Урок технологии по теме «Домашняя заготовка пищевых продуктов»
Концептуальная основа урока: правильная обработка продуктов ведет к сохранению в них полезных веществ и витаминов длительное время.
Цели урока:
обобщить и расширить у учащихся знаний о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов;
формировать у учащихся навыки заготовки продуктов;
развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать и выбирать приемы консервирования продуктов;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Задачи урока:
ознакомить учащихся с полезными веществами и витаминами овощей и фруктов;
обобщить знания учащихся по технологии консервирование продуктов
проанализировать и выбрать информацию о приготовлении цукатов и предложить вариант приготовления.
научиться готовить цукаты.
расширять представления о профессиях людей, воспитывая трудолюбие, уважение к людям труда;
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: биология, домоводство, математика, история.
Техники и технологии:
Цифровой образовательный ресурс:
презентация «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение»;
Проблемный вопрос.
Структура урока:
Организационная часть урока.
Актуализация знаний учащихся о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов.
Изложение нового материала
презентация «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение».
плакат «Способы консервирования».
Закрепление новых знаний:
кроссворд по теме
тестовые задания;.
Практическая работа по приготовлению цукатов из тыквы.
Подведение итогов урока. Оценка и самооценка работы.
Домашнее задание.
Прогнозируемый результат: приготовленные учащимися полуфабрикаты цукатов будут соответствовать рецепту.
ХОД УРОКА
1. Учитель. Здравствуйте! Садитесь те, кто готов к уроку и у кого сегодня хорошее настроение.
2. Учитель Лето дарит нам так много полезных и вкусных овощей и фруктов, что хочется сохранить их надолго, чтобы холодными зимними вечерами наслаждаться неповторимым ароматом и вкусом этих даров.
Девочки, скажите, какими способами можно сохранить продукты на более длительный срок.(ответы).
заморозить
замариновать
засушить
засолить
Молодцы.
А, сейчас вспомним фрукты, которые мы употребляем, и найдем их на брейкворд.
Н | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Ответы на фруктовый брейкворд:
Яблоко, мандарин, банан, лимон, виноград, апельсин, абрикос, ананас, груша, кокос, граната, слива, хурма, персик.
3. Учитель - А сейчас посмотрим презентацию «Классификация овощей, фруктов и ягод. Хранение овощей и фруктов».
Мы узнали, что к основным способам сохранения продуктов относятся: консервирование нагреванием, квашение и соление, маринование (с использованием уксуса, например винного, яблочного), консервирование сахаром, сушка, копчение, вяление, мочение, замораживание, желирование.
Все эти способы основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных микроорганизмов, высокая (80-100С), а также жидкая, кислая и соленая среда препятствуют развитию вредных бактерий. Соление, квашение и мочение – издавна известны на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90 % витамина С.
На плакате «Способы консервирования». показано:
Соление. В процессе соления из пищевых продуктов удаляется большая часть воды, сам продукт пропитывается солевым раствором, в котором большинство разрушающих бактерий неспособны развиваться. Благодаря этому эффекту соление часто используется в различных видах пищевых заготовок.
Квашение. Представляет собой комбинацию биологического консервирования продукта органическими кислотами и соления. Молочнокислые бактерии утилизируют углеводы и сахар в продукте, а также выделяют органические кислоты, которые препятствуют распространению плесени и грибков.
Маринование. Для маринования продуктов используются органические кислоты, которые пригодны для употребления человеком, но губительны для бактерий. Как правило, чаще всего в маринаде используются молочная и уксусная кислота.
Замораживание. Замораживать можно любую зелень, фрукты, ягоды, овощную смесь. Продукты должны быть в чистом виде их нужно тщательно вымыть, хорошо высушить и только потом замораживается в пищевом контейнере или пакетах.
Сушка. Это самый простой, самый дешевый и нетрудоемкий способ заготовки. Сушить можно все, что угодно: ягоды, фрукты, овощи, зелень. Их целиком или нарезанными кусочками сушат на свежем воздухе или в теплой духовке. Можно делать это и в микроволновой печке. Сушить крайне просто. И места много не потребуется! Ни для самого процесса высушивания: можно это делать хоть в комнате или кухне, хоть на балконе; ни для последующего хранения: сушеные заготовки очень уменьшаются в объеме по сравнению с исходным сырьем.
Консервирование сахаром. Блокирование деятельности бактерий возможно не только в условиях достаточной солевой или кислотной концентрации, но также и при высокой концентрации сахара, или других консервантов, разрешенных в пищевой промышленности. В частности, нередко засахаривание используется при высушивании пропитанных сладким раствором продуктов - варенье, желе, цукаты.
4. Учитель А какой из этих способов мы с вами выберем?
