Урок химии «Анализ качества пищевых продуктов»
Конспект УРОКА «Анализ качества пищевых продуктов»
Цель: анализ качества продуктов питания, с использованием возможностей цифровой лаборатории.
Задачи:
Сформировать у учащихся представление о водородном показателе растворов на основе выполнения опытов по определению рН.
Сформировать у учащихся интерес к проблеме здорового питания.
Активизировать познавательную активность учеников в процессе проведения эксперимента.
Форма работы: фронтальная (демонстрационный опыт)
Тип занятия: изучение нового материала
Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный
Реактивы и оборудование: молоко, творог, газированные напитки, 2% спиртовой раствор фенолфталеина, дистиллированная вода, 0,1 М раствор едкого натра; цифровая лаборатория «Архимед», лабораторный комплект для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию, датчик рН, химический стакан, бюретка, конические колбы для титрования,.
Ход занятия
Смысловые блоки |
Основное содержание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация учащихся |
1а. Поднимите, пожалуйста, руку, кто сегодня завтракал? 1б. Вопрос обеспечения пищей был одним из самых существенных для человека. С появлением новой техники и новейших технологий количество и разнообразие продуктов питания постоянно увеличивается. Хотя основная проблема обеспечения пищей не перестала быть актуальной‚ содержание её изменилось. На сегодняшний день остро встал вопрос о качестве потребляемой нами продуктов питания. Кто из Вас может с уверенностью сказать о том, что употребляет пищу, удовлетворяющую стандартам качества? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Изучение нового материала |
2. В настоящее время существуют специальные организации, которые следят за качеством производимых продуктов питания. При этом все эти учреждения используют в своей работе различные методики проведения анализа. На сегодняшнем занятии мы с Вами возьмём на себя роль экспертов качества. Ведь недаром в древней китайской мудрости говорится: Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь. Мы будем использовать для анализа молоко, творог, газированные напитки. В нашей работе мы будем исследовать кислотность этих продуктов. Согласно исследованиям Т. Пауль, кислый вкус кислых жидких веществ зависит не от количества кислоты, а от концентрации водородных ионов. Концентрацию ионов водорода называют водородным показателем – рН. рН = - lg [Н+] Величина водородного показателя характеризует реакцию среды: кислую (рН < 7), нейтральную (рН = 7) и щелочную (рН > 7) Водородный показатель и реакция среды могут быть определены с помощью индикаторов (метилоранжа, фенолфталеина, лакмуса), а также, при этом точнее с помощью специальных приборов рН-метров. Существуют различные физико-химические методы анализа. Мы для определения кислотности будем использовать метод кислотно-основного титрования. Вспомним основы данного метода. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ качества пищевых продуктов. Анализ кислотности молока |
- Молоко содержит в своем составе жиры (в виде эмульсии), белки – казеин, альбумин, глобулин (в виде коллоидного раствора), растворённые в воде азотистые небелковые вещества, соли и молочный сахар – лактозу (формулу на доске). Процесс скисания молока связан с образованием молочной кислоты (С3Н6О3) в результате молочнокислого брожения, образующейся из лактозы, глюкозы. Схема на доске: Лактоза → гидролиз → глюкоза → брожение → молочная кислота Реакция молочнокислого брожения глюкозы: С6Н12О6 → 2 СН3 – СН (ОН) – СООН Определение кислотности молока основано на методе кислотно-основного титрования. В процессе работы мы определяем какое количество гидроксида натрия пошло на полную нейтрализацию молочной кислоты и по формуле высчитываем кислотность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опыт №1. Определение кислотности молока. Форма работы: индивидуальная (в группах) |
Оборудование и реактивы: молоко, 0,1 М раствор гидроксида натрия, бюретка, воронка, колбы для титрованиия, фенолфталеин, цифровая лаборатория, рН-метр,. Ход опыта: В колбу для титрования наливают 10 мл молока, 20 мл дистиллированной воды, 5 капель 2% раствора фенолфталеина. Затем опускают датчик рН и начинают по каплям из бюретки прибавлять 0,1 М раствор едкого натра до рН 8,2 (по показаниям прибора), фиксируя при этом цвет индикатора (появление розоватой окраски). Полученные данные занести в таблицу №1 .Опыт повторяют 3 раза. Таблица №1 - Кислотность молока
