Урок-соревнование в 1 классе на тему «Сложение и вычитание в пределах 10»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар
муниципального района Клявлинский Самарской области
Урок – соревнование по математике в 1 классе
«Сложение и вычитание в пределах 10»
Учитель начальных классов
Дижениной Н.А.
2017 год
Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.
Цель: Совершенствование вычислительных навыков.
Задачи:
закреплять знания о составе чисел в пределах 10;
закреплять понимание смысла действий сложения и вычитания;
закреплять умение решать простые задачи;
закреплять знания о геометрических фигурах; развивать логическое мышление.
формировать УУД.
Планируемый результат:
Предметные Научатся: проверять истинность равенства на предметных и графических моделях; записывать равенство, соответствующее рисунку; вычислять значения выражений в одно действие.
Универсальные учебные действия
Регулятивные: анализировать рисунки с количественной точки зрения; находить количество предметов, пользуясь присчитыванием и отсчитыванием по единице, знания состава чисел в пределах 10.
Познавательные: выбирать знаково-символические модели (числовые выражения), соответствующие действиям, изображенным на рисунке; выбирать рисунок, которому соответствует данное равенство; классифицировать предметы по различным основаниям.
Коммуникативные: описывать в речевой форме ситуации (действия с предметами), изображенные на рисунках; анализировать выражения, составленные по определенному правилу.
Личностные Самооценка на основе успешности учебной деятельности.
Основные понятия. Сложение. Вычитание. Компоненты действий сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Состав чисел в пределах 10. Геометрические фигуры. Задача.
Межпредметные связи
Математика, геометрия, окружающий мир, физическая культура.
Ресурсы:- дополнительные:
- аудиозапись спортивного гимна России;
- наглядный материал - талисманы Олимпиады;
- карточки «шифровка» для парной работы (приложение 1);
- презентация "Олимпиада"(приложение 2);
- электронная игра «Сказочные задачи» (приложение 3);
- математическая эстафета (приложение 4);
- презентация «Геометрические задачи» (приложение 5);
- алгоритм самооценки (приложение 6);
- презентация «физкультминутка» (приложение 7):
- математическая эстафета (приложение 8);
- "Найди ошибку" (приложение 9).
Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Учебно-лабораторное оборудование. Автоматизированное место учителя, проектор, интерактивная доска, Документ-камера.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Учебно-лаборатоное оборудование |
Планируемые результаты УУД |
|||
Предметные |
УУД |
|||||
I. Организационный момент(3 мин) |
||||||
Рада видеть вас, друзья. Меня зовут Наталья Алексеевна. Поприветствуем гостей и за дело веселей. Математика нас ждёт, Начинаем наш урок. |
Слушают учителя.
|
|
|
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
||
II. Актуализация опорных знаний и постановка целей и задач урока.(7 мин) |
||||||
1.Постановка целей урока. Чтобы тему урока узнать, Надо вам быстро примеры решать.
2.Вводная беседа. - Что такое Олимпиада? (У древних греков так назывались спортивные состязания в городе Олимпия - олимпийские игры.) - Какая Олимпиада будет проходить скоро в нашей стране? - В каком городе? Олимпийские игры являются крупным спортивным событием, в которых тысячи спортсменов со всего мира соревнуются в различных видах спорта. Есть два варианта этого международного спортивного события — Олимпийские летние и зимние Олимпийские игры, каждая из которых проходит поочередно через каждые два года. У олимпиады есть свои символы. Одним из них является олимпийский огонь. Олимпийский факел принимается на всех континентах и сопровождается до места проведения игр, чтобы зажечь олимпийский огонь и начать игры. Мы проведём сегодня на уроке нашу математическую олимпиаду. |
Работа в парах. Решают примеры на сложение - вычитание в пределах 10 и расшифровывают слово. (Олимпиада) Приложение 1.
(Возможно, кто-нибудь из детей даст ответ "Зимняя Олимпиада. В городе Сочи".)
|
Документ-камера - цель использования: активизация познавательной деятельности учащихся. Время использования 2мин.
|
Уметь воспроизводить состав чисел в пределах 10.
|
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
||
III. Практическое применение.(30 мин) |
||||||
1.Закрепление вычислительных навыков в пределах 10. - Чтобы зажечь огонь нашей Олимпиады, проведём эстафету. Для этого надо быстро и правильно решить все примеры.
Проверим, ваши ответы и посмотрим, зажжётся ли наш олимпийский огонь.
Мы зажгли олимпийский огонь и поднимаем олимпийский флаг. Олимпийский флаг - это пять переплетенных колец на белом фоне. Эти кольца окрашены в синий, желтый, черный, зеленый и красный цвет, и переплетены друг с другом. Пять колец представляют пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка и Океания. Обе Америки рассматриваются, как единый континент. Наша олимпиада начинается. 2.Решение задач. Первым вместе с нами на старт выходит символ зимней олимпиады в Сочи - Белый Мишка. 1-ое состязание «Сказочные задачи».
