе. Выполняют задание в рабочей тетради. | Регулятивные УУД: Выполнять работу в соответствии с заданным планом Познавательные УУД: выявление существенного; преобразование учебной деятельности. | |
X Домашнее задание | Упражнение 186. - Обсудим домашнее задание. Посмотрите в учебнике упражнение 186. - Подберете подходящие предлоги. Спишите. Устно объясните выбор предлогов. - О чем надо помнить, чтобы правильно записать предлоги? - По опорным словам, вспомните правила, необходимые для выполнения домашнего задания. На доске: …. для связи … в предложении. Употребляются … с именами … . Перед … не бывает … . | Коллективная работа. - Предлоги пишутся отдельно. Ответы детей: Служат для связи слов в предложении. Употребляются вместе с именами существительными. Перед глаголами не бывает предлогов. | Познавательные УУД: выявление существенного; подведение итогов. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний. Регулятивные УУД: осуществление итогового контроля. Личностные УУД: участие в подведении итогов. | |
XI Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | - Оцените свою работу. «Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладут в корзину, затем выборочно учитель зачитывает мнения и обсуждает ответы. | Высказывают свое мнение. | Регулятивные УУД: участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Источники:
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидакт. Игры и заним. Упражнения по русск.яз. для учащихся начальной школы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 208 с.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Часть 2. – М.: Просвещение. 2019
https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-zajczev-zajcza-zajchika/
https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_zaytse_detyam/