12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Калентьева172
О себе- лишь объективно, Перед судьями не врут: Не конфликтна, позитивна, По работе креативна, И люблю свой нужный труд.
Россия, Красноярский край, г.Норильск
Материал размещён в группе «Уроки информатики в условиях ФГОС»
10

Урок «Создание анимированной открытки(коллажа) в растровом графическом редакторе Gimp»



Технологическая карта урока

Составила Учитель Богаченко Галина Васильевна

____________________________

Предмет Информатика

Класс 10

Дата проведения

Тема урока «Работа со слоями. Создание праздничной открытки ( коллажа)»

Цели урока

Образовательные: ввести понятие коллажа; познакомить учащихся с основными приёмами работы со слоями и инструментами (текст, инструменты группы выделение, преобразование) в растровом графическом редакторе; формировать у учащихся навыки работы в Gimp;

Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира.

Воспитательные: формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала; использование полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни

Планируемые результаты

предметные

Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; развитие коммуникативных качеств у школьника в процессе практической деятельности

Метапредметные: владение знаково-символическими действиями; умение оценивать результат – художественный ответ – на поставленную задачу.

Предметные: знание способа работы – коллаж и его возможности в графическом редакторе Gimp; приобретение опыта выполнения данной работы.

Тип урока

Комбинированный

Основные термины и понятия

Коллаж, композиция, шрифт, выделение, слой, кисти, градиент, анимация, перспектива, преобразование

Использование современных образовательных технологий

Компьютер, графический редактор Gimp, проектор, учебные иллюстрации к данному уроку, распечатанная методическая разработка.

Аппаратное и программное обеспечение

Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся с ОС Linux/ Windows, учебная презентация.

Формы контроля

Беседа, опрос, творческий просмотр.

Домашнее задание

Повторить изученный материал.


 


 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный этап (2 минуты)

Настраивает учащихся на рабочую обстановку, проверить готовность детей к уроку.

Добрый день ребята!

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. «Улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации

Повторение пройденного материала на прошлом уроке

(3 минуты)

Фронтальный опрос.(Слайд 2)

Какие 2 типа изображения вы знаете?

Назовите минимальный элемент растрового изображения.

Какие графические редакторы вы еще знаете?

Чем отличаются гр. редактор Gimp и например Corel Draw? 

А в чем их принципиальное оличие? 

Сколько окон в редакторе Гимп? Какие?

Перечислите способы создания нового слоя? 

Какими образом можно изменить расположение слоев? 

Отвечают на вопросы

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Мотивация учебной деятельности учащихся

(постановка цели и задач урока)

(3 минуты)

Наш урок мы начнем с интеллектуальной разминки. Разгадаем ребусы. Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер.

Слайды 3,4

Какие слова зашифрованы при помощи ребусов?

Слайд 5

Кто-нибудь из вас может объяснить значение этих терминов?

Что объединяет эти понятия?

Слайд 6

Итак тема урока: Работа со слоями. Создание праздничной открытки ( коллажа) с использованием анимации.

Давайте рассмотрим обычную открытку. Каким образом получено изображение на её обложке?

Каким образом мы можем добиться полученного эффекта, имея под рукой растровый графический редактор типа «Gimp»?

Какие шаги нам нужно для этого пройти?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Разгадывают ребусы.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Изучение новой темы

(10 минут)

Слайды 7-24

Коллаж – это технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Этот прием предполагал вырезание различных фрагментов изображений, из газет и журналов, и наклеивание их вместе на лист бумаги для создания единой картинки и в детстве многие из нас делали аппликацию, которая является разновидностью коллажа. В редакторе Gimp, чтобы вырезать фрагменты, ножницы и бумагу для наклеивания нам заменят инструменты. Как вы думаете какие? Ответ: инструменты выделения (как правило). 

Да молодцы. Но это только один способ, а какие еще могут быть способы? Начинают перечислять инструменты.

Это инструменты

Для того, чтобы «оживить» изображение, можно использовать анимирование.

По способу создания анимации, можно выделить 2 вида:

Покадровая, с созданием промежуточных слоёв вручную;

Покадровая, с созданием слоёв автоматически, при помощи встроенных фильтров.

Качество созданной анимации определяется количеством добавленных промежуточных кадров, то есть прорисованных элементов действий.

Слайд 12: Простейшая анимация: два слоя-кадра, на которых движущийся объект (лапа) находится в крайних положениях движения. Естественно, на натуральность и реализм этот вариант претендует слабо. Есть способ исправления этого недостатка:

-добавить несколько дополнительных кадров, с промежуточными положениями объекта. Чем больше промежуточных положений вы зададите, тем плавнее будет движение.

Применительно к открытке: слайд 13.

Анимации можно создать при помощи следующих фильтров:

Слайд 14: Фильтры -> Анимация -> Плавный переход…

Для его применения необходимо минимум три слоя.

