Урок русского языка в 5 классе «Составление словарной статьи»
Тема урока: Составление словарной статьи
Цели урока:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний,
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, добывать недостающую информацию с помощью вопросов,
предметные: научиться составлять словарную статью, конструировать текст типа речи описание по алгоритму выполнения задания.
Ход уроков
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся. |
УУД |
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
- Добрый день, ребята! Как ваше самочувствие? Надеюсь, что урок у нас пройдёт плодотворно и организованно. |
|
Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
- Что такое словари? Какие вы знаете словари? Что помогает нам узнавать разные сведения, подробно о словах разных лексических групп? (Словари.) Какие лексические словари вам известны, какими из них вы пользуетесь? |
Дети отвечают на вопросы, приводят примеры.
|
Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного. |
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации. |
Слово учителя: Словари — настольные книги каждого образованного человека. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Сегодня мы попытаемся научиться составлять словарную статью.
|
Понять, как составляется словарная статья.
Записывают дату и тему урока.
|
Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
IV. Открытие нового знания. |
-Ребята , давайте обратимся к «Толковому словарю», который есть у вас в учебнике. Обратите внимание на то, как составляется статья. А теперь давайте сами попробуем составить словарную статью. Что означают слова ксерить и канонить! Правильно ли употреблять эти глаголы? Копировальный аппарат в России часто называют ксероксом от названия известной копировальной техники Xerox. Этот аппарат долгое время был единственным в своей области, поэтому все привыкли называть его ксероксом. Появился глагол ксерить в значении «снимать копию». А в некоторых областях Дальнего Востока первенствовала компания Canon, и поэтому там более распространён глагол канонить. И ксерить, и канонить не заимствования, а жаргонизмы с заимствованными корнями. Правильно же говорить и писать так: ксерокопировать, отксерокопировать, снять копию, копировать, скопировать. |
Знакомятся со словарной статьей в «Толковом словаре» Чтение словарной статьи.
|
Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
V.Физминутка. |
Раз- подняться, подтянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре- руки шире, Пять- руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. |
Выполняют гимнастику. |
Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
VI. Обобщение и систематизация знаний: индивидуальное задание, работа в парах. |
Работа со словарной статьей. Составить словарную статью. Происхождение слова харатья. В драме «Борис Годунов» А.С. Пушкина летописец Пимен Говорит о своём будущем последователе, монахе-книжнике: Засветит он, как я, свою лампаду — И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет. — Как связаны слова хартия и харатья! Словарь А.П. Евгеньевой: харатья — то же, что хартия в первом значении. Хартия. I. Старинная рукопись, документ, а также материал (обычно папирус или пергамент), на котором они написаны. 2. В составе названий некоторых документов общественно-политического значения. Великая хартия вольностей в Англии. Хартия профсоюзных прав трудящихся 1953 г. Школьный этимологический словарь русского языка: хартия. Др.-рус. заимств. из греч. яз., где chartia — уменьшит.-ласкат. форма от chartes — лист папируса. Значение «грамота» возникло позднее. Словарь Ожегова: хартия. 1. Старинная рукопись, а также материал, на котором она написана (спец.). 2. В составе некоторых названий: документ важного общественно-политического значения. Олимпийская хартия. Словарь Т.Ф. Ефремовой: хартия. 1. 1) Старинная рукопись, грамота. 2) Материал (обычно папирус или пергамент), на котором написана рукопись. 2. 1) Название ряда документов, и которых выражаются политические требования представителей различных социальных слоев и классов. 2) устар. Документ, дававший или подтверждавший в Средние века какие-л. права и вольности. Словарь Д.Н. Ушакова: хартия, жен. (греч. chartes) (ист.). I. Материал (обычно папирус или пергамент), на котором написана рукопись. 2. Старинная рукопись, грамота. 3. Названия некоторых документов значительного общественно-политического содержания (полит.). Великая хартия вольностей в Англии. Конституционная хартия 1814 г. во Франции. Итак, все словари единодушны. Мы выяснили, что харатья — то же, что хартия, старинная рукопись, а также материал, на котором она написана. |
Выполняют задание. |
Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. 3.Пользоваться словарями разных типов. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные УУД: 1.Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. |
VII.Рефлексия |
Учитель: Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги.
|
Отвечают на вопросы.
|
Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
VIII.Домашнее задание. |
Дома составить статью со словом – лексика. |
Записывают домашнее задание.
|
|