ГОКУ СКШ №1 г. Черемхово
Учитель: Залеская Т.И.
Тема урока: Наволочка
Класс: 5
Цель: знакомить учащихся с назначением и технологией изготовления наволочки.
Задачи:
-формировать навыки изготовления выкройки «Наволочки»;
-развивать творческий потенциал, зрительное внимание, самоконтроль, навыки работы по плану;
-обогащать словарный запас, с помощью проговаривания поэтапного выполнения задания
Методы и приемы: беседа, опрос, закрепление пройденного материала в форме практической работы.
Образовательные технологии: здоровьесберегающая технология, информационно - коммуникационная технология, обучение в сотрудничестве, игровая технология, коррекционно-развивающая технология.
Оборудование: образцы наволочек, рабочие коробки.
Ход урока.
Организационный момент.
-контроль посещаемости;
- проверка рабочей одежды.
Актуализация опорных знаний.
Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.
Вопросы к учащимся:
Что включает в себя изготовление любого швейного изделия?
Для чего нужен чертеж?
Какими линиями выполняют чертеж?
Какие инструменты и приспособления применяются для построения чертежа?
Как подготовить выкройку к раскрою?
К какому виду швейных изделий относится салфетка?
Учитель. В отличие от салфетки, изделие, с технологией которого вы познакомитесь сегодня, относится к постельному белью. Тема урока - «Наволочка».
Изготовление изделия «Наволочка».
-А какие еще швейные изделия, кроме наволочки, относятся к постельному белью? (Ответы детей.)
-Верно, к постельному белью относятся наволочки, пододеяльники и простыни.
III. Объяснение нового материала.
Учитель. История постельного белья ведет свое начало с XV века. Постельное белье считалось предметом роскоши вплоть до конца XVIII века. Белью придавалось большое значение и ценилось оно очень высоко, его украшали вышивкой и кружевом. В старину в Европе и в России было принято запасаться постельным бельем основательно. Самые красивые вещи передавались по наследству, ими гордились, их демонстрировали знатокам рукоделия. Эта часть жизни каждой хозяйки дома была очень важной. На каждую кровать было принято стелить три простыни и шесть наволочек на разные по размеру подушки.
- А для чего нужны наволочки?
-Какую форму они имеют?
-Из какой ткани шьют наволочки? (Ответы детей.)
-Наволочки защищают подушку от загрязнения. Благодаря наволочке мы имеем возможность соблюдать санитарно-гигиенические правила, так как ее легко заменить и постирать. Шьют их из хлопчатобумажных и льняных тканей, которые хорошо впитывают влагу, пропускают воздух, практичны. Форма и размер наволочки зависят от формы и размера подушки. Наволочки могут быть на завязках, с клапаном.
-Рассмотрите наволочки, выполненные учащимися нашей школы, и ответьте, зачем нужны клапаны, пуговицы и завязки? Какие швы использовались при пошиве наволочки? (Рассматривание образцов, ответы учащихся.)
-Для того чтобы наволочка держалась на подушке, делают клапан длиной 25 см. При изготовлении наволочки применяют соединительный двойной шов и краевой шов вподгибку с закрытым срезом.
Для построения чертежа снимают с подушки две мерки: Шизд - ширину и Дизд - длину. Чтобы рассчитать, сколько ткани по длине необходимо для пошива наволочки, мерку длины подушки умножают на 2. Прибавляют два раза по 1,5 см на обработку поперечных срезов, 2 см на усадку ткани и 25 на клапан.
Расчет ткани по ширине производят, прибавляя к значению мерки ширины подушки 2 раза по 2 см на обработку боковых, срезов.
Запишите пример расчета размера наволочки в тетради: Дизд = 70, Шизд = 70.
Расчет расхода ткани по длине: (70 см х 2) + (1, 5 см х 2) + 2 + 25 = 170 см.
Расчет расхода ткани по ширине: 70 см + (2 см х 2) = 74 см.
План работы по изготовлению наволочки представлен на доске.
«План работы по изготовлению наволочки».
Построение чертежа.
Подготовка выкройки наволочки.
Подготовка ткани и раскрою.
Раскрой наволочки.
Пошив и отделка изделия.
Утюжка готового изделия.
(Дети прочитывают вслух план работы по очереди)
Практическая работа «Построение чертежа и подготовка выкройки наволочки к раскрою».
Учитель. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкционной картой «Построение чертежа наволочки» и повторить правила техники безопасности. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы. (Дети прочитывают вслух.)
-После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей.)
-Верно, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места. (Организация учащимися своих рабочих мест).
-Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.
(Чтение вслух хода работы. Демонстрация выполнения операций учителем.)
-Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы? (Ответы детей. Повторение правил техники безопасности.)
-Есть ли вопросы по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступайте к выполнению.
(Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя. После построения чертежа и проверки работы учителем учащиеся в соответствии с планом приступают к подготовке выкройки наволочки к раскрою. Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя. Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление их причин).
Физминутка.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх
Отдохнёт спина у всех.
Мы глазами поморгаем,
Раз – закрыли, два – открыли
1,2,3,4,5
Глазкам нужно отдыхать.
Крутим корпусом с хлопками
Вниз – хлопок, и вверх – хлопок
Кисти рук мы разминаем
Точно знаем, будет прок.
Крутим, вертим головой
Разминаем шею.
Отдохнули мы с тобой
И взялись за дело.
Работа в тетради.
Учитель. Запишите план работы по изготовлению наволочки в рабочие тетради.
Вопросы к учащимся:
Какие мерки нужны для построения чертежа наволочки?
Как рассчитать количество ткани для наволочки по длине?
Как рассчитать количество ткани для наволочки по ширине?
Из каких тканей шьют наволочки?
Почему к ширине наволочки надо прибавить 4 см?
Из каких пунктов состоит план работы по изготовлению наволочки?
В чем заключается подготовка выкройки наволочки к раскрою?
Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Учитель. Вы познакомились с историей, назначением и технологией изготовления наволочки. В соответствии с планом изготовления выполнили чертеж и подготовили выкройку, и наволочки к раскрою. Дальнейшую работу по раскрою наволочки выполните на следующем уроке. (Оценка работы учащихся на уроке).
Домашнее задание: изучить теоретический материал. Оформить в альбоме лист «Наволочка».