12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
ddimch30 Россия, Волгоградская обл., Волгоград Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок "Становление централизованной системы управления в СССР"
Цели:
1.Обучающие:
охарактеризовать предпосылки установления централизованного управления с СССР;
проанализировать мотивы действий конкурирующих сторон в борьбе за власть;
охарактеризовать методы политической борьбы и возвышения И.В. Сталина;
охарактеризовать результаты борьбы за власть в 1920-1930-е годы.
2.Развивающие:
развитие умения работать с историческим источником;
развитие умения работать с условной наглядностью;
развитие умения делать выводы на основе прочитанного текста и исторических источников.
3.Воспитательная:
воспитание негативного отношения к репрессиям как методу политической борьбы.
Универсальные учебные действия (УУД):
личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация;
регулятивные: формирование способности к целеполаганию, прогнозированию, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
познавательные: формирование способности к самостоятельному выделению и формулированию познавательной цели; поиску и выделению необходимой информации; осознанному и произвольному построение речевого высказывания; смысловому чтению; установлению причинно-следственных связей;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
Целевая аудитория: 10 класс
Оборудование урока:
1.Рабочий лист (прилагается).
2.Никонов В.А., Девятов С.В. История России. 1914 г. — начало XXI в. 10 класс. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. Часть 1. 1914–1945. – М.: Русское слово, 2020.
3.Компьютер, проектор, мультимедийная доска.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент (2-3 минут) | Доброе утро, друзья! Сегодня мы с Вами встречаемся в очередной раз на уроки истории. Очень надеюсь, что это занятие пройдет для нас продуктивно и полезно. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала (35 минут) | Мы с вами уже рассмотрели первые события становления советской власти в нашей стране после октября 1917 года. Давайте кратко опишем ситуацию в стране, которая сложилась к этому моменту. Существовало полное единство в большевистской партии по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики? Кто же были основные лидеры партии, вступавшие во взаимную полемику? Хорошо! Давайте запомним эту особенность политического развития Советского государства. А теперь послушайте фактически политическое «завещание» В.И. Ленина, сделанное в Письмах к съезду в конце 1922 – начале 1923 годов: «Я советовал бы очень предпринять на этом съезде ряд перемен в нашем политическом строе… В первую голову я ставлю увеличение числа членов ЦК до нескольких десятков или даже до сотни…такая вещь нужна и для поднятия авторитета ЦК и для серьезной работы по улучшению нашего аппарата, и для предотвращения того, чтобы конфликты небольших частей ЦК могли получить слишком непомерное значение для всех судеб партии. …Я думаю, что основным в вопросе устойчивости с этой точки зрения являются такие члены ЦК как Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК но и чрезмерно хватающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела. Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу, и если наша партия не примет мер к тому, чтобы этому помешать, то раскол может наступить неожиданно. Я не буду дальше характеризовать других членов ЦК по их личным качествам. Напомню лишь, что октябрьский эпизод Из молодых членов ЦК хочу сказать несколько слов о … Так в чем же было политическое «завещание» В.И. Ленина? Хорошо! А теперь давайте сопоставим некоторые факты (постановка проблемы). В.И. Ленин говорит о расширении коллективизма в управлении, о недопустимости внутрипартийной борьбы, столкновении лидеров. Но все мы знаем, как характеризуется политически период развития государства, начиная со смерти Ленина в 1924 году и особенно с 1930-х гг. Кстати, как? Что же могло произойти в этот отрезок времени, что полностью перечеркнуло «завещание» В.И. Ленина? Отлично! Тогда мы с вами будем исходить из того, что И.В. Сталин одержал победу в политической борьбе. Тогда давайте определимся с мотивами действий Иосифа Виссарионовича в этой борьбе (ответы записываются в тетрадь, рабочие листы). Итак, определившись с мотивами борьбы, давайте посмотрим, какими методами устанавливалась эта полная личная власть И.В. Сталина в государстве. Для этого я вам предлагаю поработать с таблицей (она представлена в ваших рабочих листах). Таблица выводится на экран. В таблице указаны состояние в различных сферах жизни государства в 1920-е и 1930-е годы. Нам остается с вами заполнить только второй столбец, где пропущены методы, конкретные события, приведшие к изменению ситуации. Для работы с таблицей вам понадобиться текст параграфа 19 (пункты 4,5,6). Думаю, что 7-8 минут для этого вам будет достаточно. А после этого мы вместе посмотрим эти события.