Результаты измерений: вычислить кислотность пастеризованного и не пастеризованного молока в условных градусах Тёрнера по формуле: Кислотность молока = Vр(NaOH) · 10 Свежее молоко имеет 16-18 градусов кислотности по Тёрнеру. Предельная кислотность свежего молока 20 градусов. Задание. 1. Сделать вывод о свежести использованного молока 2. Чем вызвана кислотность молока, какая кислота образуется при скисании молока? Напишите уравнения реакции образования этой кислоты и её нейтрализации гидроксидом натрия. 3. Построить график зависимости кислотности молока от времени нахождения при комнатной температуре. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опыт №2. Определение кислотности газированных напитков. Форма работы: индивидуальная (в группах) |
Цель работы: сравнить питьевые напитки по показателю кислотности. Задачи: Измерить уровень кислотности питьевых напитков и сравнить показатели друг с другом, с водопроводной водой, данными кислотности слюны и желудочного сока; Дать рекомендации. Методика исследования: Измерить уровень кислотности напитков при комнатной температуре используя датчик кислотности и персональный компьютер NOVA цифровой лаборатории «Архимед». Заполнить таблицу:
Сравнить полученные показатели друг с другом, с водопроводной с данными кислотности слюны и желудочного сока; Сделать выводы и дать рекомендации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ кислотности творога Опыт №3. Определение кислотности творога Форма работы: индивидуальная (в группах) 3.Обобщение и систематизация знаний. 4.Домашнее задание. Использованная литература |
Кислотность творога, прежде всего, свидетельствует о принадлежности к тому или иному сорту. Так известно, что (запись на доске): Высший сорт творога имеет кислотность не более 200 1-й творога имеет кислотность не более 220, 2-й сорт творога имеет кислотность не выше 240 градусов. Оборудование и реактивы: разные виды творога, 0,1 М раствор гидроксида натрия, бюретка, воронка, колбы для титрованиия, фенолфталеин, цифровая лаборатория, насадка – рН-метр, . А) Ход опыта: В колбу для титрования помещают 10 г творога (очистить от изюма и др. включений) и небольшими порциями приливают 20 мл воды, нагретой до 30-40 0С. Творог тщательно перемешивают стеклянной палочкой. Прибавляют 5 капель спиртового раствора фенолфталеина. Начинают титрование 0,1 М раствором едкого натра до появления розовой окраски. Б) Настройка параметров измерения: 1) частота измерений – каждую секунду; 2) число замеров – 1000 Ход опыта: В колбу для титрования помещают 10 г творога (очистить от изюма и др. включений) и небольшими порциями приливают 20 мл воды, нагретой до 30-40 0С. Творог тщательно перемешивают стеклянной палочкой. Прибавляют 5 капель спиртового раствора фенолфталеина. Помещают в раствор датчик рН, начинают регистрацию данных, одновременно прибавляя 0,1 н. раствор гидроксида натрия до рН 8,2 (появления розовой окраски). Опыт повторяют 3 раза. Полученные данные занести в таблицу №4. Таблица № 4. Кислотность творога
Результаты измерений: вычислить кислотность образцов творога по формуле: Кислотность творога = V (NaOH) · 20 Задание. Сделать вывод о принадлежности исследованного творога к определённому сорту, по записи, приведённой выше ИТОГ: 1.Какой метод мы использовали для определения качества продуктов питания? (Метод кислотно-основного титрования) 2. Как изменяется значение рН в зависимости от среды? В кислой среде рН < 7; В щёлочной рН>7; В нейтральной рН = 7 3. Как изменяется цвет индикатора (фенолфталеина) в зависимости от среды? (в кислой и нейтральной – бесцветный, в щелочной – розово-малиновый) Домашнее задание: Систематизировать полученные результаты и подготовить доклад по теме «Анализ качества пищевых продуктов» и донести полученные результаты до одноклассников на классных часах или уроках химии, биологии. Литература: 1) А.В. Кузнецова. Практикум по прикладной химии: Учебное пособие (ПГПУ им. В. Г. Белинского). Пенза, 2004. С. 67- 70 2) Роева Н. Н., Клячко Ю. А, Кирничная В. К. Методы исследования свойств сырья и продуктов питания. Лабораторный практикум для студентов технологических специальностей. М.: 2000. – С. 24-26 |
Заключение. «Когда-то очень давно жили люди. И как это обычно бывает, одни были умные, другие – глупые. Жил Мудрец и жил Глупец. К Мудрецу люди шли за советом, помощью, а к Глупцу ни кто не приходил. И задумал Глупец: проверю я, на самом ли деле Мудрец такой умный, а может он только притворяется. Поймал он бабочку, положил ее между ладошками. И подумал: подойду я к Мудрецу и спрошу: «Мудрец, если ты такой мудрый, ответь мне, у меня в руках бабочка живая или мертвая. Если он скажет, что живая, то я сожму ладошки и она погибнет. Я открою руки, а бабочка мертвая. А если он скажет, что мертвая, я открою руки, и бабочка полетит». Созвал Глупец народ и пошли они к Мудрецу. Обратился Глупец к Мудрецу: «Мудрец, если ты такой мудрый, ответь мне. У меня в руках бабочка живая или мертвая». Мудрец устремил свой взор прямо в глаза Глупцу и ответил: «Все в твоих руках».