Урок технологии по теме «Домашняя заготовка пищевых продуктов»

5
2
Материал опубликован 4 December 2015
Урок технологии по теме " Домашняя заготовка пищевых продуктов".

Концептуальная основа урока: правильная обработка продуктов ведет к сохранению в них полезных веществ и витаминов длительное время.

Цели урока:

обобщить и расширить у учащихся знаний о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов;

формировать у учащихся навыки заготовки продуктов;

развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать и выбирать приемы консервирования продуктов;

воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Задачи урока:

ознакомить учащихся с полезными веществами и витаминами овощей и фруктов;

обобщить знания учащихся по технологии консервирование продуктов

проанализировать и выбрать информацию о приготовлении цукатов и предложить вариант приготовления.

научиться готовить цукаты.

расширять представления о профессиях людей, воспитывая трудолюбие, уважение к людям труда;

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: биология, домоводство, математика, история.

Техники и технологии:

Цифровой образовательный ресурс:

презентация «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение»;

Проблемный вопрос.

Структура урока:

Организационная часть урока.

Актуализация знаний учащихся о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов.

Изложение нового материала

презентация «Классификация овощей, фруктов и ягод. Их хранение».

плакат «Способы консервирования».

Закрепление новых знаний:

кроссворд по теме

тестовые задания;.

Практическая работа по приготовлению цукатов из тыквы.

Подведение итогов урока. Оценка и самооценка работы.

Домашнее задание.

Прогнозируемый результат: приготовленные учащимися полуфабрикаты цукатов будут соответствовать рецепту.

ХОД УРОКА

1. Учитель. Здравствуйте! Садитесь те, кто готов к уроку и у кого сегодня хорошее настроение.

2. Учитель Лето дарит нам так много полезных и вкусных овощей и фруктов, что хочется сохранить их надолго, чтобы холодны­ми зимними вечерами наслаждаться неповторимым арома­том и вкусом этих даров.

Девочки, скажитекакими способами можно сохранить продукты на более длительный срок.(ответы).

заморозить

замариновать

засушить

засолить

Молодцы.

А, сейчас вспомним фрукты, которые мы употребляем, и найдем их на брейкворд.

 

 

Н


Л


Е


П


А


Я


Н


А


С


Л


А


Ь


К


О


Л


Б


И


Н


Ф


И


Н


С


О


И


М


П


Р


А


А


В


А


И


Н


А


Б


Р


А


Н


А


С


Б


Ш


С


О


К


И


Д


Г


Р


У


Р


Г


О


Н


И


В


Н


Ю


А


Ш


Х


Р


А


Т


А


Н


А


А


У


Х


Н


А


Д


Ц


С


А


М


М


Р


А


О


М


О


К


О


Р


Г


П


И


В


Л


И


К


К


И


С


Р


Е


Л


С

Ответы на фруктовый брейкворд:
Яблоко, мандарин, банан, лимон, виноград, апельсин, абрикос, ананас, груша, кокос, граната, слива, хурма, персик.

3. Учитель - А сейчас посмотрим презентацию «Классификация овощей, фруктов и ягод. Хранение овощей и фруктов».

Мы узнали, что к основным способам сохранения продуктов относятся: консервирование нагреванием, квашение и соление, маринование (с использованием уксуса, например винного, яблочного), консервирование сахаром, сушка, копчение, вяление, мочение, замораживание, желирование.

Все эти способы основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных микроорганизмов, высокая (80-100С), а также жидкая, кислая и соленая среда препятствуют развитию вредных бактерий. Соление, квашение и мочение – издавна известны на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90 % витамина С.

На плакате «Способы консервирования». показано:

Соление. В процессе соления из пищевых продуктов удаляется большая часть воды, сам продукт пропитывается солевым раствором, в котором большинство разрушающих бактерий неспособны развиваться. Благодаря этому эффекту соление часто используется в различных видах пищевых заготовок. 