Итак, давайте посмотрим, как и к чему привела политика властей во главе с И.В. Сталиным к концу 1930-х гг. Учащиеся зачитывают свои результаты, параллельно они вносятся в таблицу на экране. Хорошо! А теперь давайте вернемся к вашим предположениям о том, что происходило в период после смерти В.И. Ленина. Являются ли ваши предположения верными? Можем ли мы утверждать, что происходящие в стране события являются следствием мотивов политической деятельности И.В. Сталина? А теперь давайте акцентируем наше внимание на одном термине, который вы уже встретили. Какое общее понятие будет характеризовать все изложенные нами события? Давайте попытаемся дать определение этому понятию. Хотелось бы услышать ваше мнение о целесообразности и правильности применяемых И.В. Сталиным мер для укрепления личной власти. | В политической сфере: строительство нового государства, ограничение внутрипартийной полемики и борьбы, укрепление новый органов власти, создание единого советского государства (СССР). В экономической сфере: существование политики «военного коммунизма», приведшей страну к кризису, замена ее на НЭП, который отличался значительными противоречиями с политической системой. В социальном плане: складывание социально однородного государства рабочих и крестьян, высылка интеллигенции, ущемление прав церкви. Нет. По важнейшим вопросам были дискуссии: вопрос заключения мира, создания СССР, развертывания НЭП и т.д. Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Каменев и др. В том, чтобы сохранить и расширить коллективное управление партией и государством; чтобы исключить раскол партии и развал страны из-за личной борьбы политической элиты и лидеров партии. Становление и развитие тоталитаризма и единоличного управления И.В. Сталина (ответы учащихся записываются на доску). Развернулась борьба за власть, в которой победу одержал И.В. Сталин. Мотивы действий И.В. Сталина в политической борьбе: 1.Борьба с внутрипартийной оппозицией. 2.Установление личной власти. 3.Полный контроль над всеми процессами в стране.
Да, являются. Да, можем. Репрессии. Репрессии – меры давления, принуждения, уничтожения политических оппонентов или противников с целью укрепления собственной власти. Ответы учащихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление | Итак, мы с вами сегодня проследили путь политического развития СССР в 1920-1930-е гг. Становления фактически системы централизованного государства. Давайте еще раз повторим пройденный материал. Но предлагаю его повторить в форме кластера (схемы): | Один из учащихся заполняет кластер (схему) у доски Борьба с оппозицией установление полный контроль личной власти репрессии культ личности Сталина тоталитаризм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание (2 минуты) | Большое спасибо за сегодняшнее занятие. Очень надеюсь, что белых пятен в истории для вас осталось меньше. Мы сегодня сознательно концентрировались только на фактах, чтобы не утонуть в реке мнений по поводу становления тоталитарного общества в СССР. Думаю, что вы сделаете собственные выводы на основе сегодняшнего урока. Но вы должны помнить, что однобоко рассматривать события нельзя никогда. Итак, дома я вас прошу закрепить сегодняшний материал с помощью текста учебника - § 19 (пункты 1-6). А также в ваших рабочий листах есть выдержки из Конституции СССР 1936 года. Я вас прошу ознакомиться с этими выдержками и сопоставить происходившие события в стране с текстом главного закона страны того периода времени. А на следующем уроке мы это обсудим с вами. | Записывают домашнее задание. |
Список использованных источников и литературы
Источник: В.И. Ленин, ПСС, издание 5-е, т. 45, стр. 343-348.
Конституция СССР 05.12.1936 года.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Таблица: Изменения в различных сферах общественной жизни в 1920-1930-е гг.
Состояние на 1920-е гг. | Методы изменений | Состояние на 1930-е гг. |
Лидирующие позиции в партии занимают Л. Троцкий, Г. Зиновьев, Л. Каменев, Н. Бухарин, А. Рыков. | | Главенство в партии принадлежит только И.В. Сталину. |
Наличие в стране небольшевистских партий (Промпартия, Трудовая крестьянская партия, Союзное бюро меньшевиков) | | В стране существует только одна партия – ВКП(б) |
В управлении предприятиями работают квалифицированные специалисты царского периода, нэпманы иностранцы. | | Квалифицированных управленцев на местах практически не осталось. |
Квалифицированный высший командный состав, в том числе офицеры, служившие еще в царской армии. 5 маршалов. | | Кризис обороноспособности страны, армии. 2 маршала (К. Ворошилов, С. Буденный). |
Прослойка крепких «фермерских» хозяйств на селе. | | Сплошная коллективизация и уравнивание. |
Конституция Союза Советских Социалистических Республик (5 декабря 1936 года)
Глава I. Общественное устройство.
Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест».
В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».
Глава X. Основные права и обязанности граждан.
советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.
…Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.
…Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.
…Статья 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
…Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни
является непреложным законом.
…Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной
пропаганды признаются за всеми гражданами.
…Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:
а) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий,
необходимых для их осуществления.
Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право
объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные
общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.
Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
Глава XI. Избирательная система.
Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.