3. Взаимосвязь между компонентами и результатом действий сложения и вычитания. Следующим вместе с нами на старт выходит один из самых быстрых, умных и ловких зверей на нашей планете - Леопард. 2 - е состязание назовёт нам тех из вас, кто научился быстро считать, знает, как называются числа при выполнении действия сложения и как они связаны между собой.
Вместе с нами выполнял это задание Белый Мишка. Давайте проверим, правильно ли он его выполнил. Задание "Найди ошибку» Физ.минутка Всем полезно без сомненья Всё, что связано с движеньем. Вот, поэтому ребятки Будем делать мы зарядку. 4.Геометрический материал. - На следующий 3-ий этап соревнований вместе с нами выходит весёлая Зайка. Она очень любит кататься на коньках. После её занятий на льду остаются разные узоры. Многие из них напоминают геометрические фигуры. Наша задача - правильно назвать геометрические фигуры.
5.Последовательность чисел в пределах 20. Одним из символов Олимпийских игр является его девиз. Вместе с нами на этот этап выходят все талисманы Олимпиады в Сочи. Поможем им восстановит его. Расставьте по порядку карточки по порядку возрастания чисел. Затем переверните их и прочитайте слова. |
Решают примеры на доске, передавая мел красного цвета - факел, под запись песни спортивного гимна России ("Вперёд, Россия!")
Приложение 8.
Слушают текст задачи, решают, выходят к доске и из предложенных 3 вариантов ответов выбирают один.
Учащиеся заполняют таблицу "Компоненты и результаты действия сложения" - вставляют пропущенные числа - слагаемые.
Проверяют заполнение таблицы, исправляют неверные ответы. Музыкальная физкультминутка Слушают задание, называют изученные геометрические фигуры.
Учащиеся, в парах, выкладывают из конвертов карточки с числами, расставляют их по порядку возрастания и читают девиз Олимпийских Игра «Быстрее, выше, сильнее». |
Презентация "Олимпиада " Приложение 2. Цель использования - развитие интереса к предмету. Время использования 2 мин.
Приложение 3. ЦОР Электронная игра «Сказочные задачи». Цель использования - закрепить умение решать задачи в одно действие. Ученик стилусом указывает на ответ задачи. Если задача решена верно, раздаются аплодисменты и над ответом появляются звёздочки. Если ответ неверный - раздаётся гудок. Время использования 3мин.
Приложение 4. Документ-камера. Проверка - таблица ученика выполнившего задание первым. Цель использования – формирование самооценки успешности учебной деятельности. Время использования 2 мин. Приложение 9 "Найди ошибку" Документ-камера. Цель использования - уметь оценивать правильность выполнения вычислений. Стилусом исправляют неверные ответы. Время использования 2мин. Приложение 5. Презентация «Геометрические задачи». Цель использования - проверить знания учащимися названия геометрических фигур и умения решать логические задачи с ними. Время использования 3 мин. |
Уметь вычислять значения выражений в пределах 10.
Уметь решать задачи в 1 действие.
Уметь называть компоненты действий сложения и вычитания, взаимосвязь между ними.
Знать и правильно называть геометрические фигуры.
Воспроизводить последовательность чисел в пределах 20. |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (регулятивные УУД).
Поиск и выделение необходимой информацией; умение пользоваться в своей системе знаний (познавательные УУД).
Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта (регулятивные УУД). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (познавательные УУД). Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий (коммуникативные УУД). |
||
V. Итог урока (5 мин) |
||||||
Рефлексия. Самооценка учебной деятельности. Наша Олимпиада заканчивается. Давайте подведём её итоги. |
Читают и продолжают следующие предложения: Я понял … Я узнал … Мне было интересно… Мне было трудно … |
Презентация "Итог урока" Цель использования - формирование умения давать самооценку своей деятельности на уроке. Время использования - 2 мин. |
Называть состав изученных чисел, геометрические фигуры, решать задачи в одно действие. |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
Приложение 4.
"Компоненты и результаты действия сложения".
Первое слагаемое |
|
2 |
|
|
1 |
|
3 |
8 |
|
3 |
Второе слагаемое |
3 |
|
5 |
6 |
|
2 |
|
|
4 |
|
Сумма |
6 |
7 |
9 |
8 |
8 |
9 |
5 |
9 |
8 |
7 |
Приложение 8.
Математическая эстафета
3 + 2 6 + 2
9 - 4 7 - 4
6 + 1 5 + 2
3 + 3 2 + 2
7 - 2 8 - 2
2 + 5 3 + 5
3 + 4 5 + 4
8 - 5 6 - 3
2 + 6 4 + 3
8 - 5 9 - 4
6 + 3 4 + 4
Приложение 9.
Первое слагаемое |
3 |
2 |
5 |
3 |
1 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Второе слагаемое |
3 |
7 |
2 |
4 |
6 |
2 |
6 |
3 |
4 |
6 |
Сумма |
6 |
8 |
9 |
8 |
8 |
7 |
8 |
7 |
9 |
7 |