Урок музыки в 4 классе на тему «Солист в музыке»
Предмет Музыки
Класс: 3
Конспект урока музыки с использованием слайдовой презентации.
Тема: Солист в музыке.
Цель: познакомить с определением термина «солист»; с определением частей песни.
Задачи:
Образовательные:
Научить детей различать на слух хоровое и сольное исполнение.
Определять части песни - вступление, куплет, припев.
Развивающие:
Развивать голос, формируя естественное детское звучание.
Воспитательные:
Воспитывать творческий интерес к деятельности на уроке.
Коррекционные:
Совершенствовать слуховое внимание, мышление через слушание музыки.
Оборудование: синтезатор, компьютер, мультимедиа установка.
Ход занятия:
Учитель: (поет) Здравствуйте, ребята!
Ученики: (поют) Добрый день!
Учитель:
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
Начнем наш урок!
1 Слайд. Песенка Антошки из мультфильма «Антошка».
Учитель: Ребята, в каком мультфильме звучала эта песенка?
Ученики: В м /ф « Антошка».
Учитель: Как поют герои мультфильма - все вместе или по очереди?
Ученики: По очереди. Сначала ребята, а потом Антошка.
Учитель: Верно. Антошка поет свои фрагменты песни один, он отвечает в песне на предложения своих друзей, даже спорит с ними. На музыкальном языке такой исполнитель называется солистом. Давайте еще раз прослушаем часть песни и попробуем определить, одну и ту же мелодию, одинаковые или разные слова исполняет Антошка.
Повторное прослушивание фрагмента песни.
Учитель: Что вы заметили?
Ученики: Друзья Антошки поют в песне разные слова, а у Антошки слова периодически повторяются.
Учитель: Скажите, в какой части песни одинаковые слова?
Ученики: В припеве.
Учитель: Верно. А другая часть песни – с разными вариантами слов - называется куплетом. Теперь назовите, какую часть песни поет Антошка, а какую – его друзья.
Ученики: Друзья поют куплет, а Антошка – припев.
Учитель: Проверим, внимательно ли вы слушали песню. Ответьте: песня началась с пения мелодии со словами или сначала звучала только мелодия в инструментальном исполнении?
Ученики: Сначала звучала инструментальная мелодия ,без слов.
Учитель: Такую часть песни называют вступлением. Оно служит для того, чтобы предупредить: начинается песня. А еще вступление настраивает исполнителей и слушателей на правильное восприятие ритма, темпа произведения, показывает характер песни – веселый или грустный; то как мы будем петь – быстро или медленно. Видите, какая важная часть песни вступление?
Как мы уже отметили, Антошка- солист, а его друзья, которые поют все вместе, демонстрируют хоровое исполнение и называются словом хор. Как мы поем песни на уроках - сольно, то есть по одному, или хором?
Ученики: Хором.
Учитель: Что отличает сольное пение от хорового ?
(Ответы детей.)
Учитель: Красивое пение- это очень непростая наука. Послушайте стихотворение В. Степанова « Я красиво петь могу» и попробуйте разобраться, что можно делать певцу, а от чего лучше отказаться, чтобы сохранить голосовой аппарат в хорошей форме, здоровым для красивого пения.
2 Слайд. Стихотворение « Я красиво петь могу»
Учитель: Чего не стоит делать певцу?
Ученики: Певцу нельзя пить холодную воду, валяться в снегу, громко кричать и есть много мороженого.
Учитель: Теперь послушаем песню Трубадура из м/ф « Бременские музыканты».
3 Слайд. Звучит фрагмент песни.
Учитель: Определите, где у песни куплет и где припев.
Какой характер у песни?
Ученики: Грустный, спокойный…
Учитель: Как нужно петь, чтобы получился такой характер?
Ученики: Протяжно, негромко, плавно.
Учитель: Молодцы! Теперь послушайте песенку охраны из этого же мультфильма. По вступлению попробуйте определить характер этой песни.
4 Слайд. Звучит фрагмент.
Учитель: Какой он?
Ученики: Задорный, шутливый, бодрый…
Учитель: Теперь слушайте песню целиком. В данном случае у вас другая задача: показать, когда поют хором, а когда – соло. Во время хорового фрагмента поднимайте раскрытую ладошку, а во время сольного - кулачок.
5 Слайд. Звучит фрагмент.
Ученики выполняют задание.
Учитель: Есть задорная и озорная песня, в которой поется: «…и конечно, припевать лучше хором…». Давайте ее выучим, но прежде распоемся.
6 Слайд. Распевка «Утро».
7 Слайд. Звучит песня В. Шаинского на слова М. Матусовского «Вместе весело шагать…»
Учитель: Ребята, припев будем петь все вместе, а в куплете - каждый по одной строчке. Получиться, что каждый немножко побыл солистом.
Исполнение песни учениками.
Учитель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали?
Как называют исполнителя, который поет один? (Солист)
А если поют все вместе, то это …? (хор)
Музыкальное вступление звучит в начале песни или в конце? ( В начале).
Как называют ту часть песни, где слова постоянно повторяются? (Припев).
8 Слайд. До новых встреч!
Ребята, сегодня на уроке вы все хорошо занимались. Наш урок подошел к концу, но я с вами не прощаюсь, а говорю до новых встреч!