Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Слова – помощники» (1 класс)

8
1
Материал опубликован 5 January 2022

t1641492584aa.gif

2022 год

Введение

Сейчас мы наблюдаем за тем, как школа постепенно становится современным институтом, отвечающим новейшим запросам времени. Компьютерные технологии прочно вошли в образовательный процесс. Современный учитель постоянно совершенствуется и ищет новые формы взаимодействия учителя и ученика. Что интересно современным детям ? Как их заинтересовать? В каких объёмах возможно применение компьютерных технологий? Именно эти вопросы стали передо мной , когда ко мне пришли первоклашки. Ответом на эти вопросы стал электронный учебник к УМК «Перспективная начальная школа» (автор учебника Н.А. Чуракова), который я стала использовать на уроках. ЭФУ в данном УМК построена с учетом возрастных особенностей. Ведь мы знаем, что в первый класс приходят дети и 6, и 7, и почти 8 лет. Поэтому приходится сочетать игровые и учебные виды деятельности. Работу с ЭФУ провожу фронтально с использованием интерактивной доски. Ребята передвигаются по классу, а это обеспечивает двигательную активность . Тема урока «Слова- помощники» актуальна ,т.к. является подготовкой к изучению во 2 классе темы «Предлоги». На этом этапе необходимо было научить находить предлоги в предложении, осознавать их роль, употреблять их в речи , объяснять их написание с другими словами. Использование схем ,где ученики сопоставляли слово с графическим его изображением, также формировало метапредметные навыки. Самоконтроль и самооценка осуществлялись непосредственно во время выполнения заданий у доски. Театрализованные элементы делали урок увлекательным и мотивировали на учебные действия. Благодаря этому поставленные цели и задачи были реализованы. Фрагмент урока размещён на платформе YouTube. Он может быть использован учителями и учениками при дистанционном обучении. Считаю, что это тоже очень важно в период эпидемии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 1-В классе

Предмет: русский язык, УМК «Перспективная начальная школа» (автор учебника Н.А. Чуракова)

Учитель : Булгакова Ирина Викторовна, учитель высшей категории.

Класс: 1-В, ГБОУ СОШ № 58 г.Севастополя.

Тема урока: «Слова - помощники».

Цель: познакомить со словами - помощниками средствами технологии проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ.

Задачи: знакомить с ролью слов-помощников в предложении, развивать умение распознавать слова-помощники в предложении.

-обогащать словарный запас учащихся, содействовать развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

-развивать умения составлять схемы предложений, записывать предложения по памяти.

-воспитывать любознательность, интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Предметные умения: иметь представление о роли слов - помощников в предложении : уточнять место нахождения предмета (смысловое значение) и связывать слова между собой.

- уметь объяснять написание слов-помощников с другими словами ; употреблять их в речи;

- уметь осуществлять классификацию слов;

- уметь составлять и записывать предложение по законам письменной речи;

-уметь подчеркивать слово-помощник;

-осознавать то, что слово- помощник связано с «неглавным» словом- названием предмета (второстепенным членом).

-уметь устанавливать правильный порядок слов в предложении со словами – помощниками;

- знать написание и происхождение словарного слова «телевизор».

Метапредметные:

Личностные УУД: проявлять интерес к учебному материалу;

-формировать положительную учебную мотивацию, навыки самооценки.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения;

- самостоятельно ставить перед собой цели;

- контролировать и корректировать свою деятельность по ходу выполнения задания; работать по плану, предложенному учителем.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;

- выбирать основания и критерии для классификации слов;

- уметь сравнивать схемы и соотносить их со словом и предложением.

Коммуникативные УУД: развивать умение принимать коллективное решение, учитывать позицию собеседника;

- развивать умение сотрудничества с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке;

- развивать умение слушать и понимать речь других, задавать вопросы, обосновывать и доказывать своё мнение.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, наглядные методы, словесные.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Используемые средства: интерактивная доска Mimio, дидактический раздаточный материал (карточки), наглядный материал (карта и домики), индивидуальные карты достижений, презентация Mimio Studio с гиперссылками, ЭФУ демонстрационный режим (для входа логин: biblio3120, пароль 1102 (читательский билет)), видео музыкальной физминутки.

Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация и самоопределение к учебной деятельности

Эмоциональный настрой.

(1 минута)

Учитель: Что такое, что случилось? Почему звенит звонок?

-Для того, чтобы нам с вами было комфортно и мы смогли осуществить всё задуманное, нам необходимо подзарядиться энергией. Мы подарим частичку своего тепла друг другу. Этот небольшой знак внимания согреет ваши сердца и придаст вам энергии и силу.

Хором отвечают:

Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.

Осознают потребность включения в деятельность. Трут ладошки и прикасаются ладошками друг к другу.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

 

Актуализация знаний и умений. (3 минуты)

1.Игровая театрализация.

- Не одни мы исследуем русский язык. Как вы думаете, кто ещё проводит разные эксперименты, опыты, делает выводы?

-Я предлагаю сегодня перевоплотиться в ученых. Я – профессор Чудаков, а вы - ученый совет. Слайд 1.t1641492584ab.png

-Когда ученые делают открытия, они иногда спорят.

- Мои молодые друзья, я уверен, что слова – названия предметов отвечают на вопросы какой? какая?

- Многоуважаемый ученый совет, я думаю, что слово «сидеть» называет признак предмета.

- Предлагаю прислушаться к мнению друг друга и больше не спорить, а провести исследования, которые помогут открыть новую тайну русского языка.

Ведут диалог с учителем в роли учёного совета.

 

Метапредметные (УУД):

регулятивные: активно

включаются

в учебный процесс;

- определяют цель урока совместно с учителем; прогнозируют направления деятельности;

коммуникативные:

проявляют интерес к общению, ведут диалог.

 

Выявление затруднений и постановка цели урока

(5 минут)

 

-t1641492584ac.jpg Ученые не только занимаются научной работой в лабораториях, но и путешествуют в поисках информации. Отправляемся в Королевство Речи.

t1641492584ad.jpg

-t1641492584ae.png В этом Королевстве живут семьи слов. Заглянем в окошко. Кто же здесь живет?

-А одна семья – это маленькие слова, которые можно и не заметить, но они очень важные. Что это за семья?

- Определим цели урока, поработав с карточ

ками. Слайд 2 (таблица)

t1641492584af.png

 

Работают с картой Королевства Речи. Определяют по информации в окошках домиков жителей (названия предметов, действий, признаков, слова-указатели).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют цели урока по карте достижений, используя приём «Светофор»

 

Метапредметные УУД:

регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; корректируют работу;

познавательные УУД: осознанно строят речевое высказывание;

коммуникативные УУД: умеют слушать и вступать в диалог.

Личностные: умеют объективно оценить свой объём знаний.

Совместное открытие новых знаний.

1.Работа с электронным учебником.(5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Работа в тетради.

(6 минут)

Письмо по памяти с предварительной орфографической работой.

3.Физкультминутка.(1 мин)

4.Словарная работа. (3 минуты)

Работа с интерактивной доской.

 

Комментированное письмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Составление схем и сравнение с эталоном. Работа в паре.(3 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальная физминутка из мультфильма «Фиксики и Кукутики» (1 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Работа с электронным учебником (6 минут)

Сt1641492584ag.png лайд №2 (Переход по гиперссылке на ЭФУ с.19, вкладка 9

-Какими словами отличаются эти предложения?

-Выделите их голубым цветом.

-Какое утверждение верное?

- Благодаря какому слову оно стало верным?

-Какому слову оно помогает, главному или неглавному? Значит, подчеркивать мы его будем так же, как и слово, которому оно помогает.

Запишем предложение по памяти.