А сейчас разгадаем кроссворд.
Кроссворд
Вещество, обладающее бактерицидным действием, входящее в состав некоторых овощей (фитонцид).
Желейная, легкая, пышная масса, взбивается охлажденным подается на десерт (мусс).
Желеобразная масса, содержащая проваренные в сиропе ягоды или плоды равномерно распределенные (конфитюр)
Плоды сваренные в сахарном сиропе (варенье)
Вещество, содержащееся в некоторых плодах и ягодах, способствует образованию желе (пектин).
Продукты применяемые для переработки в домашних условиях (ягоды).
1. | Ф | И | Т | О | Н | Ц | И | Д | |||||
2. | М | У | С | С | |||||||||
3. | К | О | Н | Ф | И | Т | Ю | Р | |||||
4. | В | А | Р | Е | Н | Ь | Е | ||||||
5. | П | Е | К | Т | И | Н | |||||||
6. | Я | Г | О | Д | Ы |
(Ответы). Умницы .
А как их можно приготовить?
Приготовление цукатов. Сваренные плоды или ягоды вместе с сиропом выливают на сито или дуршлаг. Сироп стекает, а на сите остаются полупрозрачные кусочки плодов или цельные ягоды. Чтобы сироп стек полностью и плоды лучше впитали сахар, необходимо оставить их на сите в течение 1,5-2 часов. После этого плоды и ягоды надо разложить в один слой на сите и подсушить в духовке при температуре не выше 40°С, затем обсыпать мелким сахарным песком (должна быть покрыта вся поверхность плодов) и слегка встряхнуть. На 1 кг плодов требуется приблизительно 170-200 г сахара. После обсыпки плоды вторично нужно подсушить в слабо нагретом духовом шкафу. Если приготовляют засахаренные дыню или арбузные корки, их после обсыпки сушат на воздухе при комнатной температуре.
Готовые цукаты надо уложить в банки — каждый вид отдельно или смешать разные плоды и ягоды так, чтобы получился красивый набор. Для этого подбирают различно окрашенные плоды, например, кусочки груш и яблок со сливами, вишнями, рябиной.
Чтобы при хранении цукаты не увлажнялись, их лучше укупорить герметически, закатывая стеклянные банки жестяными крышками, или плотно закрыть пергаментом или целлофаном.
В сухом помещении цукаты можно хранить в деревянных, картонных или фанерных ящиках, выстланных внутри плотной бумагой. Хранить цукаты можно и в вакуумных контейнерах, они позволяют увеличить срок хранения продуктов в 3-4 раза. Вакуум, образованный путем удаления воздуха из контейнера приостанавливает размножение бактерий и окисление продуктов. Вакуумные пищевые контейнеры для хранения продуктов применяются для сохранения свежести, аромата, цвета и питательных веществ любых продуктов питания и прочих вещей, которые необходимо уберечь от порчи. Хранение в вакуумных контейнерах не заменяет обычных способов хранения, а дополняет их.
Сироп, остающийся после варки плодов и ягод, а также излишек сахарного песка после обсыпки плодов используют для варки варенья, джема, повидла или при изготовлении компотов.
Диетологи обвиняют цукаты в избыточном количестве сахара. Да, сахара в них достаточно много, но польза всё же есть – в цукатах содержится большое количество необходимой для пищеварения клетчатки, а также витамины и микроэлементы.
Поэтому диетологи советуют заменять конфеты именно на цукаты.
Пищевая ценность цукатов в 100 гр:
Белки: 3 (г)
Углеводы: 54,5 (г)
Витамины:
* Витамин PP: 2,1 (мг)
* Бэта-каротин: 1 (мг)
* Витамин A (РЭ): 166,6667 (мкг)
* Витамин B1 (тиамин): 0,03 (мг)
* Витамин B2 (рибофлавин): 0,2 (мг)
* Витамин C: 5 (мг)
* Витамин PP (Ниациновый эквивалент):2,598 (мг)
Макроэлементы :
* Кальций: 115 (мг)
* Магний: 92 (мг)
* Натрий: 141 (мг)
* Калий: 2043 (мг)
* Фосфор: 192 (мг)
Микроэлемент:
* Железо: 3 (мг)
Энергетическая ценность (калорийность) цукатов составляет 216,4 ккал.
Учитель. Закрепим свои полученные знания с помощью тестов.
