Урок «Сила Архимеда»
Сила Архимеда.
Составитель:
Буторина Ирина Викторовна,
учитель физики высшей
квалификационной категории
КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»
Тема урока: Сила Архимеда.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Класс: 7 класс, базовый уровень.
Дидактическая цель: добиться осознания и осмысления новой учебной информации, стимулировать поисковую деятельность.
Цели урока:
Образовательные:
сформировать понятие силы Архимеда;
научить выявлению причинно-следственных связей, закономерностей возникновения выталкивающей силы;
научить измерять силу Архимеда с помощью динамометра.
Развивающие:
развивать умения:
выделять главное в содержании определения силы Архимеда;
проводить наблюдение поведения различных тел, помещенных в воду; выдвигать гипотезы, планировать и выполнять эксперименты по измерению силы Архимеда, анализировать результаты экспериментов и делать соответствующие выводы;
графически изображать силу Архимеда;
Воспитательные:
развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности по измерению силы Архимеда.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные:
Обучающийся сможет:
определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности по изучению силы Архимеда.
Предметные результаты:
Ученик научится:
распознавать выталкивающее действие жидкости и газа, объяснять на основе имеющихся знаний основные условия возникновения выталкивающего действия жидкости и газа;
описывать изученные механические явления, используя физические величины: сила Архимеда.
Методы обучения: частично-поисковый.
Используемые активные формы обучения: работа в парах, в группах.
Оборудование урока: деревянные бруски, резиновые пробки, стаканы с водой, металлические цилиндры разной массы и объема, водный раствор соли, высокая мензурка с водой, динамометры, учебник Перышкин А.В., Физика. 7 класс, компьютер, проектор.
Конспект урока.
Оргмомент. (1 мин)
Учитель: Здравствуйте. Проверьте все ли у вас на столах приготовлено. Нам сегодня пригодятся рабочие тетради, ручки, карандаши, линейки, динамометры, различные твердые тела, сосуды с жидкостью. Если все у вас готово, то можете садиться.
Актуализация знаний и умений. (2-3 мин)
Презентация к уроку
PPTX / 2.14 Мб
Учитель: Перед изучением новой темы обратимся к вашим знаниям. Посмотрите на слайд, что является причиной этих явлений? (слайд 1)
Учащиеся: Действие силы.
Что такое сила? (величина, характеризующая действие одного тела на другое)
Какой буквой обозначается сила? (F)
В каких единицах измеряется? (Н, ньютон)
Сколько характеристик у силы? (3: точка приложения, направление, величина)
Как называют прибор для измерения силы? (динамометр)
Целеполагание и мотивация. (5-6 мин)
Учитель: Мы готовы изучать новые явления. Напомните, пожалуйста, этапы работы ученых в данном направлении.
Учащиеся: Наблюдение, гипотеза, эксперимент, вывод. (слайд 2)
Учитель: Приступим к первому этапу. У вас на столах лежат карточки с заданиями № 1. (приложение 1) Прочитайте задание, выполните его.
Учащиеся выполняют задание в группах (3 минуты).
Учитель: (обращаясь к разным группам) Что вы наблюдали?
Учащиеся: При погружении деревянного бруска (резиновой пробки) в воду они всплывают.
Учитель: Какой вопрос сформулировали?
Учащиеся: Почему тела всплывают?
Учитель: Какую гипотезу сформулировали?
Учащиеся: Если тело опустить в жидкость, то жидкость его выталкивает, действует с силой.
Учитель: Какую сформулировали тему урока.
Учащиеся: Выталкивающая сила.
Учитель: Эту силу называют силой Архимеда. Какова цель урока? (слайд 3)
Учащиеся: Изучить силу, выталкивающую тело из жидкости (изучить силу Архимеда).
Учитель: Составьте задачи урока. (2 минуты)
Учащиеся: - Составить определение
- Выяснить причину появления этой силы
- Определить от чего зависит сила Архимеда
- Провести эксперимент по исследованию силы Архимеда
- Сделать выводы.
Учитель: - Оцените свою работу на этом этапе урока. (1 мин) (слайд 4, приложение 2)
Изучение нового материала. (18-20 мин)
Учитель: Прочитайте определение силы Архимеда в учебнике (стр. 146, слайд 5), выделите основное, определяющее слово (сила). На что действует сила Архимеда? (на тело, находящееся в жидкости или газе). Со стороны чего она действует? (со стороны жидкости или газа). Дайте определение своими словами.
Учащиеся формулируют свои определения.
Учитель: Почему жидкость выталкивает погруженное в нее тело?
Учащиеся работают с текстом учебника (стр. 145) (2-3 мин)
Учащиеся: Потому что сила давления жидкости на нижнюю грань больше, чем сила давления на верхнюю грань.
Учитель: Совершенно верно.