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

 

-Разгадав следующий ребус, вы познакомитесь с жителем Королевства Речи. (Слайд 3)

t1641492584ah.png

-Телевизор. Что мы можем рассказать о слове?

-Соберем предложение с этим словом.

(Слайд 4)

t1641492584ai.png

 

-Запишите это предложение с комментированием.

 

-Составьте из карточек схему предложения.

-Проверим у доски. Сверьте со своими схемами.

Слайд 4. Гиперссылка на видеоролик.

t1641492584aj.png

-Станцуем вместе с героями того мультфильма, в котором есть персонаж профессор Чудаков.

Слайд 4. Гиперссылка на ЭФУ.

Вкладка 12

t1641492584ak.png

- Как же определить где слова помощники?

-Я между прочим, как профессор изобрел способ . Попробуйте догадаться и вы.

Приходят к выводу, что слова-помощники не только связывают слова в предложении, но о уточняют местонахождение предметов. Узнают, как в предложении подчеркивать слово-помощник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отмечают «опасные места», записывают предложение.

 

Дети повторяют движения в соответствии с текстом.

Разгадывают ребус,

знакомятся с происхождением слова «телевизор» и с его написанием. Собирают на доске предложение из слов. (Папа с дочкой смотрят телевизор.) И записывают его с комментированием.

 

 

Работают в паре над составлением схемы к предложению. На доске одна из пар показывает результат своей работы. Проверяют, корректируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети повторяют движения за героями мультфильма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приходят к выводу, что необходимо вставить слово- признак или вопрос между словом-помощником и словом, которому оно помогает.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-умение принять поставленную задачу, определить умения для её решения;

- совместно с учителем и одноклассниками оценивают результат своих действий, вносят коррективы;

Предметные:

-умение находить слова-помощники, определить их роль, способ выделения( подчеркивания).

Личностные:

проявляют интерес.

Метапредметные (УУД):

регулятивные: умеют правильно повторить действие по заданному образцу.

-умеют сотрудничать: обсуждать, договариваться, принимать общее решение.

познавательные:

осуществляют выбор оснований и критериев для классификации объектов

- умеют найти несколько правильных способов решений.

 

Этап

включения в

систему знаний

и повторения.(5 минут)

 

Слайд 5. Игра «Прятки»

t1641492584al.png

- На экране вы видите картинки. Под картинками спрятались слова – помощники. Догадайтесь, какие это слова?

 

Выполняют задания на новый способ действий, при

этом проговаривают вслух выполненные шаги .

 

Коммуникативные: умение слушать других.

Рефлексия учебной деятельности. Работа с картой достижений. (2 минуты)

-Покажите цветом в таблицах на какие вопросы вы знаете ответ. Слайд 6.

 

t1641492584am.png

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия.

Регулятивные: учатся давать самооценку деятельности на уроке.

 

 

 

Использованные ресурсы:

http://akbooks.ru/biblio1/titul-bookrus10/book-rus10/?key=rus10-03

https://youtu.be/FVVHwBbnaVc

Литература:

Перспективная начальная школа. Русский язык. 1 класс. Учебник. -Чуракова Н.А .- Москва :Академкнига, 2013.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Викторовна, спасибо за представленный урок. Вы используете различные формы работы, присутствует игровой момент, что поможет детям усвоить материал. Мои пожелания: используйте в презентациях картинки либо на бесцветном фоне (формат PNG), либо удаляйте фон с картинок, а также без посторонних надписей (слайд 2). Оформление презентации можно немного "поскромней" делать, очень много иллюстраций. К сожалению, физминутка не работает (видео недоступно), а ссылка на ЭФУ уже не работает. PS: если работу размещали уже где-то, то нужно указывать ссылку. Я нашла Вашу работу. https://znanio.ru/media/tehnologicheskaya-karta-uroka-russkogo-yazyka-po-temeslova-pomoschniki-1-klass-2553558 Желаю творческих успехов!

5 January 2022

Похожие публикации