.Лучший способ заготовки ягод на зиму:
А.консервирование
Б. маринование
В.соление
Г.замораживание
2.Это не способ консервирования:
А.сортировка
Б.мочение
В.квашение
Г.сушка
3Лучшая тара для консервирования:
А.деревянная бочка
Б.эмалированное ведро
В.фанерный ящик
Г.стеклянная банка
4.Это не относится к первичной обработке ягод:
А.варка
Б.мойка
В.очистка
Г.сортировка
5.Бланширование-это:
А.тщательная мойка
Б.взвешивание
В. укупорка банок крышками
Г. кратковременная обработка сырья кипящей водой или паром
6.Пастеризация-это:
А. обработка фруктов горячей водой.
Б.обработка ягод горячей водой, температура которой выше 100 градусов
В.способ консервирования с помощью высокой температуры(при температуре до 95)
Г.обезвоживание ягод
7.В домашних условиях продукты в герметической упаковке хранят:
А. в тёмном месте при температуре 4-8 градусов.
Б. при комнатной температуре
В.в морозильной камере холодильника
Г.в светлом месте при температуре 4-5 градусов
8Эти продукты консервированы с помощью сахара:
А.джем
Б.варенье
В.конфитюр
Г.кефир
9.Цукаты-это:
А.желеобразная масса
Б.разновидность джема
В.сушёные фрукты
Г.целые или нарезанные кусочками фрукты или корки, проваренные в сахарном сиропе
10.Мармелад готовят:
А. из любых фруктов
Б.из любых ягод
В.из плодов, обладающих свойством образовывать желе
Г.из сушёных фруктов
11.Очищать, нарезать фрукты и ягоды следует ножами из
А. ржавеющей стали
Б.любыми
В.пластмассовыми
Г.из нержавеющей стали
12.В литровой банке песка:
А.800 г
Б.500 г
В1000г
Г.600 г
13.Концентрация сиропа зависит :
А.от количества воды
Б. от количества сахара
В.от количества сока
Г.от соотношения сахара и воды
Оценивание выполненных работ
11-13 баллов- «5»
9-10 баллов- «4»
7-8 баллов- «3»
1-6 баллов- «2»
5. Учитель. Чтобы приступить к работе давайте повторим правила по технике безопасности при работе с ножом и горячей посудой. Санитарно-гигиенические требования.
В каждой бригаде , бригадир распределяет работу.
Приступаем к работе.
Рецепты цукатов (Инструкционные карты).
цукаты из тыквы.
Ингредиенты:
Тыква — 1.5 кг (мякоть)
Сахар — 800 г
Апельсин — 1 шт.
Вода — 1 ст. (200 мл)
Корица — 1 шт. (палочка)
Кислота лимонная — 1 щепотка (-и)
Сахарная пудра — по вкусу
Приготовление:
1.
Чтобы готовые цукаты получились еще вкуснее, необходимо, чтобы сама тыква, из которой мы будем их делать, была самой сладкой и ароматной. Конечно, идеальным вариантом будет использование мускатной тыквы, форма которой похожа на гитару. Эта сладкая оранжевая красавица обладает еще и невероятным, чуть дынным ароматом.
Но не стоит волноваться, если тыква у вас самая обыкновенная, круглая и не слишком ароматная. Корица и апельсин дополнят аромат любой тыквы, что никто и не догадается, какой ее сорт вы использовали.
Главное выбрать спелую, плотную тыкву, без порчи и признаков гниения.
2.
Тыкву следует вымыть, очистить ее от кожуры, семечек и волокон.
Чистить целую тыкву или ее половину немного тяжеловато. Я делаю так: разрезаю тыкву пополам, ложкой выковыриваю семена и волокна. А потом нарезаю тыкву ломтиками (соответствующих толщине будущих кубиков) и уже с этих ломтиков срезаю кожицу. В 100 раз удобней и быстрее, чем возиться с огромной половиной тыквы.
3.
1,5 кг мякоти тыквы нарежьте кубиками размером не меньше 3 на 3 см. Если сделать размер 2 на 2 см и меньше, то после варки в сиропе и подсушивания в духовке получатся чересчур маленькие и деформированные кусочки цукатов. Старайтесь сделать так, чтобы кубики были одинакового размера, иначе кусочки поменьше быстрее приготовятся в духовке, высохнут и прилипнут к бумаге.
4.
Нарезанные кубики переложите в миску поглубже и засыпьте сахаром. Поставьте миску на ночь в холодное место (в холодильник или на балкон).
5.
За ночь тыква пустит сок, и весь сахар растворится, образуя ароматный тыквенно-сахарный сироп.
6.
Тщательно вымойте апельсин среднего размера. Разрежьте его на кусочки и удалите косточки.
7.
Дольки апельсина переложите в блендер и превратите в пюре.
8.
Перелейте сок из тыквы в просторную кастрюлю, влейте воду, добавьте пюре из апельсина, палочку корицы и маленькую щепотку лимонной кислоты.
Постоянно помешивая, варите сироп на слабом огне и доведите его до кипения.