Квашение. Представляет собой комбинацию биологического консервирования продукта органическими кислотами и соления. Молочнокислые бактерии утилизируют углеводы и сахар в продукте, а также выделяют органические кислоты, которые препятствуют распространению плесени и грибков.

Маринование. Для маринования продуктов используются органические кислоты, которые пригодны для употребления человеком, но губительны для бактерий. Как правило, чаще всего в маринаде используются молочная и уксусная кислота. 

Замораживание. Замораживать можно любую зелень, фрукты, ягоды, овощную смесь. Продукты должны быть в чистом виде их нужно тщательно вымыть, хорошо высушить и только потом замораживается в пищевом контейнере или пакетах. 

Сушка. Это самый простой, самый дешевый и нетрудоемкий способ заготовки. Сушить можно все, что угодно: ягоды, фрукты, овощи, зелень. Их целиком или нарезанными кусочками сушат на свежем воздухе или в теплой духовке. Можно делать это и в микроволновой печке. Сушить крайне просто. И места много не потребуется! Ни для самого процесса высушивания: можно это делать хоть в комнате или кухне, хоть на балконе; ни для последующего хранения: сушеные заготовки очень уменьшаются в объеме по сравнению с исходным сырьем.

Консервирование сахаром. Блокирование деятельности бактерий возможно не только в условиях достаточной солевой или кислотной концентрации, но также и при высокой концентрации сахара, или других консервантов, разрешенных в пищевой промышленности. В частности, нередко засахаривание используется при высушивании пропитанных сладким раствором продуктов - варенье, желе, цукаты.

4. Учитель А какой из этих способов мы с вами выберем?

А сейчас разгадаем кроссворд.

Кроссворд

Вещество, обладающее бактерицидным действием, входящее в состав некоторых овощей (фитонцид).

Желейная, легкая, пышная масса, взбивается охлажденным подается на десерт (мусс).

Желеобразная масса, содержащая проваренные в сиропе ягоды или плоды равномерно распределенные (конфитюр)

Плоды сваренные в сахарном сиропе (варенье)

Вещество, содержащееся в некоторых плодах и ягодах, способствует образованию желе (пектин).

Продукты применяемые для переработки в домашних условиях (ягоды).

1.

Ф

И

Т

О

Н

Ц

И

Д

         
       

2.

М

У

С

С

         
         

3.

К

О

Н

Ф

И

Т

Ю

Р

       

4.

В

А

Р

Е

Н

Ь

Е

   
   

5.

П

Е

К

Т

И

Н

         
 

6.

Я

Г

О

Д

Ы

             


 

(Ответы). Умницы .

А как их можно приготовить?

Приготовление цукатовСваренные плоды или ягоды вместе с сиропом выливают на сито или дуршлаг. Сироп стекает, а на сите остаются полупрозрачные кусочки плодов или цельные ягоды. Чтобы сироп стек полностью и плоды лучше впитали сахар, необходимо оставить их на сите в течение 1,5-2 часов. После этого плоды и ягоды надо разложить в один слой на сите и подсушить в духовке при температуре не выше 40°С, затем обсыпать мелким сахарным песком (должна быть покрыта вся поверхность плодов) и слегка встряхнуть. На 1 кг плодов требуется приблизительно 170-200 г сахара. После обсыпки плоды вторично нужно подсушить в слабо нагретом духовом шкафу. Если приготовляют засахаренные дыню или арбузные корки, их после обсыпки сушат на воздухе при комнатной температуре.

Готовые цукаты надо уложить в банки — каждый вид отдельно или смешать разные плоды и ягоды так, чтобы получился красивый набор. Для этого подбирают различно окрашенные плоды, например, кусочки груш и яблок со сливами, вишнями, рябиной.

Чтобы при хранении цукаты не увлажнялись, их лучше укупорить герметически, закатывая стеклянные банки жестяными крышками, или плотно закрыть пергаментом или целлофаном.

