Урок технологии в 5 классе «Виды рычагов»
Технологическая карта урока
Предмет: технология
Класс: 5
Тема урока |
Виды рычагов |
|||
Педагогическая технология |
Технология ТРИИК. Технология сотрудничества |
|||
Тип урока |
Открытие новых знаний. |
|||
Цель урока |
Познакомить обучающихся с таким механизмом как рычаг. Рассмотреть 3 рода рычагов, изучить особенности их работы, используя конструктор Лего. |
|||
Основные понятия |
Рычаг, плечо рычага, усилие и нагрузка, точка опоры. |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
||
Называть основные понятия для механизма рычаг, определять род рычага, приводить примеры использования рычагов в жизни, составлять схемы для изображения рычагов.
|
Личностные: формирование положительного и ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, работать по плану, сверяясь с целью. Познавательные: использование инструкций по сборке модели механизма из деталей Лего. Работа со справочным материалом. Проведение сравнения и определения рода рычага в построенном устройстве. Осуществление записи (фиксации) выборочной информации об изучаемом механизме. Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
|
|||
Организация образовательного пространства |
||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||
Черчение, физика |
Интерактивное занятие в малых группах |
Компьютерная презентация к уроку «Виды рычагов» Наборы конструкторов LEGO Education «Технология и физика» 9686 Инструкции для сборки моделей рычагов (карточка I). |
||
Этапы изучения темы |
Цели |
Планируемый результат |
||
1 этап «Самоопределение в деятельности» |
Стимулировать интерес учащихся к изучению темы посредством просмотра фрагмента мультфильма «Фока на все руки дока» и видеороликов работающих механизмов, способствовать выявлению отсутствующих знаний и умений для выполнения учебного задания по новой теме. |
Самоопределение, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности изучения такого механизма как рычаг и постановки личностно значимой цели деятельности: изучение особенностей работы рычагов разного рода. |
||
2 этап «Учебно-познавательная деятельность» |
Организовать изучение новой темы, используя наборы конструкторов LEGO, инструкции по сборке моделей и справочный материал в презентации к уроку для записи в тетради основных понятий и выполнения схем рычагов. |
Умение работать со справочным материалом, читать и понимать инструкцию по сборке модели, собирать механизмы из деталей конструктора LEGO. Определять род рычага, исходя из его технических особенностей. |
||
3 этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность» |
Организовать закрепление новой темы. Способствовать выбору учащимися способа деятельности (индивидуального или в малых группах) и самоорганизации их на выполнение учебного задания. |
Заполнение таблицы, в которой для предложенных устройств необходимо определить род рычага и начертить схему. |
||
4 этап «Рефлексивная деятельность» |
Способствовать соотношению полученного результата с поставленной целью, создать условия проведения самоанализа и самооценки собственной деятельности учащегося по выполнению учебного задания в рамках изучаемой темы. |
Умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
|
Этапы урока
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
Личностная |
||||||||||||
Задания |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||||||
1 этап «Самоопределение в деятельности» |
|||||||||||||||
Мотивация 4-5 мин. |
Приветствует учеников, создает мотивацию к обучению, используя облако слов. Предлагает к просмотру фрагмент мультфильма «Фока на все руки дока», способствовать выявлению отсутствующих знаний |
Приветствуют учителя, включаются в просмотр фрагмента мультфильма «Фока на все руки дока», демонстрируют понимание проблемы, высказывают свое мнение о том, какой механизм использовал главный герой для решения проблемы. |
Выстраивать логическую цепь рассуждений.
|
Выстраивают диалог, участвуют во фронтальной беседе, обсуждают сложившуюся ситуацию. |
Формулировать собственное мнение и позицию, способность аргументировать, умение задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства. |
Отслеживают события, происходящие в просматриваемом видеоматериале. |
Осуществлять самонаблюдения, самоконтроль. |
Включение в разговор, участие в обсуждении полученной информации. |
Формирование мотивации и положительного отношения к учению. |
||||||
Актуализация. 5-6 мин. |
Создает условия для включения обучающихся в учебную деятельность, организуя просмотр возможных механизмов машин, использующих рычаги. |
Просматривают видеоролики с работающими механизмами, пытаются определить нахождение рычага.
|
Выстраивать логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей для проведения анализа информации. |
Взаимодействуют с одноклассниками и учителем в ходе беседы. |
Адекватно использовать речевые средства, формулировать и аргументировать свое мнение. |
Организуют свою деятельность при просмотре видеоматериала |
Осуществлять самонаблюдение, самоконтроль. |
Проводят идентификацию рассматриваемых механизмов исходя из личных представлений о машинах и механизмах.
|
Мотивация к обучению и целенаправленной учебной деятельности. |
||||||
Сформулировать тему и определить цели урока.
