12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яновская Лидия Павловна45

Разработка урока в

8 классе по теме:

« Электрическое сопротивление»

Учитель физики: Л.П. Яновская
 

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала, изучение нового материала.

Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности, подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

Образовательная:

- повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»;

- выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления» и подготовить их к контрольной работе;

- продолжить работу над развитием умений работать с электрическими схемами;

- продолжить работу над развитием умений решать жизненно важные задачи, применяя полученные знания.

Воспитательные:   приучать учащихся к

- аккуратности при оформлении решений задач, как в тетрадях, так и на доске;

- доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке и самооценке.

Развивающие:  продолжать развивать умение:

- анализировать условия заданий,

- обобщать изученный материал при решении задач,

- развивать интерес к предмету; логическое мышление, самостоятельность суждений;

- продолжать развивать монологическую речь с использованием физических  терминов

- Добрый день, здравствуйте !(слайд 1)

Меня зовут Лидия Павловна. Я учитель физики Серафимовской средней школы. Наше село находится южнее Арзгира на расстоянии 33 км. (слайд 2). Местность нашего села холмистая. Когда я была маленькой, наши холмы казались мне большими горами. Я мечтала побывать на вершине самой высокой горы. Годы шли, я выросла, но любовь к покорению горных вершин не прошла. Я люблю горы и поэтому дети из моего класса и я любим совершать восхождения, поднявшись в горы, видим –весь мир лежит как на ладони.

-А вы бывали в горах? А любите ходить в горы? Хотели бы вы побывать в горах? А любите путешествовать?

- (ответ детей).

Сегодня мы с вами совершим путешествие в горы .

- Горы всегда привлекали, манили людей своей красотой, неизвестностью , высотой .

Но за всей этой красотой кроятся опасности, которые встречает каждый, совершая восхождение в горы. И поэтому самое главное в горах – это самообладание, проверка самого себя и рядом идущего, не бросить друга в трудную минуту. Если не будет взаимопомощи и взаимовыручки, горы не покорятся . (слайд 3-17)

-(звучит аудиозапись песни В.Высоцского «Вершина», и в это же время проецируются слайды )

И так, какова же основная задача на уроке? ( дети отвечают ).

А что для этого мы будем применять? (дети отвечают )(слайд 18)

-Конечно же, нам нужно применить знания умения по теме «Электрические явления» и « Закон Ома»

-Эпиграфом нашего урока будут слова из песни В.Высоцкого: (слайд 19).

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал…

II. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Сейчас мы с вами находимся в лагере альпинистов.(слайд 20).

-Восхождение мы будем совершать, используя Модуль , и «Карту маршрута»(слайд 21),которая содержит описание всех пунктов маршрута нашего восхождения.

- (обратиться к картам лежащими на столах).

- Вот маршрут восхождения старт обозначен флажком.

-Проверим наше снаряжение (модуль Пм-1) (тетради ,ручки ,задачник , лист контроля ,на котором вы во время всего путешествия будете ставить по 5-и бальной школе. В конце урока подведём итоги ) (слайд 22)).

Теперь я вижу, что вы готовы в путь .

Через мгновенье

В дорогу мы возьмем багаж:

Тетради, ручки , карандаш

И ваших знаний саквояж.

Определение плана работы и процесс его реализации:

А какое ваше самочувствие перед восхождением? (ответы детей )

А мы сейчас увидим. (слайд 23-24)

1. Что такое электрический ток ?

2.Что является носителем тока в металле?

3.С какими характеристиками электрического тока мы с вами познакомились?

4. Огласите основные правила работы с амперметром и вольтметром!

5.Выразите в миллиамперах 25А

6.Сколько мегавольт в 10000 В?

7.Сколько Ом в 3 кОм?

8. Сила тока в спирали электрической лампочки 1 А , сопротивление лампы 100 Ом. Определите напряжение, под которым находится лампа .

Ответы ваши показали, что не все ребята настроились на восхождение , но это не беда , помните ,что вы не одни и рядом с вами идут ваши друзья.

Итак, старт дан.(слайд 25).

Но, не успели мы пройти часть пути, а впереди –«Горная река»(слайд 26).

Чтобы преодолеть это препятствие, нужно выполнить следующее задание: вставить пропущенные буквы. (слайд 27 )

(слайд 28)

Молодцы! А теперь сформулируйте закон Ома (сила тока в проводнике прямо пропорциональна сопротивлению.)

Учитель:

Кто закон не знает Ома ?

С ним конечно, все знакомы.

Быстро с нами повтори:

U равняется RI

Преодолев успешно первое препятствие, мы поднимаемся выше в горы .(слайд 29)


 

Чтобы его преодолеть нужно выяснить, от чего зависит сопротивление. Ваши предложения ребята!?

(От того из чего сделан проводник)

Правильно!!! Оказывается, проводники, сделанные из разных металлов, имеют разное сопротивление. Величина, которая характеризует эту зависимость, называется удельным сопротивлением :

записывается тема урока : «Расчёт сопротивления проводника . Удельное сопротивление» (слайд 31)

р-удельное сопротивление

Скажите, ребята, а будет ли зависеть сопротивление от размеров проводника? Например, от его длины? каким образом?

Да будет! Чем длиннее проводник тем больше сопротивление, так как взаимодействий между носителями тока и ионами решётки больше !

Верно!

Запишем: Сопротивление проводника пропорционально его длине (слайд 32)

А зависит ли сопротивление проводника от его площади поперечного сечения? Как?