В сухом помещении цукаты можно хранить в деревянных, картонных или фанерных ящиках, выстланных внутри плотной бумагой. Хранить цукаты можно и в вакуумных контейнерах, они позволяют увеличить срок хранения продуктов в 3-4 раза. Вакуум, образованный путем удаления воздуха из контейнера приостанавливает размножение бактерий и окисление продуктов. Вакуумные пищевые контейнеры для хранения продуктов применяются для сохранения свежести, аромата, цвета и питательных веществ любых продуктов питания и прочих вещей, которые необходимо уберечь от порчи. Хранение в вакуумных контейнерах не заменяет обычных способов хранения, а дополняет их.

Сироп, остающийся после варки плодов и ягод, а также излишек сахарного песка после обсыпки плодов используют для варки варенья, джема, повидла или при изготовлении компотов.

Диетологи обвиняют цукаты в избыточном количестве сахара. Да, сахара в них достаточно много, но польза всё же есть – в цукатах содержится большое количество необходимой для пищеварения клетчатки, а также витамины и микроэлементы.

Поэтому диетологи советуют заменять конфеты именно на цукаты.

Пищевая ценность цукатов в 100 гр:

Белки: 3 (г)
Углеводы: 54,5 (г)
Витамины
:

* Витамин PP: 2,1 (мг)

* Бэта-каротин: 1 (мг)
* Витамин A (РЭ): 166,6667 (мкг)
* Витамин B1 (тиамин): 0,03 (мг)
* Витамин B2 (рибофлавин): 0,2 (мг)
* Витамин C: 5 (мг)
* Витамин PP (Ниациновый эквивалент):2,598 (мг)

Макроэлементы :

* Кальций: 115 (мг)
* Магний: 92 (мг)
* Натрий: 141 (мг)
* Калий: 2043 (мг)
* Фосфор: 192 (мг)

Микроэлемент:

* Железо: 3 (мг)
Энергетическая ценность (калорийность) цукатов составляет 216,4 ккал.

Учитель. Закрепим свои полученные знания с помощью тестов.

.Лучший способ заготовки ягод на зиму:

А.консервирование

Б. маринование

В.соление

Г.замораживание

2.Это не способ консервирования:

А.сортировка

Б.мочение

В.квашение

Г.сушка

3Лучшая тара для консервирования:

А.деревянная бочка

Б.эмалированное ведро

В.фанерный ящик

Г.стеклянная банка

4.Это не относится к первичной обработке ягод:

А.варка

Б.мойка

В.очистка

Г.сортировка

5.Бланширование-это:

А.тщательная мойка

Б.взвешивание

В. укупорка банок крышками

Г. кратковременная обработка сырья кипящей водой или паром

6.Пастеризация-это:

А. обработка  фруктов горячей водой.

Б.обработка ягод горячей водой, температура которой выше 100 градусов

В.способ консервирования с помощью высокой температуры(при температуре до 95)

Г.обезвоживание  ягод

7.В домашних условиях  продукты  в герметической  упаковке хранят:

А. в тёмном месте при температуре 4-8 градусов.

Б. при комнатной температуре

В.в морозильной камере холодильника

Г.в светлом месте при температуре 4-5 градусов

8Эти продукты консервированы с помощью сахара:

А.джем

Б.варенье

В.конфитюр

Г.кефир

9.Цукаты-это:

А.желеобразная масса

Б.разновидность джема

В.сушёные фрукты

Г.целые или нарезанные кусочками фрукты или корки, проваренные в сахарном сиропе

10.Мармелад готовят:

А. из любых фруктов

Б.из любых ягод

В.из плодов, обладающих свойством образовывать желе

Г.из сушёных фруктов

11.Очищать, нарезать фрукты и ягоды следует ножами из

А. ржавеющей стали

Б.любыми

В.пластмассовыми

Г.из нержавеющей  стали

12.В литровой банке песка:

А.800 г

Б.500 г

В1000г

Г.600 г

13.Концентрация сиропа зависит :

А.от количества воды

Б. от количества сахара

В.от количества сока

Г.от  соотношения сахара и воды

Оценивание выполненных работ

11-13 баллов- «5»

9-10 баллов- «4»

7-8 баллов- «3»

1-6 баллов-  «2»


 

5. Учитель. Чтобы приступить к работе давайте повторим правила по технике безопасности при работе с ножом и горячей посудой. Санитарно-гигиенические требования.

