Урок русского языка в 5 классе «Составление словарной статьи»

9
0
Материал опубликован 7 November 2019 в группе

Тема урока: Составление словарной статьи

Цели урока:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний,

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, добывать недостающую информацию с помощью вопросов,

предметные: научиться составлять словарную статью, конструировать текст типа речи описание по алгоритму выполнения задания.

Ход уроков

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята! Как ваше самочувствие? Надеюсь, что урок у нас пройдёт плодотворно и организованно.

 

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: 

повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Что такое словари? Какие вы знаете словари? Что помогает нам узнавать разные сведения, подробно о словах разных лексических групп? (Словари.)

Какие лексические словари вам известны, какими из них вы пользуетесь?

 

Дети отвечают на вопросы, приводят примеры.

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД: 1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации.

Слово учителя: Словари — настольные книги каждого образованного чело­века. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Сегодня мы попытаемся научиться составлять словарную статью.

 

 

 

Понять, как составляется словарная статья.

 

 

Записывают дату и тему урока.

 

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Открытие нового знания.

-Ребята , давайте обратимся к «Толковому словарю», который есть у вас в учебнике.

Обратите внимание на то, как составляется статья.

А теперь давайте сами попробуем составить словарную статью.

Что означают слова ксерить и канонить! Правильно ли употреблять эти глаголы?

Копировальный аппарат в России часто называют ксероксом от названия известной копировальной техники Xerox. Этот аппарат долгое время был единственным в своей области, поэтому все привыкли называть его ксероксом. Появился глагол ксерить в значении «снимать копию». А в некоторых областях Дальнего Востока первенствовала компания Canon, и поэтому там более распространён глагол канонить.

И ксерить, и канонить не заимствования, а жаргонизмы с заимствованными корнями. Правильно же говорить и писать так: ксерокопировать, отксерокопировать, снять копию, копировать, скопировать.

 

 

Знакомятся со словарной статьей в «Толковом словаре»

Чтение словарной статьи.

 

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V.Физминутка.

Раз- подняться, подтянуться,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют гимнастику.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Обобщение и систематизация знаний:

индивидуальное задание, работа в парах.

Работа со словарной статьей.

Составить словарную статью.

Происхождение слова харатья.

В драме «Борис Годунов» А.С. Пушкина летописец Пимен Говорит о своём будущем последователе, монахе-книжнике:

Засветит он, как я, свою лампаду — И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет.

Как связаны слова хартия и харатья!

Словарь А.П. Евгеньевой: харатья — то же, что хартия в первом значении. Хартия. I. Старинная рукопись, документ, а также материал (обычно папирус или пергамент), на котором они на­писаны. 2. В составе названий некоторых документов обществен­но-политического значения. Великая хартия вольностей в Англии. Хартия профсоюзных прав трудящихся 1953 г.

Школьный этимологический словарь русского языка: хар­тия. Др.-рус. заимств. из греч. яз., где chartia — уменьшит.-ласкат. форма от chartes — лист папируса. Значение «грамота» возникло позднее.

Словарь Ожегова: хартия. 1. Старинная рукопись, а так­же материал, на котором она написана (спец.). 2. В составе неко­торых названий: документ важного общественно-политического значения. Олимпийская хартия.

Словарь Т.Ф. Ефремовой: хартия. 1. 1) Старинная руко­пись, грамота. 2) Материал (обычно папирус или пергамент), на котором написана рукопись. 2. 1) Название ряда документов, и которых выражаются политические требования представите­лей различных социальных слоев и классов. 2) устар. Документ, дававший или подтверждавший в Средние века какие-л. права и вольности.

Словарь Д.Н. Ушакова: хартия, жен. (греч. chartes) (ист.). I. Материал (обычно папирус или пергамент), на котором на­писана рукопись. 2. Старинная рукопись, грамота. 3. Названия некоторых документов значительного общественно-политиче­ского содержания (полит.). Великая хартия вольностей в Англии. Конституционная хартия 1814 г. во Франции.

Итак, все словари единодушны. Мы выяснили, что харатья — то же, что хартия, старинная рукопись, а также материал, на котором она написана.

Выполняют задание.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

3.Пользоваться словарями разных типов.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные УУД:

1.Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VII.Рефлексия

 

Учитель: Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

VIII.Домашнее задание.

Дома составить статью со словом – лексика.

Записывают домашнее задание.

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.