9.
Переместите кубики тыквы в кастрюлю с кипящим сиропом. Снова доведите до кипения, варите 5 минут, бережно помешивая содержимое.
Выключите огонь и полностью остудите (примерно 2-3 часа не беспокойте тыквенные кубики).
10.
Снова включите огонь и после закипания варите кубики 5 минут. Их уже можно не мешать, а лишь снять пену с поверхности сиропа. Снова выключите огонь и остудите. Повторите такую процедуру еще один раз. В итоге получается три подхода варки.
11.
Слейте остывший сироп с тыквой в сито с крупными дырочками, чтобы мякоть апельсина не задерживалась на поверхности тыквенных кубиков. Немного подождите, дав возможность жидкости хорошо стечь.
12.
Не спешите выливать апельсиновый сироп. Он очень вкусный и сгодится для пропитки бисквита, приготовления мармелада, желе и напитков. А если его еще немного уварить, то получится отличный джем для начинки пирожков, пирогов, а также подойдет в качестве дополнения к блинам, оладьям или сырникам.
13.
Противень, а лучше два (чтобы за один раз приготовить всю партию цукатов), нужно выстелить пергаментной бумагой. Выложите кубики так, чтобы между ними было достаточное расстояние.
Установите температуру духовки 120-130 градусов и подсушите цукаты примерно 1 час. Может уйти немного меньше времени, например, 40-50 минут (время сушки зависит от самой духовки, а также размеров цукатов и сорта тыквы). Постарайтесь контролировать время сушки цукатов и пробовать их на мягкость. Они не должны быть чересчур пересушенными. Помните, что после остывания “конфетки” станут еще тверже и суше.
14.
После положенного времени, проведенного в духовке, извлеките противень с цукатами и прямо на нем слегка присыпьте цукаты сахарной пудрой, так они не слипнуться между собой. Снимите цукаты с бумаги и переместите в миску с сахарной пудрой. Хорошо их обваляйте со всех сторон.
Готовые цукаты переложите в баночку с крышкой и храните при комнатной температуре.
Из 1,5 кг мякоти тыквы у меня получилось 550 г цукатов. Съели мы их быстро, за 2 дня. Если семья у вас большая, смело увеличивайте пропорции. Такие цукаты долго не залеживаются.
Цукаты из тыквы можно сделать с лимонным ароматом, если заменить апельсин лимоном. Только пюрировать лимон не надо (чтобы в готовых цукатах не было горчинки), а просто добавить лимонные дольки в сироп. Такие цукаты будут с легкой кислинкой.
Цукаты можно подавать к чаю, добавлять в выпечку, кашу, украшать ими торты.
Теперь вы знаете, как приготовить вкусное и полезное лакомство – цукаты из тыквы.
Дегустация блюда. Оценивание оформления блюда.
6. Подведение урока.
Девочки, что нового мы сегодня узнали?
Какие цукаты мы сегодня научились готовить?
Какая последовательность приготовления блюда?
Оценка знаний и умений учащихся по бригадам
7. Домашнее задание. Приготовить дома цукаты и угостить родителей.
Учитель. Спасибо за урок.
Список литературы
Барылкина Л.П., С.Е. Соколова. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы:5-9 класс-М. 2006 г.
Бочкарева Н. А. Здоровое питание для школьников.: Самара. 2007
/Журавлева Е. Правила здоровья. О вкусной и здоровой пище. //Народный лекарь. Энциклопедия здоровья.- 2005.- №15 (47).- С. 12-13./
/Целебный напиток. Здоровье ученика и учителя. //Школа и производство.-2006.- №4.- С.34./
Технология.обслуживающий труд: 7 класс:Учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/Под ред.В.Д.Симоненко.-3-е изд.,-М.:Вентана-Графт,2008.-176с.:ил.
http://www.kedem.ru/kitchenware/2010004-tech/
Copyright © 2011 - www.kulinar-secret.ru - All rights reserved
сайт inmoment.ru
http://povary.ru/article.php?id=1764
http://vperedi.ru/archives/2160
wday.ru›Дом›Энциклопедия ремонта›…-vliyaet-na-appetit/4 hudyshka.at.ua›…appetit/vlijanie_cveta_na_appetit…
http://www.russianfood.com/recipes/recipe.php?rid=14841;
http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/2515.shtml
http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/4577.shtml
http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/8760.shtml
http://festival.1september.ru/articles/508737/
http://www.moy-recept.ru/1/50
www.zdorovieinv.ru/bud
http://zmix.ru/info/need-info/item/5118-потери-витаминов-при-тепловой-обработке-продуктов
Мучник Лариса Анатольевна
Ольга Пародина
Павкина Галина Геннадьевна