Учащиеся: При погружении тела в жидкость, она начинает действовать на него со всех сторон. Силы, действующие на боковые грани тела попарно равны и уравновешивают друг друга. А вот силы, действующие на верхнюю и нижнюю грани, неодинаковы. (слайд 6)
Учащиеся: Где точка приложения силы Архимеда?
Учащиеся: В центре погруженной части тела.
Учитель: Куда направлена?
Учащиеся: Вверх.
Учитель: Обозначается FА.
Учитель: На все ли тела действует сила Архимеда?
Учащиеся: - Только на плавающие.
- На все.
Учитель: Подвесьте к динамометрам цилиндры и опустите их в воду. Что вы наблюдаете?
Учащиеся: Вес цилиндра уменьшается, потому что вода его выталкивает.
Учитель: Значит, сила Архимеда действует на любое тело, погруженное в жидкость. От чего она зависит?
Учащиеся: - от массы тела
- от жидкости
- от глубины
- от объема тела
Учитель: Чтобы выяснить от чего зависит величина силы Архимеда, мы обратимся к эксперименту. У вас на столах есть карточки с заданиями № 2. Прочитайте задание, выполните его. (слайд7)
Учащиеся выполняют задание в группах (3-4 минуты). Учитель обращается к разным группам и заполняет таблицу (слайд 8, пример отметок учителя по щелчку).
Учитель: Что вы получили?
Учащиеся: Сила Архимеда зависит от:
-плотности жидкости,
- объема тела.
Сила Архимеда не зависит от:
- массы тела,
- глубины погружения.
Учитель: Запишите вывод по нашему уроку в тетради.
Учащиеся: (записывают вывод в тетради) На любое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, которая зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела. (слайд 9)
Первичное закрепление. (6-7 мин)
Учитель: Проведем разминку. (слайд9 (по щелчку), ссылка на интернет ресурс, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5258-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_16.swf)
- На какое из тел будет действовать большая сила Архимеда? Если вы считаете, что сила Архимеда будет больше действовать на левое тело, то поднимите левую руку, а если на правое – правую. Если силы будут одинаковые, то обе руки (стр. 4 электронного урока).
- Что будет происходить с силой Архимеда при погружении тела? Если вы считаете, что сила Архимеда будет увеличиваться, то поднимите левую руку, а если уменьшаться – правую. Если сила не будет меняться, то обе руки (стр. 5 электронного урока).
- На какое из тел будет действовать большая сила Архимеда? Если вы считаете, что сила Архимеда будет больше действовать на левое тело, то поднимите левую руку, а если на правое – правую. Если на среднее, то обе руки (стр. 6 электронного урока).
- Сравните силы, действующие на одинаковые тела, опущенные в разные жидкости. Если вы считаете, что сила Архимеда будет больше действовать на левое тело, то поднимите левую руку, а если на правое – правую. Если силы будут одинаковые, то обе руки (стр. 7 электронного урока).
Учитель: Оцените себя на этом этапе урока (слайд 10, приложение 4).
Рефлексия.(2-3 мин)
Учитель: Просмотрите цель и задачи урока, проверьте свои записи. Все ли мы с вами выполнили?
Учитель: Я думаю, что наш урок был полезен для вас. Мы сделали новое открытие, можем как Архимед, дружно прокричать: «Эврика!». (слайд 11)
Запишите домашнее задание: §§ 50, упр. 26 (3), дополнительный вопрос (по желанию): Кит, хотя и живет в воде, но дышит легкими. Однако, имея легкие, кит не проживет и часа, если окажется на суше. Почему? (слайд 11)
1. Перышкин, А. В. Физика. 7кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А. В. Перышкин. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013 – 221, [3] с. ил.
2. Сила Архимеда / Е. В. Шерстобитова.https://fiz.1sept.ru/view_article.php?ID=200900803
3. Сила Архимеда. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5258-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_16.swf
Приложения
Приложение 1
Задание № 1.
- Опустите в стакан с водой деревянный брусок (резиновую пробку). Что вы наблюдаете?
- Сформулируйте проблемный вопрос по вашему наблюдению.
- Сформулируйте гипотезу по вашему вопросу.
- Сформулируйте тему урока.
Приложение 2
Провел наблюдение | 1 балл |
Составил проблемный вопрос | 1 балл |
Сформулировал гипотезу | 1 балл |
Сформулировал тему урока | 1 балл |
Составил 3-5 задач урока | 1 балл |
Итого: |
Приложение 3
Задание № 2. 1 группа.
| Задание № 2. 2 группа.
|
Задание № 2. 3 группа.
| Задание № 2. 4 группа.
|
Приложение 4
Я могу… | |
…объяснить, что такое сила Архимеда, с точки зрения физики | 1 балл |
…объяснить причину появления силы Архимеда | 1 балл |
…изобразить силу Архимеда графически | 1 балл |
…провести мини-исследование (от чего зависит сила Архимеда) | 1 балл |
…сделать вывод по результатам исследования | 1 балл |
Итого: |