В каждой бригаде , бригадир распределяет работу.

Приступаем к работе.

Рецепты цукатов (Инструкционные карты).

цукаты из тыквы.

Ингредиенты:

Тыква — 1.5 кг (мякоть)
Сахар — 800 г 
Апельсин — 1 шт. 
Вода — 1 ст. (200 мл) 
Корица — 1 шт. (палочка)
Кислота лимонная — 1 щепотка (-и) 
Сахарная пудра — по вкусу 

Приготовление:

1.

Чтобы готовые цукаты получились еще вкуснее, необходимо, чтобы сама тыква, из которой мы будем их делать, была самой сладкой и ароматной. Конечно, идеальным вариантом будет использование мускатной тыквы, форма которой похожа на гитару. Эта сладкая оранжевая красавица обладает еще и невероятным, чуть дынным ароматом.

Но не стоит волноваться, если тыква у вас самая обыкновенная, круглая и не слишком ароматная. Корица и апельсин дополнят аромат любой тыквы, что никто и не догадается, какой ее сорт вы использовали.

Главное выбрать спелую, плотную тыкву, без порчи и признаков гниения.

2.

Тыкву следует вымыть, очистить ее от кожуры, семечек и волокон.

Чистить целую тыкву или ее половину немного тяжеловато. Я делаю так: разрезаю тыкву пополам, ложкой выковыриваю семена и волокна. А потом нарезаю тыкву ломтиками (соответствующих толщине будущих кубиков) и уже с этих ломтиков срезаю кожицу. В 100 раз удобней и быстрее, чем возиться с огромной половиной тыквы.

3.

1,5 кг мякоти тыквы нарежьте кубиками размером не меньше 3 на 3 см. Если сделать размер 2 на 2 см и меньше, то после варки в сиропе и подсушивания в духовке получатся чересчур маленькие и деформированные кусочки цукатов. Старайтесь сделать так, чтобы кубики были одинакового размера, иначе кусочки поменьше быстрее приготовятся в духовке, высохнут и прилипнут к бумаге.

4.

Нарезанные кубики переложите в миску поглубже и засыпьте сахаром. Поставьте миску на ночь в холодное место (в холодильник или на балкон).

5.

За ночь тыква пустит сок, и весь сахар растворится, образуя ароматный тыквенно-сахарный сироп.

6.

Тщательно вымойте апельсин среднего размера. Разрежьте его на кусочки и удалите косточки.

7.

Дольки апельсина переложите в блендер и превратите в пюре.

8.

Перелейте сок из тыквы в просторную кастрюлю, влейте воду, добавьте пюре из апельсина, палочку корицы и маленькую щепотку лимонной кислоты.
Постоянно помешивая, варите сироп на слабом огне и доведите его до кипения.

9.

Переместите кубики тыквы в кастрюлю с кипящим сиропом. Снова доведите до кипения, варите 5 минут, бережно помешивая содержимое.
Выключите огонь и полностью остудите (примерно 2-3 часа не беспокойте тыквенные кубики).

10.

Снова включите огонь и после закипания варите кубики 5 минут. Их уже можно не мешать, а лишь снять пену с поверхности сиропа. Снова выключите огонь и остудите. Повторите такую процедуру еще один раз. В итоге получается три подхода варки.

11.

Слейте остывший сироп с тыквой в сито с крупными дырочками, чтобы мякоть апельсина не задерживалась на поверхности тыквенных кубиков. Немного подождите, дав возможность жидкости хорошо стечь.

12.

Не спешите выливать апельсиновый сироп. Он очень вкусный и сгодится для пропитки бисквита, приготовления мармелада, желе и напитков. А если его еще немного уварить, то получится отличный джем для начинки пирожков, пирогов, а также подойдет в качестве дополнения к блинам, оладьям или сырникам.

13.

