12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Буторина Ирина Викторовна25
Россия, Кировская обл., Уржум

Конспект урока

Сила Архимеда.

Составитель:

Буторина Ирина Викторовна,

учитель физики высшей

квалифи­кационной категории

КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»


Тема урока: Сила Архимеда.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Класс: 7 класс, базовый уровень.

Дидактическая цель: добиться осознания и осмысления новой учебной информации, стимулировать поисковую деятельность.

Цели урока:

Образовательные:

сформировать понятие силы Архимеда;

научить выявлению причинно-следственных связей, закономерностей возникновения выталкивающей силы;

научить измерять силу Архимеда с помощью динамометра.

Развивающие:

развивать умения:

выделять главное в содержании определения силы Архимеда;

проводить наблюдение поведения различных тел, помещенных в воду; выдвигать гипотезы, планировать и выполнять эксперименты по измерению силы Архимеда, анализировать результаты экспериментов и делать соответствующие выводы;

графически изображать силу Архимеда;

Воспитательные:

развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности по измерению силы Архимеда.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные:

Обучающийся сможет:

определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности по изучению силы Архимеда.

Предметные результаты:

Ученик научится:

распознавать выталкивающее действие жидкости и газа, объяснять на основе имеющихся знаний основные условия возникновения выталкивающего действия жидкости и газа;

описывать изученные механические явления, используя физические величины: сила Архимеда.

Методы обучения: частично-поисковый.

Используемые активные формы обучения: работа в парах, в группах.

Оборудование урока: деревянные бруски, резиновые пробки, стаканы с водой, металлические цилиндры разной массы и объема, водный раствор соли, высокая мензурка с водой, динамометры, учебник Перышкин А.В., Физика. 7 класс, компьютер, проектор.

Конспект урока.

Оргмомент. (1 мин)

Учитель: Здравствуйте. Проверьте все ли у вас на столах приготовлено. Нам сегодня пригодятся рабочие тетради, ручки, карандаши, линейки, динамометры, различные твердые тела, сосуды с жидкостью. Если все у вас готово, то можете садиться.

Актуализация знаний и умений. (2-3 мин)



Презентация к уроку
PPTX / 2.14 Мб

Учитель: Перед изучением новой темы обратимся к вашим знаниям. Посмотрите на слайд, что является причиной этих явлений? (слайд 1)

Учащиеся: Действие силы.

Что такое сила? (величина, характеризующая действие одного тела на другое)

Какой буквой обозначается сила? (F)

В каких единицах измеряется? (Н, ньютон)

Сколько характеристик у силы? (3: точка приложения, направление, величина)

Как называют прибор для измерения силы? (динамометр)


Целеполагание и мотивация. (5-6 мин)

Учитель: Мы готовы изучать новые явления. Напомните, пожалуйста, этапы работы ученых в данном направлении.

Учащиеся: Наблюдение, гипотеза, эксперимент, вывод. (слайд 2)

Учитель: Приступим к первому этапу. У вас на столах лежат карточки с заданиями № 1. (приложение 1) Прочитайте задание, выполните его.

Учащиеся выполняют задание в группах (3 минуты).

Учитель: (обращаясь к разным группам) Что вы наблюдали?

Учащиеся: При погружении деревянного бруска (резиновой пробки) в воду они всплывают.

Учитель: Какой вопрос сформулировали?

Учащиеся: Почему тела всплывают?

Учитель: Какую гипотезу сформулировали?

Учащиеся: Если тело опустить в жидкость, то жидкость его выталкивает, действует с силой.

Учитель: Какую сформулировали тему урока.

Учащиеся: Выталкивающая сила.

Учитель: Эту силу называют силой Архимеда. Какова цель урока? (слайд 3)

Учащиеся: Изучить силу, выталкивающую тело из жидкости (изучить силу Архимеда).

Учитель: Составьте задачи урока. (2 минуты)

Учащиеся: - Составить определение

- Выяснить причину появления этой силы

- Определить от чего зависит сила Архимеда

- Провести эксперимент по исследованию силы Архимеда

- Сделать выводы.

