Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Слова – помощники» (1 класс)
2022 год
Введение
Сейчас мы наблюдаем за тем, как школа постепенно становится современным институтом, отвечающим новейшим запросам времени. Компьютерные технологии прочно вошли в образовательный процесс. Современный учитель постоянно совершенствуется и ищет новые формы взаимодействия учителя и ученика. Что интересно современным детям ? Как их заинтересовать? В каких объёмах возможно применение компьютерных технологий? Именно эти вопросы стали передо мной , когда ко мне пришли первоклашки. Ответом на эти вопросы стал электронный учебник к УМК «Перспективная начальная школа» (автор учебника Н.А. Чуракова), который я стала использовать на уроках. ЭФУ в данном УМК построена с учетом возрастных особенностей. Ведь мы знаем, что в первый класс приходят дети и 6, и 7, и почти 8 лет. Поэтому приходится сочетать игровые и учебные виды деятельности. Работу с ЭФУ провожу фронтально с использованием интерактивной доски. Ребята передвигаются по классу, а это обеспечивает двигательную активность . Тема урока «Слова- помощники» актуальна ,т.к. является подготовкой к изучению во 2 классе темы «Предлоги». На этом этапе необходимо было научить находить предлоги в предложении, осознавать их роль, употреблять их в речи , объяснять их написание с другими словами. Использование схем ,где ученики сопоставляли слово с графическим его изображением, также формировало метапредметные навыки. Самоконтроль и самооценка осуществлялись непосредственно во время выполнения заданий у доски. Театрализованные элементы делали урок увлекательным и мотивировали на учебные действия. Благодаря этому поставленные цели и задачи были реализованы. Фрагмент урока размещён на платформе YouTube. Он может быть использован учителями и учениками при дистанционном обучении. Считаю, что это тоже очень важно в период эпидемии.
Разработка урока русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 1-В классе
Предмет: русский язык, УМК «Перспективная начальная школа» (автор учебника Н.А. Чуракова)
Учитель : Булгакова Ирина Викторовна, учитель высшей категории.
Класс: 1-В, ГБОУ СОШ № 58 г.Севастополя.
Тема урока: «Слова - помощники».
Цель: познакомить со словами - помощниками средствами технологии проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ.
Задачи: знакомить с ролью слов-помощников в предложении, развивать умение распознавать слова-помощники в предложении.
-обогащать словарный запас учащихся, содействовать развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
-развивать умения составлять схемы предложений, записывать предложения по памяти.
-воспитывать любознательность, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные умения: иметь представление о роли слов - помощников в предложении : уточнять место нахождения предмета (смысловое значение) и связывать слова между собой.
- уметь объяснять написание слов-помощников с другими словами ; употреблять их в речи;
- уметь осуществлять классификацию слов;
- уметь составлять и записывать предложение по законам письменной речи;
-уметь подчеркивать слово-помощник;
-осознавать то, что слово- помощник связано с «неглавным» словом- названием предмета (второстепенным членом).
-уметь устанавливать правильный порядок слов в предложении со словами – помощниками;
- знать написание и происхождение словарного слова «телевизор».
Метапредметные:
Личностные УУД: проявлять интерес к учебному материалу;
-формировать положительную учебную мотивацию, навыки самооценки.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения;
- самостоятельно ставить перед собой цели;
- контролировать и корректировать свою деятельность по ходу выполнения задания; работать по плану, предложенному учителем.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;
- выбирать основания и критерии для классификации слов;
- уметь сравнивать схемы и соотносить их со словом и предложением.
Коммуникативные УУД: развивать умение принимать коллективное решение, учитывать позицию собеседника;
- развивать умение сотрудничества с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке;
- развивать умение слушать и понимать речь других, задавать вопросы, обосновывать и доказывать своё мнение.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, наглядные методы, словесные.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Используемые средства: интерактивная доска Mimio, дидактический раздаточный материал (карточки), наглядный материал (карта и домики), индивидуальные карты достижений, презентация Mimio Studio с гиперссылками, ЭФУ демонстрационный режим (для входа логин: biblio3120, пароль 1102 (читательский билет)), видео музыкальной физминутки.
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Мотивация и самоопределение к учебной деятельности Эмоциональный настрой. (1 минута) |
Учитель: Что такое, что случилось? Почему звенит звонок? -Для того, чтобы нам с вами было комфортно и мы смогли осуществить всё задуманное, нам необходимо подзарядиться энергией. Мы подарим частичку своего тепла друг другу. Этот небольшой знак внимания согреет ваши сердца и придаст вам энергии и силу. |
Хором отвечают: Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок. Осознают потребность включения в деятельность. Трут ладошки и прикасаются ладошками друг к другу. |
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
|
Актуализация знаний и умений. (3 минуты) 1.Игровая театрализация. |
- Не одни мы исследуем русский язык. Как вы думаете, кто ещё проводит разные эксперименты, опыты, делает выводы? -Я предлагаю сегодня перевоплотиться в ученых. Я – профессор Чудаков, а вы - ученый совет. Слайд 1. -Когда ученые делают открытия, они иногда спорят. - Мои молодые друзья, я уверен, что слова – названия предметов отвечают на вопросы какой? какая? - Многоуважаемый ученый совет, я думаю, что слово «сидеть» называет признак предмета. - Предлагаю прислушаться к мнению друг друга и больше не спорить, а провести исследования, которые помогут открыть новую тайну русского языка. |
Ведут диалог с учителем в роли учёного совета.
