12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Индира Саитова404
Пока в глазах своих мальчишек я вижу интерес - я буду работать в школе.
Россия, Архангельская обл., г. Мирный
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
7

Урок "Технологии копирования. Приемы копирования рисунка для изготовления изделий из древесины" .

6 класс. Технология.


Тема урока: "Технологии копирования. Приемы копирования рисунка для изготовления изделий из древесины" .


Цель: научить обучающихся технологиям копирования и простым приёмам перевода рисунка на заготовку, ознакомив их с разновидностями технологии копирования.

Обучающая: ознакомить обучающихся с назначением приспособлений для копирования, правилами безопасной работы и с основными приемами перевода рисунков на заготовку.

Развивающая: развивать навыки владения приёмами копирования, соблюдать технику безопасности при выполнении работы; развивать представление о разновидностях художественной обработки древесины;

Воспитательная: совершенствовать умение выполнять работу над изделием качественно и аккуратно, воспитывать у обучающихся художественный вкус трудолюбие, чувство прекрасного.

Инструменты и оборудование: набор образцов, шаблоны, эскизы, копировальная бумага, калька, пергамент, папиросная бумага, циркуль, линейки, карандаши, бумага для перевода рисунка, заготовки фанеры для изделий, готовые тампоны для технологии копирования, растительное масло, влажные салфетки.

Ход урока

. Организационный момент.

Проверка внешнего вида.

Назначение дежурных.

. Повторение пройденного материала.

Добрый день, мои ребята. Ну что? Готовы послушать очередную историю с Эдиком? (Рассказ на примере постоянного героя урока технологии). Сегодня она называется:

"Ничего страшного!"

Собираясь утром в школу, Эдик так и не вспомнил, куда он положил свою спецодежду. "Ну, ничего страшного, пойду без неё. Учитель сказал, что сегодня лобзик на уроке не пригодится, а значит выпиливать мы не будем, да и зачем мне тогда спецодежда?"(1) Итак, урок. Всем ребятам раздали заготовки и дали задание. Эдик поскорее хотел выполнить свою работу, потому очень хотел успеть ко дню рождения мамы и подарить ей своё изделие. За работу он принялся с большим энтузиазмом. Предстояло выбрать из подготовленных эскизов подходящий и перевести его на заготовку. Эдик взял эскиз и пошёл к окну, как выяснилось карандаш он тоже не взял, поэтому решил обвести контуры ручкой(2), правда пришлось часто опускать шариковую ручку вниз, так как она переставала писать в таком положении:"Ну , да ничего страшного!"- думал Эдик, хотя понимал что времени мало, а ребята вон уже обвели выбранный эскиз и делают шаблоны. Когда Эдик обвёл контуры, он заметил что от того что он часто опускал руку, рисунок сдвигался(3), но всё же посчитал что это незначительно и, как он говорит, ничего страшного. Взял копировальную бумагу и сел на своё место переводить на картон. Эскиз был сложный, ведь он его сам выбрал! как никак это подарок маме! - обводя линии он очень старался, пыхтел как говорится, но когда закончил и снял лист копирки увидел что перевёл он не на картон, а снова на свой лист, только с обратной стороны(4). "Ну вот! Ребята уже перевели и вырезают шаблоны, а мне опять переводить! Ладно, ничего страшного!" и он снова принялся за работу. На этот раз, убедившись, что копирка лежит правильно, он уже торопясь быстро перевёл рисунок, не поднимая аккуратно лист, чтобы проверить все ли линии он обвёл, а когда снял копирку заметил что некоторые линии отсутствуют(5). "Ничего страшного"- уже привычно подумал Эдик и решил, что он дорисует эти линии сам. Дорисовал, взял ножницы, правда свои он забыл дома и решил воспользоваться теми что лежат в мастерской для разрезания наждачной бумаги, соответственно и шаблон вырезать получилось как-то не очень ровно и с рваными краями(6)."Ничего страшного, никто не заметит, а мне торопиться надо" - подумал Эдик.Урок уже подходил к концу и предстояло перевести шаблон на заготовку и сдать работу учителю на проверку, чтобы уже на следующий урок начать выпиливать изделие. Эдик быстро обвёл контуры по шаблону."Как-то страшненько получилось"- подумал он, но отложил заготовку в сторону, затем убрал рабочее место, положил на место эскиз изделия и копировальную бумагу, тут он и заметил что испачкал копировальной бумагой рукав рубашки и очень расстроился, зная что она с трудом отстирывается(7). Все ребята тоже были готовы к подведению итогов урока и могли уже свободно рассмотреть что каждый из одноклассников решил выпиливать. "Эдик! Какой у тебя интересный динозавр получится! Здорово!" Эдик удивился и решил, что его друг пошутил, а все ребята тоже захотели посмотреть и подошли к Эдику. Тут он понял, что это была не шутка. Учитель, услышав мнение ребят, удивился, потому что точно знал что в папке с эскизами динозавра нет вовсе., и тоже захотел посмотреть, но тут Эдик грустно признался: "Вообще-то я выбрал эскиз зайца, а он получился СТРАШНЫЙ!(8) " И тут же спросил учителя: " А можно я всё аккуратно переделаю? Я маме хотел подарить – она у меня очень любит зайцев..."

