Урок русского языка«Повторение по теме «Лексика» (5 класс)
Тема урока «Повторение по теме «Лексика» 18.11.22
5 класс
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;
- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
- Начинаем урок.
В стране русского языка
Не все известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
-Посмотрите на столы. Все ли на них есть для хорошего урока? А что сегодня добавилось на столах?
- Запишем дату, классная работа. Смотрим на доску. У меня пропущены буквы. Почему? Я предлагаю вам начать со словарной работы. Писала, волновалась. Может ошибок наделала, давайте проверим. (слайд 1) «Словарные слова. Найди ошибку» по одному выходят к доске, объясняют.
корондаш
граммотный
титрать
библиотека
пичать
- Взаимопроверка (дети меняются тетрадями и ставят оценки).
- Возьмите лист самооценки. Кто получил 5 соединяем 3 буквы,4 – 2 буквы
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Берем конверт №1, достаем белую карточку. «Восстановите текст». Чтобы его восстановить, давайте вспомним какие мы темы изучили в разделе «Лексика»
(ответы детей). Текст дан по правилам, нужно вставить правильные слова.(слайд 2)
______________ - это словарный запас любого языка, раздел науки о языке, который его изучает. В состав этого раздела входят такие темы,как:_____________________________,____________________________,____________________________________,______________________________,_________________________________________.По количеству значений слова бывают __________________ и _______________________.Синонимы -это слова одной части речи с _____________ лексическим значением. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению называются______________. Антонимы – это слова одной части речи с _______________ лексическим значением. Паронимы — это слова, похожие по звучанию, морфемному строению , но с________________ лексическим значением. Так же в русском языке слова могут употребляться как в прямом, так и в _________________ значении.
- Если будут затруднения куда можно заглянуть?
+ В учебник или словарь.
- Прочитайте текст, который у вас получился?
-Кто заполнил все пропуски?
-Если не все пропуски заполнили, значит есть над чем нам поработать. Над чем?
+ Над правилами.
- Сверяем текст (слайд 3 «Проверь себя»)
- на слайде схема
15-12 пропусков – «5»
11 – 9 пропусков – «4»
8 -6 пропусков – «3»
Меньше 6 – «2»
- Ставим оценки. Берем лист самооценки, соединяем буквы, если «5» – 3 буквы, если «4» - 2 буквы.
III. Постановка учебной задачи. (цель и тема).
-Какое бы дали название тексту?
-Что будем делать с этим разделом?
-Он для нас новый?
- Запишем в тетради тему «Повторение по разделу «Лексика» (учитель пишет на доске.
Я предлагаю отправиться в путешествие-повторение. Чтобы отправиться в путь, что нам нужно составить определенную карту, т.е. карту памяти. С чего начнем составлять карту, т.е интеллект-карту? Нужно выделить центральное понятие – лексика. Составляем с детьми на доске на скотч. Дети комментируют изученное
Прямое и переносное значение омонимы
паронимы лексика
синонимы
однозначные и многозначные слова антонимы
-Чего не хватает?
- Папок второго уровня.
-просмотрите картинки Омонимы -это? Найдите примеры (овсянка, овсянка)
-Синонимы…(бегемот, гиппопотам)
- Антонимы. Что за слова? Есть картинки?
+ да
- Однозначные и многозначные слова? Найдите примеры
-Прямое и переносное значение слов. Примеры
-Какова цель нашего урока, есть подсказка на доске - Обобщить…
+Знания по теме «Лексика»
- Какие задачи поставим, есть подсказка, кому трудно -повторить (посмотрим на нашу шпаргалку, научиться отличать антонимы от паронимов и т.д, находить синонимы. Омонимы в текстах
-Давайте немножко отдохнем
IV. Физкульминутка
Из-за парт мы быстро встали
И все дружно зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Сели-встали, сели – встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь,
улыбнитесь
и за парты вновь садитесь.
V. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
- Берем конверт № 1 Достаем текст. «Прочитай текст» Читаем.
Много-много миллионов лет назад хозяевами мира были динозавры. Большие и маленькие, добрые и злые хищники на двух и четырёх ногах, они паслись среди гигантских папоротников и огромных деревьев, похожих на наши пальмы, нежились в топких болотах, парили вверху на небесах и царили внизу в морских стихиях. Многие из этих первобытных животных были настоящими исполинами. Например, голова утконосого ящера-водолаза возвышалась бы над современным двухэтажным зданием, а под перепончатым крылом летающего ящера - птеронодонта могло бы разместиться несколько слонов. Несмотря на размеры этих необъятных животных, между ними царил мир. Но, как и бывает в дикой природе, выделялись некоторые особи, обладающие мертвой хваткой. Вымерли эти исполины 70 миллионов лет назад.
-О ком текст?
+О динозаврах
- У меня есть волшебный ящик с заданиями. Вытаскиваем задания
-1. В тексте употреблено выражение в переносном значении, употребите его в прямом. (мертвой хваткой – переносное значение)
+ Мертвое растение, человек – прямое значение
- Проверим, берем из конверта №2 такого же цвета лист.
-Берем лист самооценки, соединяем, если правильно
- Омонимы ищем
+Хозяева мира – царил мир
- Однозначные и многозначные слова. Задание:
Найдите слово, которое обозначает животное, питающееся себе подобными.
+Хищник
- Это слово однозначное или многозначное?
+ Однозначное (запись на доске)
-Определите значение слова «крыло» по тексту.
+ Крыло ящера – часть тела птицы для передвижения.
-Проверим. Достанем карточку из конверта №2 по цвету.
-Какое это слово однозначное или многозначное?
+ Многозначное
-Приведите примеры
+Крыло самолета
-Дайте определение. Что такое крыло самолета?
-Крыло самолета - это часть летательного аппарата
- Смотрим на карту, что еще осталось?
+ Синонимы и антонимы. паронимы
VI. Домашнее задание оставить 2 темы
- Достаем из конверта №1 зеленую карточку и желтую карточку, берем текст и кладем в дневник, дополнительно задания:
На «5» Сочинить сказку или стихотворение по теме «Лексика».
На «4» Записать из любых источников пять пословиц с антонимами.
На «3» упр. 364 по заданию
Каждый выберет задание для себя.
- Вернемся к началу урока. Целью урока, что мы ставили?
+обобщить знания по разделу «Лексика»
-Все обобщили?
+нет. антонимы и синонимы
-Это будете доделывать дома.
VII. Рефлексия деятельности (итог урока).
- Мы составляли карту. Где её можно использовать?
+Как шпаргалку, наглядный плакат
-Что не доделали?
+Лист самооценки.
-У кого получилась фигура?
+ Это книжка
- А при чем книга и тема «Лексика»?
+ пополняли и расширяли знания знания
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
А вот прощальная игра,
Нам книгу закрывать пора.
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нас с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь… (Близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь… (пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты… (нашёл)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…(храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай…(конец)
Урок окончен. Спасибо вам!