|
Метапредметные (УУД): регулятивные: активно включаются в учебный процесс; - определяют цель урока совместно с учителем; прогнозируют направления деятельности; коммуникативные: проявляют интерес к общению, ведут диалог. |
Выявление затруднений и постановка цели урока (5 минут) |
- Ученые не только занимаются научной работой в лабораториях, но и путешествуют в поисках информации. Отправляемся в Королевство Речи. - В этом Королевстве живут семьи слов. Заглянем в окошко. Кто же здесь живет? -А одна семья – это маленькие слова, которые можно и не заметить, но они очень важные. Что это за семья? - Определим цели урока, поработав с карточ ками. Слайд 2 (таблица) |
Работают с картой Королевства Речи. Определяют по информации в окошках домиков жителей (названия предметов, действий, признаков, слова-указатели).
Определяют цели урока по карте достижений, используя приём «Светофор» |
Метапредметные УУД: регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; корректируют работу; познавательные УУД: осознанно строят речевое высказывание; коммуникативные УУД: умеют слушать и вступать в диалог. Личностные: умеют объективно оценить свой объём знаний. |
Совместное открытие новых знаний. 1.Работа с электронным учебником.(5 минут)
2.Работа в тетради. (6 минут) Письмо по памяти с предварительной орфографической работой. 3.Физкультминутка.(1 мин) 4.Словарная работа. (3 минуты) Работа с интерактивной доской.
Комментированное письмо.
5.Составление схем и сравнение с эталоном. Работа в паре.(3 минуты)
Музыкальная физминутка из мультфильма «Фиксики и Кукутики» (1 мин)
6.Работа с электронным учебником (6 минут) |
С лайд №2 (Переход по гиперссылке на ЭФУ с.19, вкладка 9 -Какими словами отличаются эти предложения? -Выделите их голубым цветом. -Какое утверждение верное? - Благодаря какому слову оно стало верным? -Какому слову оно помогает, главному или неглавному? Значит, подчеркивать мы его будем так же, как и слово, которому оно помогает. Запишем предложение по памяти.
ФИЗМИНУТКА
-Разгадав следующий ребус, вы познакомитесь с жителем Королевства Речи. (Слайд 3) -Телевизор. Что мы можем рассказать о слове? -Соберем предложение с этим словом. (Слайд 4)
-Запишите это предложение с комментированием.
-Составьте из карточек схему предложения. -Проверим у доски. Сверьте со своими схемами. Слайд 4. Гиперссылка на видеоролик. -Станцуем вместе с героями того мультфильма, в котором есть персонаж профессор Чудаков. Слайд 4. Гиперссылка на ЭФУ. Вкладка 12 - Как же определить где слова помощники? -Я между прочим, как профессор изобрел способ . Попробуйте догадаться и вы. |
Приходят к выводу, что слова-помощники не только связывают слова в предложении, но о уточняют местонахождение предметов. Узнают, как в предложении подчеркивать слово-помощник.
Отмечают «опасные места», записывают предложение.
Дети повторяют движения в соответствии с текстом. Разгадывают ребус, знакомятся с происхождением слова «телевизор» и с его написанием. Собирают на доске предложение из слов. (Папа с дочкой смотрят телевизор.) И записывают его с комментированием.
Работают в паре над составлением схемы к предложению. На доске одна из пар показывает результат своей работы. Проверяют, корректируют.
Дети повторяют движения за героями мультфильма.
Приходят к выводу, что необходимо вставить слово- признак или вопрос между словом-помощником и словом, которому оно помогает. |
Метапредметные (УУД) регулятивные: -умение принять поставленную задачу, определить умения для её решения; - совместно с учителем и одноклассниками оценивают результат своих действий, вносят коррективы; Предметные: -умение находить слова-помощники, определить их роль, способ выделения( подчеркивания). Личностные: проявляют интерес. Метапредметные (УУД): регулятивные: умеют правильно повторить действие по заданному образцу. -умеют сотрудничать: обсуждать, договариваться, принимать общее решение. познавательные: −осуществляют выбор оснований и критериев для классификации объектов - умеют найти несколько правильных способов решений. |
Этап включения в систему знаний и повторения.(5 минут) |
Слайд 5. Игра «Прятки» - На экране вы видите картинки. Под картинками спрятались слова – помощники. Догадайтесь, какие это слова? |
Выполняют задания на новый способ действий, при этом проговаривают вслух выполненные шаги . |
Коммуникативные: умение слушать других. |
Рефлексия учебной деятельности. Работа с картой достижений. (2 минуты) |
-Покажите цветом в таблицах на какие вопросы вы знаете ответ. Слайд 6.
|
Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. |
Регулятивные: учатся давать самооценку деятельности на уроке. |
Использованные ресурсы:
http://akbooks.ru/biblio1/titul-bookrus10/book-rus10/?key=rus10-03
Литература:
Перспективная начальная школа. Русский язык. 1 класс. Учебник. -Чуракова Н.А .- Москва :Академкнига, 2013.
Голдина Лилия Вильевна