Наш герой предоставляет нам с вами возможность проанализировать эту историю. Итак, давайте все вместе, повторим пройденный материал прошлого урока и на примере нашего героя проведём обсуждение того, что он сделал правильно, а что не правильно.

Оцените, пожалуйста, качество проделанной им работы, соблюдение правил ТБ и проанализируйте положительные стороны его работы и допущенные им ошибки (1,2,3 и т.д.)

Для выпиливания орнаментов и одинаковых контурных рисунков можно применять шаблоны и трафареты, выпиленные из фанеры или вырезанные из плотной бумаги. Их кладут на хорошо прошлифованную поверхность древесины и обводят карандашом.

Рисунок на фанеру переводят с помощью копировальной бумаги и острозаточенного карандаша средней твёрдости (ТМ или Т), пользуясь там, где это необходимо, линейкой и циркулем. Альбомный лист и копировальную бумагу укрепляют двумя кнопками с одной стороны рисунка так, чтобы бумагу можно было время от времени приподнимать над фанерой и проверять правильность перевода.

. Изложение программного материала

Рассказ о технологии копирования рисунка для многократного использования эскиза на примере исторической справки и образца, подготовленного для объяснения новой темы урока.

История

Примерно в 1808 году Пеллегрино Турри создаёт пишущую машинку и копировальную бумагу для неё. Его изобретения не дошли до нашего времени, однако сохранились напечатанные при их помощи документы.

Копировальная бумага на основе сажи стала производиться в 1820-х годах с появлением пишущих машинок. Копирку стали покрывать сажей, смешанной со специальной мастикой, что позволило избавиться от основного недостатка предшественницы — склонности к загрязнению всего, с чем она соприкасалась.

Наибольшее распространение получила копировальная бумага с красочным слоем чёрного (для пишущих машин) и фиолетового (для рукописей) цветов, однако выпускались также копировальные бумаги и других цветов.

Как перенести изображение на основу.

 Cуществует популярное заблуждение, согласно которому «настоящие» художники отвергают саму возможность обвести контуры предмета на бумаге или холсте.

Это заблуждение невероятно далеко от истины.

Веками художники искали возможность точно перевести изображение на плоскую поверхность. И хотя для достижения результата использовались (и используются до сих пор) самые невероятные приспособления, художнику никогда не приходило в голову, что это «обман».

Копирование

Использование восковки или бумажной кальки - это самый простой способ скопировать рисунок или фотографию на бумагу или холст. Вы можете купить восковку хорошего качества в листах или рулонах.

Такая бумага достаточно прозрачная и при этом плотная, поэтому вам будет легко работать.

Перфорированный рисунок

Один из самых распространенных методов переноса изображения состоял в том, что сначала художник в точности перерисовывал нужное изображение. Затем проводил по линиям пунктирным колесиком, прокалывая близко расположенные дырочки. Перфорированный рисунок накладывался на основу, и художник постукивал по нему тряпичным мешочком, наполненным углем или мелом. Порошок попадал на основу через дырочки, и на основе оставалась копия изображения, сделанного с помощью дырочек.

Работа с бумажной калькой (восковкой)

Прикрепите бумажную кальку клейкой лентой к оригиналу и скопируйте его с помощью остро заточенного карандаша или фломастера с тонким стержнем.

Снимите бумагу и нанесите на обратную сторону листа легкую штриховку мягким графитовым карандашом. Затем прикрепите этот лист копировальной бумаги к основе заштрихованной стороной вниз. Вы сможете перенести рисунок на основу, если проведете по нарисованным линиям карандашом.Когда вы снимете восковку, то на основе останется след от графита.