Учитель: - Оцените свою работу на этом этапе урока. (1 мин) (слайд 4, приложение 2)


Изучение нового материала. (18-20 мин)

Учитель: Прочитайте определение силы Архимеда в учебнике (стр. 146, слайд 5), выделите основное, определяющее слово (сила). На что действует сила Архимеда? (на тело, находящееся в жидкости или газе). Со стороны чего она действует? (со стороны жидкости или газа). Дайте определение своими словами.

Учащиеся формулируют свои определения.

Учитель: Почему жидкость выталкивает погруженное в нее тело?

Учащиеся работают с текстом учебника (стр. 145) (2-3 мин)

Учащиеся: Потому что сила давления жидкости на нижнюю грань больше, чем сила давления на верхнюю грань.

Учитель: Совершенно верно.

Учащиеся: При погружении тела в жидкость, она начинает действовать на него со всех сторон. Силы, действующие на боковые грани тела попарно равны и уравновешивают друг друга. А вот силы, действующие на верхнюю и нижнюю грани, неодинаковы. (слайд 6)

Учащиеся: Где точка приложения силы Архимеда?

Учащиеся: В центре погруженной части тела.

Учитель: Куда направлена?

t1599331556aa.gifУчащиеся: Вверх.

Учитель: Обозначается FА.

Учитель: На все ли тела действует сила Архимеда?

Учащиеся: - Только на плавающие.

- На все.

Учитель: Подвесьте к динамометрам цилиндры и опустите их в воду. Что вы наблюдаете?

Учащиеся: Вес цилиндра уменьшается, потому что вода его выталкивает.

Учитель: Значит, сила Архимеда действует на любое тело, погруженное в жидкость. От чего она зависит?

Учащиеся: - от массы тела

- от жидкости

- от глубины

- от объема тела

Учитель: Чтобы выяснить от чего зависит величина силы Архимеда, мы обратимся к эксперименту. У вас на столах есть карточки с заданиями № 2. Прочитайте задание, выполните его. (слайд7)

Учащиеся выполняют задание в группах (3-4 минуты). Учитель обращается к разным группам и заполняет таблицу (слайд 8, пример отметок учителя по щелчку).

Учитель: Что вы получили?

Учащиеся: Сила Архимеда зависит от:

-плотности жидкости,

- объема тела.

Сила Архимеда не зависит от:

- массы тела,

- глубины погружения.

Учитель: Запишите вывод по нашему уроку в тетради.

Учащиеся: (записывают вывод в тетради) На любое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, которая зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела. (слайд 9)


Первичное закрепление. (6-7 мин)

Учитель: Проведем разминку. (слайд9 (по щелчку), ссылка на интернет ресурс, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5258-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_16.swf)

- На какое из тел будет действовать большая сила Архимеда? Если вы считаете, что сила Архимеда будет больше действовать на левое тело, то поднимите левую руку, а если на правое – правую. Если силы будут одинаковые, то обе руки (стр. 4 электронного урока).

- Что будет происходить с силой Архимеда при погружении тела? Если вы считаете, что сила Архимеда будет увеличиваться, то поднимите левую руку, а если уменьшаться – правую. Если сила не будет меняться, то обе руки (стр. 5 электронного урока).

- На какое из тел будет действовать большая сила Архимеда? Если вы считаете, что сила Архимеда будет больше действовать на левое тело, то поднимите левую руку, а если на правое – правую. Если на среднее, то обе руки (стр. 6 электронного урока).

- Сравните силы, действующие на одинаковые тела, опущенные в разные жидкости. Если вы считаете, что сила Архимеда будет больше действовать на левое тело, то поднимите левую руку, а если на правое – правую. Если силы будут одинаковые, то обе руки (стр. 7 электронного урока).

Учитель: Оцените себя на этом этапе урока (слайд 10, приложение 4).

Рефлексия.(2-3 мин)

Учитель: Просмотрите цель и задачи урока, проверьте свои записи. Все ли мы с вами выполнили?

