12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Марина Владимировна261
Россия, Костромская обл., пос.Октябрьский

Тема урока «Повторение по теме «Лексика» 18.11.22

5 класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».

Задачи урока:

Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения формулировать проблему;

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.



Ход урока

1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

- Начинаем урок.

В стране русского языка

Не все известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

-Посмотрите на столы. Все ли на них есть для хорошего урока? А что сегодня добавилось на столах?

- Запишем дату, классная работа. Смотрим на доску. У меня пропущены буквы. Почему? Я предлагаю вам начать со словарной работы. Писала, волновалась. Может ошибок наделала, давайте проверим. (слайд 1) «Словарные слова. Найди ошибку» по одному выходят к доске, объясняют.

корондаш

граммотный

титрать

библиотека

пичать

гозета

- Взаимопроверка (дети меняются тетрадями и ставят оценки).

- Возьмите лист самооценки. Кто получил 5 соединяем 3 буквы,4 – 2 буквы

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Берем конверт №1, достаем белую карточку. «Восстановите текст». Чтобы его восстановить, давайте вспомним какие мы темы изучили в разделе «Лексика»

(ответы детей). Текст дан по правилам, нужно вставить правильные слова.(слайд 2)

______________ - это словарный запас любого языка, раздел науки о языке, который его изучает. В состав этого раздела входят такие темы,как:_____________________________,____________________________,____________________________________,______________________________,_________________________________________.По количеству значений слова бывают __________________ и _______________________.Синонимы -это слова одной части речи с _____________ лексическим значением. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению называются______________. Антонимы – это слова одной части речи с _______________ лексическим значением. Паронимы  — это слова, похожие по звучанию, морфемному строению , но с________________ лексическим значением. Так же в русском языке слова могут употребляться как в прямом, так и в _________________ значении.

- Если будут затруднения куда можно заглянуть?

+ В учебник или словарь.

- Прочитайте текст, который у вас получился?

-Кто заполнил все пропуски?

-Если не все пропуски заполнили, значит есть над чем нам поработать. Над чем?

+ Над правилами.

- Сверяем текст (слайд 3 «Проверь себя»)

- на слайде схема

15-12 пропусков – «5»

11 – 9 пропусков – «4»

8 -6 пропусков – «3»

Меньше 6 – «2»

- Ставим оценки. Берем лист самооценки, соединяем буквы, если «5» – 3 буквы, если «4» - 2 буквы.

III. Постановка учебной задачи. (цель и тема).

-Какое бы дали название тексту?

-Что будем делать с этим разделом?

-Он для нас новый?

- Запишем в тетради тему «Повторение по разделу «Лексика» (учитель пишет на доске.

Я предлагаю отправиться в путешествие-повторение. Чтобы отправиться в путь, что нам нужно составить определенную карту, т.е. карту памяти. С чего начнем составлять карту, т.е интеллект-карту? Нужно выделить центральное понятие – лексика. Составляем с детьми на доске на скотч. Дети комментируют изученное

Прямое и переносное значение омонимы



паронимы лексика

синонимы



однозначные и многозначные слова антонимы

-Чего не хватает?

- Папок второго уровня.

-просмотрите картинки Омонимы -это? Найдите примеры (овсянка, овсянка)

-Синонимы…(бегемот, гиппопотам)

- Антонимы. Что за слова? Есть картинки?

+ да

- Однозначные и многозначные слова? Найдите примеры

-Прямое и переносное значение слов. Примеры

-Какова цель нашего урока, есть подсказка на доске - Обобщить…

+Знания по теме «Лексика»

- Какие задачи поставим, есть подсказка, кому трудно -повторить (посмотрим на нашу шпаргалку, научиться отличать антонимы от паронимов и т.д, находить синонимы. Омонимы в текстах

-Давайте немножко отдохнем















IV. Физкульминутка

Из-за парт мы быстро встали
И все дружно зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Сели-встали, сели – встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь,
улыбнитесь
и за парты вновь садитесь.


V. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

- Берем конверт № 1 Достаем текст. «Прочитай текст» Читаем.

Много-много миллионов лет назад хозяевами мира были динозавры. Большие и маленькие, добрые и злые хищники на двух и четырёх ногах, они паслись среди гигантских папоротников и огромных деревьев, похожих на наши пальмы, нежились в топких болотах, парили вверху на небесах и царили внизу в морских стихиях. Многие из этих первобытных животных были настоящими исполинами. Например, голова утконосого ящера-водолаза возвышалась бы над современным двухэтажным зданием, а под перепончатым крылом летающего ящера - птеронодонта могло бы разместиться несколько слонов. Несмотря на размеры этих необъятных животных, между ними царил мир. Но, как и бывает в дикой природе, выделялись некоторые особи, обладающие мертвой хваткой. Вымерли эти исполины 70 миллионов лет назад.

-О ком текст?

+О динозаврах

- У меня есть волшебный ящик с заданиями. Вытаскиваем задания

-1. В тексте употреблено выражение в переносном значении, употребите его в прямом. (мертвой хваткой – переносное значение)

+ Мертвое растение, человек – прямое значение

- Проверим, берем из конверта №2 такого же цвета лист.

-Берем лист самооценки, соединяем, если правильно

- Омонимы ищем

+Хозяева мира – царил мир

- Однозначные и многозначные слова. Задание:

Найдите слово, которое обозначает животное, питающееся себе подобными.

+Хищник

- Это слово однозначное или многозначное?

+ Однозначное (запись на доске)

-Определите значение слова «крыло» по тексту.

+ Крыло ящера – часть тела птицы для передвижения.

-Проверим. Достанем карточку из конверта №2 по цвету.

-Какое это слово однозначное или многозначное?

+ Многозначное

-Приведите примеры

+Крыло самолета

-Дайте определение. Что такое крыло самолета?

-Крыло самолета - это часть летательного аппарата

- Смотрим на карту, что еще осталось?

+ Синонимы и антонимы. паронимы

VI. Домашнее задание оставить 2 темы

- Достаем из конверта №1 зеленую карточку и желтую карточку, берем текст и кладем в дневник, дополнительно задания:

На «5» Сочинить сказку или стихотворение по теме «Лексика».
На «4» Записать из любых источников пять пословиц с антонимами.

На «3» упр. 364 по заданию

Каждый выберет задание для себя.

- Вернемся к началу урока. Целью урока, что мы ставили?

+обобщить знания по разделу «Лексика»

-Все обобщили?

+нет. антонимы и синонимы

-Это будете доделывать дома.

VII. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Мы составляли карту. Где её можно использовать?

+Как шпаргалку, наглядный плакат

-Что не доделали?

+Лист самооценки.

-У кого получилась фигура?

+ Это книжка

- А при чем книга и тема «Лексика»?

+ пополняли и расширяли знания знания

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

А вот прощальная игра,

Нам книгу закрывать пора.

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней,

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин,

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нас с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь… (Близко)

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь… (пол)

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты… (нашёл)

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…(храбрец)

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай…(конец)

Урок окончен. Спасибо вам!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.