Противень, а лучше два (чтобы за один раз приготовить всю партию цукатов), нужно выстелить пергаментной бумагой. Выложите кубики так, чтобы между ними было достаточное расстояние.

Установите температуру духовки 120-130 градусов и подсушите цукаты примерно 1 час. Может уйти немного меньше времени, например, 40-50 минут (время сушки зависит от самой духовки, а также размеров цукатов и сорта тыквы). Постарайтесь контролировать время сушки цукатов и пробовать их на мягкость. Они не должны быть чересчур пересушенными. Помните, что после остывания “конфетки” станут еще тверже и суше.

14.

После положенного времени, проведенного в духовке, извлеките противень с цукатами и прямо на нем слегка присыпьте цукаты сахарной пудрой, так они не слипнуться между собой. Снимите цукаты с бумаги и переместите в миску с сахарной пудрой. Хорошо их обваляйте со всех сторон.
Готовые цукаты переложите в баночку с крышкой и храните при комнатной температуре.

Из 1,5 кг мякоти тыквы у меня получилось 550 г цукатов. Съели мы их быстро, за 2 дня. Если семья у вас большая, смело увеличивайте пропорции. Такие цукаты долго не залеживаются.
Цукаты из тыквы можно сделать с лимонным ароматом, если заменить апельсин лимоном. Только пюрировать лимон не надо (чтобы в готовых цукатах не было горчинки), а просто добавить лимонные дольки в сироп. Такие цукаты будут с легкой кислинкой.
Цукаты можно подавать к чаю, добавлять в выпечку, кашу, украшать ими торты.

Теперь вы знаете, как приготовить вкусное и полезное лакомство – цукаты из тыквы.


 


 

Дегустация блюда. Оценивание оформления блюда.

6. Подведение урока.

Девочки, что нового мы сегодня узнали?

Какие цукаты мы сегодня научились готовить?

Какая последовательность приготовления блюда?

Оценка знаний и умений учащихся по бригадам

7. Домашнее задание. Приготовить дома цукаты и угостить родителей.

Учитель. Спасибо за урок.

Список литературы

Барылкина Л.П., С.Е. Соколова. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы:5-9 класс-М. 2006 г.

Бочкарева Н. А. Здоровое питание для школьников.: Самара. 2007

/Журавлева Е. Правила здоровья. О вкусной и здоровой пище. //Народный лекарь. Энциклопедия здоровья.- 2005.- №15 (47).- С. 12-13./

/Целебный напиток. Здоровье ученика и учителя. //Школа и производство.-2006.- №4.- С.34./

Технология.обслуживающий труд: 7 класс:Учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/Под ред.В.Д.Симоненко.-3-е изд.,-М.:Вентана-Графт,2008.-176с.:ил.

http://www.kedem.ru/kitchenware/2010004-tech/

Copyright © 2011 - www.kulinar-secret.ru - All rights reserved

сайт inmoment.ru

http://povary.ru/article.php?id=1764

http://vperedi.ru/archives/2160

wday.ruДомЭнциклопедия ремонта…-vliyaet-na-appetit/4 hudyshka.at.ua…appetit/vlijanie_cveta_na_appetit…

http://www.russianfood.com/recipes/recipe.php?rid=14841;

http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/2515.shtml

http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/4577.shtml

http://www.gotovim.ru/recepts/desserts/zukaty/8760.shtml

http://festival.1september.ru/articles/508737/

http://www.moy-recept.ru/1/50

www.zdorovieinv.ru/bud  

http://zmix.ru/info/need-info/item/5118-потери-витаминов-при-тепловой-обработке-продуктов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Сколько времени длится практическая работа учащихся ? Цитирую автора: "Нарезанные кубики переложите в миску поглубже и засыпьте сахаром. Поставьте миску НА НОЧЬ в холодное место (в холодильник или на балкон)."

9 February 2016

Очень хороший мастер-класс. Мне понравилась разработка, Спасибо!

17 April 2017

Спасибо! Очень понравилось!

5 May 2017