2-3 мин |
Задает наводящий вопрос по просмотренным видеороликам: - Все ли рычаги работают одинаково? -Чем они отличаются? Предлагает сформулировать тему урока. Способствует формулированию цели урока. Задает наводящий вопрос: -Чего вы не знаете об этом механизме, что хотите узнать?
|
Отвечают на вопрос учителя, приходя к выводу, что рычаги могут различаться между собой. Формулируют тему урока: «Виды рычагов». Определяют цели урока: Изучить основные особенности рычагов разного вида. Научиться находить рычаги в устройствах, используемых в жизни. |
Выстраивать логическую цепь рассуждений. Выявлять отсутствующие знания и умения для изучения новой темы.
|
Взаимодействуют с одноклассниками и учителем в ходе беседы. |
Адекватно использовать речевые средства, формулировать и аргументировать свое мнение. |
Определяют тему урока, формулируют учебные цели. |
Осуществлять самонаблюдение, самоконтроль. Принимать и сохранять учебную цель. |
- |
- |
||||||
Включение учащихся в целенаправленную деятельность. Составить план действий. 3-4 мин. |
Предлагает учащимся найти пути достижения цели, составить план действий. Организует фронтальную беседу. Наводящие вопросы: - Важно ли знать, как устроен рычаг и называются его части? - Можно ли представить этот механизм в виде схемы? - Для чего нам нужна эта информация? - Можно ли собрать этот механизм из конструктора LEGO? - Какой справочный материал для этого нужен? |
Отвечают на вопросы учителя. Составляют план действий: Собрать модели рычагов из деталей конструктора LEGO, используя инструкцию по сборке. Используя справочный материал зарисовать схемы рычагов, записать основные понятия Рассмотреть примеры использования рычагов в устройствах, которые встречаются в жизни. |
Выстраивать логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей для достижения учебной цели. |
Участвуют в обсуждении, высказывают собственное мнение. |
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров при выработке общего решения. |
Определяют учебные задачи в соответствии с целью урока. |
Осуществлять самонаблюдение, самоконтроль. Принимать и сохранять учебную цель. |
- |
- |
||||||
2 этап «Учебно-познавательная деятельность» |
|||||||||||||||
Изучение новой темы. 25 мин.
Используя инструкции пошаговой сборки, собрать модели рычагов, изучить их работу. Выполнить записи в тетради, используя справочный материал в презентации к уроку: начертить схему рычага с обозначениями основных частей и действующих сил, записать основные понятия. |
Организует деятельность учащихся, предоставляет справочный материал. Организует работу с конструктором LEGO в малых группах. Организует и проводит динамичную паузу на 20 мин. урока. Организует эмоциональную паузу на 30 мин. урока. |
Собирают модели из конструктора LEGO по инструкции. Выполняют записи основных понятий и схемы в тетради.
|
Преобразовывать пространственно-графическую модель в материальный объект. Изображать объект графическим способом. |
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения полученной информации из справочного материала.
|
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, адекватно использовать речевые средства. |
Обсуждают в группе выполнение упражнения, выступают перед классом, озвучивая результат работы. |
Контролировать и оценивать свои действия. Производить необходимую коррекцию действий при обнаружении отклонений в полученном результате.
|
Выполняют упражнения динамичной паузы. Участвуют в эмоциональной паузе. |
Формирование ЗОЖ. Формирование положительного отношения к учению.
|
||||||
3 этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность» |
|||||||||||||||
Закрепление новой темы. 30 мин.
Выполнение учебного задания. Заполнить таблицу, в которой для предложенных устройств необходимо определить род рычага и начертить схему. Предложить свои примеры использования рычагов в жизни.
|
Организует работу по выполнению учебного задания. Проводит консультации учащихся по возникшим вопросам. Организует и проводит динамичную паузу на 20 мин. урока. Организует эмоциональную паузу на 30 мин. урока. |
Выполняют учебное задание в тетради: заполняют таблицу, определяют род рычага, чертят схемы, дополняют работу своими примерами. |
Развивают умение применять теоретические знания для практического применения. Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение проводить группировку, находить соответствие.
|
Взаимодействуют с одноклассниками, выполняя учебное задание. Взаимодействуют с учителем по отдельно возникшим вопросам |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
Организуют свою деятельность, учитывая условия учебной задачи. |
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в выполнение задания.
|
Выполняют упражнения динамичной паузы. Осознают значение выполняемого задания для личного представления окружающей среды. Участвует в эмоциональной паузе.
|
Формирование ЗОЖ. Формирование положительного отношения к учению.
|
||||||
4 этап «Рефлексивная деятельность» |
|||||||||||||||
Подведение итогов. 5-6 мин. Рефлексия. 4-5 мин.
|
Организует проверку правильности выполнения учебного задания, побуждает обучающихся к оценке собственной деятельности на уроке. Задает наводящий вопрос: - Цель урока достигнута? -Что нового узнали на уроке. Использует облако слов для наглядности. |
Осуществляют самопроверку выполненного задания путем обсуждения между группами и консультацией с учителем. Определяют соответствие проделанной работы на уроке с поставленной целью урока, подтверждая полученные знания с помощью облака слов.
|
Осуществлять актуализацию полученных знаний. Давать определения понятиям, подводить под понятие.
|
Взаимодействуют с учителем в процессе обобщающей беседы по материалу урока во фронтальном режиме |
Слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
|
Проводят самоанализ и самооценку собственной деятельности по выполнению учебного задания и в рамках учебного занятия в целом.
. |
Самостоятельно анализировать достижения цели с учетом поставленной учебной задачи.
|
Анализируют и оценивают успешность своей деятельности. |
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Формирование положительного отношения к учению. |