Да! Обратно пропорционально

Запишем: Сопротивление проводника обратно пропорционально его поперечного сечения! (слайд 33)

Теперь когда, нам стало известно, от чего зависит сопротивление, может записать расчетную формулу электрического сопротивления, можем записать расчётную формулу

Электрического сопротивления:

R=p1/s (слайд 34) единицы – Ом мм^2/м

запишем: Электрическое сопротивление проводника зависит от удельного сопротивления металла( чем больше p,т.е больше К), прямо пропорционально длине проводника и обратно пропорционально его поперечного сечения!

Посмотрите стр.105 таблица 8 – удельное сопротивление некоторых веществ. Этими данными мы будем пользоваться при решении задач.

Итак, есть вопросы.

Преодолев успешно «Затяжной подъем» необходимо сделать привал и снять физическое утомление.

Физкультминутка (ФМ) (слайд35-36).

Наберитесь больше сил, нас ждет затяжной подъем. (слайд 37 )

Чтобы его преодолеть, необходимо решить задачи. (модуль ПМ-5), (слайд 38 ).


 

Рассчитайте сопротивление медного провода длинной 2 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм^2.

Рассчитайте силу тока, проходящего по медному проводу длиной 100м и площадью поперечного сечения 0,5мм^2 при напряжении 6,8 В.

Определите напряжение на концах стального проводника длиной 140 см и площадью поперечного сечения 0,2мм^2, котором сила тока 250мА.

При напряжении 1,2 кА сила тока в цепи одной из секций телевизора 50мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?

Измерения показали, что проводник длиной 1м площадью поперечного сечения 0,2мм^2 имеет сопротивление 2,5 Ом.

Каково название сплава металлов , из которого изготовлен проводник ?

- Продолжаем восхождение.

Посмотрите, пожалуйста , не отстал ли кто от группы , все на месте , значит можно продолжить восхождение.

Мы поднимаемся всё выше и выше. Если посмотрите вниз – дух захватывает. До вершины подать рукой.

А впереди самое трудное испытание, и пройти мы его можем только в цепочку по одному.

Впереди «Снежная лавина». (слайд 40).

Чтобы преодолеть её, нужно выполнить работу с текстом .(модуль Пм-6),(слайд 41).(вопросы теста).

1.Электрическим током называют:

А) движение электронов по проводнику;

В) число отрицательных ионов равно числу положительных ионов;

С) отрицательный заряд всех свободных электронов по абсолютному значению равен положительному заряду всех ионов;

Д) ядра атомов расположены в узлах кристаллической решётки.

3. Какой из ответов правильно выражает закон Ома для участка цепи:

А) I=R/U

Б) R=U/I

C) U=I/R

Д) I= U/R

4. Выберите пары.

А) Амперметр- параллельно.

В) Вольтметр –параллельно.

С) Вольтметр – последовательно.

Д) Амперметр – последовательно.

5.Электрическое напряжение измеряется в …

А) Амперах Б) Вольтах В) Джоулях Г) Омах

6. Сила тока в проводнике…

А) прямо пропорциональна напряжению на концах проводника

Б) обратно пропорциональна напряжению на концах проводника и его сопротивлению

В) обратно пропорциональна напряжению на концах проводника и его сопротивлению

7.Лампочка рассчитана на сопротивление 10 Ом. При напряжении 5В через нее проходит ток, сила которого равна…

А)0,5А

В)72 А

С)2 А

Д)6 А.

Ответы: 1)д;2)С; 3)Д;4)В и 5)Д; 6)Б; 7)А(слайд 42).

Мы с вами преодолели и это препятствие.(слайд 43).

Ребята, мы на Пике знаний.

Это предел наших мечтаний.

Мы победители, и это классно !

Речёвку скажем громогласно.

Речевка (слайд 44)

Альпинисты это - круто,

Альпинисты это – класс,

И если есть проблемы,

Только не у нас !

(выделенное синим цветом на слайде читает учитель , выделенное красным цветом на слайде читают ученики).

Учитель: (слайд 45-47)

Наш путь преодолен, я очень рада.

Успехи ваши для меня награда.

Активность, дружба помогли в пути

Вам верные решения найти.

Мы возвращаемся домой.

Ребята вот и настал тот момент, когда мы с вами подводим итоги. Посмотрите в свои листы контроля и посчитайте баллы и оцените себя

(звучит аудиозапись песни В.Высоцкого « Прощание с горами», и в это же время проецируются слайды)(слайды 48-52).

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Для кого-то испытание оказалось несложным, а кто-то делал ошибки и учился их исправлять. Хочу, чтобы вы помнили, что в жизни дорогу осилит идущий. Я желаю вам: (слайд 53).

Идти, не сгибаясь ,

Идти до конца,

Идти, улыбаясь,

И в поте лица.

Идти, не стремясь

По течению плыть.

Пешком иль иначе-

Преграды смести.

Идти- это значит,

До цели дойти.

Спасибо за урок

А теперь сделайте один хлопок те, кто плохо понял сегодняшнюю тему урока. Сделайте два хлопка те, кто понял частично. Похлопайте те, кто хорошо понял частично. Похлопайте те кто хорошо понял тему. А я аплодирую всем вам потому, что мне с вами было приятно работать! До свидания! (слайд 52)

- Желаю удачи и покорения новых горных вершин! (слайд 54).

Д/З & 44- 46

ЛИТЕРАТУРА:

А. В. Перышкин. Физика. 8 класс. Дрофа, 2004

В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. Сборник задач по физике: 7 – 9 класс. М.: Просвещение, 2000

Оценки качества подготовки выпускников основной школы по физике/Сост. В. А. Коровин – М.: Дрофа, 2000

Б. Ф.Билимович. Физические викторины: пособие для учителей – М.: Просвещение, 1967 – 174 с.

И. Г. Кириллова. Книга для чтения по физике. М. : Просвещение, 1986

Перельман Я. И. Занимательная физика. М. : Наука, 1976 – 272 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.