Урок алгебры в 10 классе по теме «Решение логарифмических уравнений»
Урок в 10 классе по алгебре и началам анализа
Тема урока. Решение логарифмических уравнений.
Цели урока. Обобщить и закрепить понятие логарифма числа, повторить основные свойства логарифмов. Закрепить умения и навыки применять эти понятия при решении логарифмических уравнений и их систем. Развивать познавательную активность , активизировать мыслительную деятельность учащихся. Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя (сообщаются цели урока).
II. Закрепление понятия логарифма, повторение его основных свойств и свойств логарифмических функций.
1. Умственная разминка по теории логарифма числа.
а) Дать определение логарифма числа.
б) Решить примеры на вычисление:
log 7 49 = ; log 3 = ; log 8 = ;
log 4 1 = ; lg 10000 = ; lg 0,001 = ;
= ; = ;
log 2 log 3 81 = ; = .
2. С помощью основного логарифмического тождества произвести необходимые вычисления, определив слово - код своего варианта (двое учащихся решают задания на откидных досках).
Вариант - 1 Вариант - 2
1) ; 1) ;
2) ; 2) ;
3) ; 3) ;
4) ; 4) ;
5) ; 5) .
Дешифратор:
1 |
| 5 | 14 | 20 | 27 |
Л | Й | С | О | А | К |
Ответы: 1-В "сокол"
2-в "скала"
3. Логарифмическая комедия "2>3"
(плакат знакомит учащихся с "доказательством" неравенства 2>3).
Содержание плаката
Рассмотрение начинается с безусловно правильного неравенства : > .
Затем следует преобразование : > , которое также не внушает сомнения.
Большему числу соответствует больший логарифм, значит, > .
После сокращения на имеем; 2 > 3.
Вопрос учащимся: в чём состоит ошибка этого доказательства?
Ответ: при сокращении на не был изменён знак неравенства.
III. Закрепление умений и навыков применять понятие логарифма числа и основных свойств логарифмов при решении логарифмических уравнений и их систем.
1. Повторить: а) Какое уравнение называется логарифмическим?
б) Какие приёмы решения логарифмических уравнений знают учащиеся.
2. Решение логарифмических уравнений.
Дидактическая игра "Математический тир".
Патрон - логарифмическое уравнение;
выстрел - решение этого уравнения;
попадание - ответы на стенде.
Время стрельбы - 10 - 15 минут.
Результаты: mпатронов nразличных попаданий (попадание в одну и ту же клетку разными патронами засчитывается только один раз, а одним патроном в разные клетки - по количеству этих клеток).
Патроны выбираются произвольно.
Нужно записать в клетках попадания номер патрона, которым Вы попали в данную клетку.
Неправильный результат не только не засчитывается, но и приводит к вычитанию 4-х очков из итогового результата.
П атроны:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
И так, огонь!
3 . К доске приглашается учащийся, которому предлагается решить следующую систему уравнений:
Решение, которое может предложить учащийся:
ОДЗ: 2х > 0, х >0.
Т.к. < 0, то х = - постороннее решение.
Ответ: решений нет.
Вопрос учащимся:
-- Можно ли было дать такой ответ, не решая систему уравнений традиционным способом подстановки?
Ответ: Т. к. 2х > 0 и 3у > 0, то тогда 3у + 2х > 0, а в рассматриваемой системе эта сумма равна отрицательному числу. Поэтому первое из уравнений системы не имеет решений, а , значит, и система не имеет решений.
IV. Домашнее задание. Решить № 345 (1, 3); 348 (1), 349 (2), 350(1), 351 (2)
Доп. задание - число "3" записать с помощью трех двоек и математических символов. ( Подсказка: используя логарифмы.)
V. Итог урока.