Выставляем нужные нам параметры:

Переходные кадры — отвечает за то, сколько доп. кадров будет добавлено между уже существующими.

Макс. радиус размывания — насколько размытым будет выглядеть движение.

Пункт «Циклическое» указывает, будет ли повторяться этот эффект.

Получившаяся анимированная картинка откроется как новое изображение, так что оригинал не будет затронут.

Применительно к открытке: Слайд 15

Слайд 16: Фильтры -> Анимация -> Волны

Фильтр работает с одним слоем.

Эффект от применения будет напоминать водную поверхность, в которую бросили камень

Разберем параметры:

Размах-то, насколько сильно будет искажено волнами изображение.

Длина волны — ненаучно говоря, расстояние от одной волны до следующей.

Пункт Обратное направление отвечает за распространение волн (к центру или из центра)

Слайд 17: Фильтры -> Анимация -> Вращающийся шар…

Проецирует изображение (один слой) на вращающийся шар.

Параметры:

Кадры — число кадров

Повернуть слева направо — направление вращения шара

Прозрачный фон — указывает, останутся ли прозрачные зоны изображения таковыми при проецировании на шар.

Индексировать в n цветов (0 — оствить в RGB) — параметр, позволяющий оптимизировать цвета на объекте.

Работать с копией — будет создана копия обрабатываемого изображения, которая и спроецируется на шар.

Слайд 18-19: Фильтры -> Анимация -> Рябь…

Работает с одним слоем, добавляя изображению эффекта ряби на воде.

В конце пути Фильтры -> Анимация -> … есть 3 пункта, касающиеся оптимизации итогового изображения:

1) Оптимизация (для GIF) — изменяет изображение так, чтобы уменьшить размер файла для сохранения анимации в формате GIF.

2) Оптимизировать (Разница) — уменьшить размер файла, объединяя слои там, где это возможно.

3) Разоптимизировать — убирает всякую оптимизацию изображения для более удобного редактирования.

И, наконец…

Экспорт

После того, как вы завершите работу над своим творением, нужно все правильно сохранить.

Файл -> Сохранить как…

Появится окно: Слайд 21-23.

Более подробно создание анимации можно рассмотреть на сайте http://www.progimp.ru/ в разделе Уроки-> Как сделать анимацию в GIMP

Слайд 24: Далее, можно добавить текст к открытке. Выбираем инструмент ТЕКСТ и какой-нибудь красивый шрифт и пишем поздравление или признание. С помощью инструментов преобразования (масштаб, искривление, перспектива и др.) изменяем слой с текстом.

Слушают учителя, смотрят на иллюстративный материал.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра)

Инструктаж по технике безопасности.

(2 минуты)

Слайд 25

Озвучивание инструктажа по технике безопасности на уроке информатики.

Слушают инструктаж

Регулятивные: осознают правила контроля

Самостоятельная работа

(15 минут)

На основе увиденного материала выполните свою самостоятельную работу

Приступают к практической задаче.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои знания, творческие идеи, мысли в графическом редакторе.

Оценивание результатов работы (3 минуты)

Творческий просмотр работ учащихся

Учащиеся показывают свои работы

 

Физминутка (2 минуты)

Проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.

Учащиеся выполняют зарядку для глаз

Идет разминочный процесс рук и глаз для снятия напряжения

Рефлексия (3 минуты)

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели.

Появились ли у вас новые знания, умения в процессе выполнения работы?

Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения?

Что в работе было наиболее интересным?

Каковы были основные трудности и как их вы преодолели?

Пригодятся ли вам навыки создания коллажа, сможете ли вы их использовать в личных целях?

Какие вы можете сделать замечания и предложения для будущих уроков?

Учитель просматривает выполненные работы, ставит оценку.

Осознанно строят выводы. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их. Осуществляют итоговый контроль.

Нравственно-эстетическая функция, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и , что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения.

Домашнее задание (2 минуты)

Задает и комментирует домашнее задание

Используя изученные приёмы, доработать коллаж, привести к эстетически завершенному виду.

Создать анимацию, использую любой рассмотренный на уроке способ создания.

Записывают в дневник.

Воспринимают информацию. Осознанно фиксируют информацию.

 
Анкета рефлексии.

Появились ли у вас новые знания, умения в процессе выполнения работы?


 

Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения?


 

Что в работе было наиболее интересным?


 

Каковы были основные трудности и как их вы преодолели?


 

Пригодятся ли вам навыки создания коллажа, сможете ли вы их использовать в личных целях?


 

Какие вы можете сделать замечания и предложения для будущих уроков?

Опубликовано в группе «Уроки информатики в условиях ФГОС»


Комментарии (3)

Фоминова Елена Владимировна, 14.08.18 в 18:00 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо за интересный материал. Пригодится для работы.
Анна Скрипкина, 10.02.21 в 10:58 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, пригодится в работе))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.