Работа с копиркой

Альтернативой восковке и графитовому карандашу может служить черная или фиолетовая копирка. Положите лист такой бумаги между оригиналом и основой.

Вполне вероятно, что линии, оставленные черной копиркой, покажутся вам слишком непрозрачными и трудно удаляемыми.

Работа с проектором

Вы можете перенести изображение на бумагу или на не растянутый холст с помощью проектора для просмотра слайдов.

Он представляет собой источник света, расположенный за полоской прозрачного стекла или пластика.

Этого света достаточно, чтобы получить четкое изображение через довольно плотную бумагу или холст.

Изменение масштаба

Художникам часто требуется изменить пропорции оригинала, чтобы расположить картину на основе большего или меньшего размера. Существует несколько методов увеличения, переноса и изменения изображения, о некоторых из них мы расскажем ниже.

Сетка

Чтобы аккуратно увеличить или уменьшить масштаб изображения, нарисуйте поверх оригинала сетку с квадратными ячейками. Если вы не хотите портить оригинал, нарисуйте сетку на восковке или на прозрачной поливиниловой прокладке.

Нарисуйте такую же сетку с квадратными ячейками большего или меньшего размера на основе. Чтобы это сделать, посчитайте количество ячеек по горизонтали в сетке на оригинале. Допустим, их оказалось девять. Возьмите линейку, измерьте основание вашего холста по горизонтали и разделите его на девять частей. Углем или карандашом сделайте разметку. С помощью рейсшины начертите вертикальные линии от каждой намеченной точки вверх.

Затем начертите на основе горизонтальные линии. Они должны находиться на таком же расстоянии друг от друга, как и вертикальные линии, и располагаться под прямым углом к ним.

Теперь вы можете копировать оригинал, перенося изображение клетка за клеткой.

Ребята, обратите внимание насколько кажется нам примитивным этот способ, но, одновременно, заметьте насколько он прост и не сложен для выполнения этой задачи в условиях когда под рукой нет современных средств копирования. ​​​​​​​

Итак, для уроков технологии выпускаются специальные альбомы с рисунками; можно для этой цели использовать также рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов.Очень важно уметь правильно перевести рисунок на древесину. Для этого выбранный рисунок, как мы уже с вами неоднократно делали, переводят на кальку или папиросную бумагу.

Давайте рассмотрим такой вариант работы, что один и тот же рисунок со сложным орнаментомдля ажурной пропильной резьбы нам с вами потребуется перевести несколько раз. Что же будет с нашим шаблоном и с орнаментом, когда его переведут , к примеру, хотя бы три человека. Эскиз уже будет искажённым, не правда ли? Вот, именно в этом случае,нам с вами данная технология перевода рисунка как нельзя кстати.

Полученный таким образом шаблон будущего изделия можно копировать необходимое количество раз и в дальнейшем применять для разметки заготовок долгое время.

2. Инструктирование о правилах безопасности.

3. Давайте остановимся на основных правилах :

Отработка технологических приемов.

Демонстрация приемов работы.

IV.Практическая работа.

В качестве подведения итогов по изучению темы "Творческий проект. Разработка эскизов. Технологии копирования"обучающимся предлагается потренироваться в овладении показанными приемами в практической части урока на имеющихся эскизах. Учащиеся должны применить все ранее приобретённые ими навыки по теме :"Копирование образцов" и освоить новую для них технологию копирования для изготовления шаблона для многократного использования на уроках технологии.

Практическую работу обучающиеся выполняют под руководством учителя с индивидуальным контролем и проверкой после каждой технологической операции.

Выполнение данной практической работы требует усидчивости, терпения, и так как прокалывание контуров рисунка труд достаточно монотонный, обучающимся рекомендуется периодически давать рукам отдохнуть, выполняя не сложные упражнения пальцами рук.

V. Заключительная часть занятия.

Уборка рабочих мест в мастерской.

Оценка работ обучающихся.

Закрепление материала по вопросам:

Как вы думаете, пригодятся ли вам изученные приёмы копирования для создания ваших творческих проектов?

Правда ли что не всё можно сделать при помощи современных технологий копирования?

Почему иногда необходимо изготовить именно такой шаблон, который вы сегодня сделали самостоятельно?

Какая из изученных техник копирования вам понравилась больше всего и какую их них вы будете применять в своей работе?

Замечания и выводы по работе и дисциплине обучающихся в мастерской.



Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (1)

Лапина Светлана Александровна, 19.06.20 в 09:13 1Ответить Пожаловаться
Подробно и доступно, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.