Учитель: Я думаю, что наш урок был полезен для вас. Мы сделали новое открытие, можем как Архимед, дружно прокричать: «Эврика!». (слайд 11)

Запишите домашнее задание: §§ 50, упр. 26 (3), дополнительный вопрос (по желанию): Кит, хотя и живет в воде, но дышит легкими. Однако, имея легкие, кит не проживет и часа, если окажется на суше. Почему? (слайд 11)



 1. Перышкин, А. В. Физика. 7кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А. В. Перышкин. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013 – 221, [3] с. ил.

    2. Сила Архимеда / Е. В. Шерстобитова.https://fiz.1sept.ru/view_article.php?ID=200900803

3. Сила Архимеда. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5258-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_16.swf 


Приложения

Приложение 1

Задание № 1.

  1. Опустите в стакан с водой деревянный брусок (резиновую пробку). Что вы наблюдаете?
  2. Сформулируйте проблемный вопрос по вашему наблюдению.
  3. Сформулируйте гипотезу по вашему вопросу.
  4. Сформулируйте тему урока.

Приложение 2

Провел наблюдение

1 балл

Составил проблемный вопрос

1 балл

Сформулировал гипотезу

1 балл

Сформулировал тему урока

1 балл

Составил 3-5 задач урока

1 балл

Итого:



Приложение 3


Задание № 2. 1 группа.


  1. Подвесьте к динамометру любое из стоящих на столе тел. Запишите показания динамометра в тетради. Это будет вес тела в воздухе, Р1.
  2. Подставьте стакан с водой и опускайте динамометр, пока все тело не окажется под водой. Запишите в тетрадь показания динамометра. Это будет вес тела в воде, Р2.
  3. По полученным данным вычислите силу Архимеда: FА = Р1 - Р2.
  4. Подвесьте к динамометру тело другого объема и определите указанным способом выталкивающую силу, действующую на него в воде.
  5. Сделайте вывод: как зависит сила Архимеда от объема погружаемого в жидкость тела.



Задание № 2. 2 группа.


  1. Подвесьте к динамометру любое из стоящих на столе тел. Запишите показания динамометра в тетради. Это будет вес тела в воздухе, Р1.
  2. Подставьте стакан с водой и опускайте динамометр, пока все тело не окажется под водой. Запишите в тетрадь показания динамометра. Это будет вес тела в воде, Р2.
  3. По полученным данным вычислите силу Архимеда: FА = Р1 - Р2.
  4. Подвесьте к динамометру тело другой  массы и определите указанным способом выталкивающую силу, действующую на него в воде.
  5. Сделайте вывод: как зависит сила Архимеда от массы погружаемого в жидкость тела.



Задание № 2. 3 группа.


  1. Подвесьте к динамометру находящееся на столе тело. Запишите показания динамометра в тетради. Это будет вес тела в воздухе, Р1.
  2. Подставьте стакан с водой и опускайте динамометр, пока все тело не окажется под водой. Запишите в тетрадь показания динамометра. Это будет вес тела в воде, Р2.
  3. По полученным данным вычислите силу Архимеда: FА = Р1 - Р2.
  4. Вместо чистой воды возьмите насыщенный раствор соли и снова определите выталкивающую силу, действующую на то же тело.
  5. Сделайте вывод: как зависит сила Архимеда от плотности жидкости.



Задание № 2. 4 группа.


  1. Подвесьте к динамометру находящееся на столе тело. Запишите показания динамометра в тетради. Это будет вес тела в воздухе, Р1.
  2. Подставьте стакан с водой и опускайте динамометр, пока все тело не окажется под водой. Запишите в тетрадь показания динамометра. Это будет вес тела в воде, Р2.
  3. По полученным данным вычислите силу Архимеда: FА = Р1 - Р2.
  4. Измерьте силу Архимеда, опустив тело в мензурку, увеличив глубину погружения.
  5. Сделайте вывод: как зависит сила Архимеда от глубины погружения тела в  жидкость.



Приложение 4

Я могу…


…объяснить, что такое сила Архимеда, с точки зрения физики

1 балл

…объяснить причину появления силы Архимеда

1 балл

…изобразить силу Архимеда графически

1 балл

…провести мини-исследование (от чего зависит сила Архимеда)

1 балл

…сделать вывод по результатам исследования

1 балл

Итого:




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.