12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шапошникова Галина Васильевна19
2

Урок внеклассного чтения « Моя Донщина–дочь моей России!»




Урок внеклассного чтения

« Моя Донщина–дочь моей России!»

9 класс


Цель: Создание у детей целостного литературно –художественного образа донской природы в поэзии и живописи ,представить его и воплотить в выразительном чтении .

Задачи:

Коррекционно- образовательные: знакомить с творчеством донских поэтов и художников, обучать языку словесного искусства, работать над обогащением активного словаря учащихся. 

Коррекционно – развивающие: развивать навыки выразительного чтения. связную речь учащихся, мышление, воображение, память.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать любовь к родному краю и интерес к творчеству донских поэтов и художников.

Тип урока: комбинированный

Методы :объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый

Форма проведения: виртуальная экскурсия, практическая работа

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, самостоятельная.


Ход урока

Организационный момент.

Положительный настрой на урок. (Технологии здоровьесбережения.)

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те,

кто готов работать сегодня с полной отдачей...

Здравствуйте!!!


Люблю свой край, простор родим
Станицы, рощи, хутора,
Широкий Дон,
ковыль гонимый
Низовым ветром до утра
Вокруг простор степи бескрайний
Весь зеленеющий в цветах 
И аромат необычайный
В глубоких тает небесах.
В.А.Иванов


Учитель:

-Как вы думаете ,о чём пойдет речь на нашем уроке?

Ученик:

О природе Донского края. О любви к своей Родине.

Учитель:

-А как вы догадались, что говорить мы будем о природе Дона, о любви к родному краю?

Ученик:

Потому ,что вы читали стихотворение о нашем крае. Мы увидели на слайдах пейзажи родной природы.

Учитель:

-Правильно, молодцы. Сегодня на уроке мы совершим виртуальную экскурсию по просторам нашей малой Родины. "Простор родимый", "широкий Дон", "ковыль гонимый", "степи бескрайние" - все это о нашем крае Тихого Дона, в котором мы с вами живём.

Тема нашего урока «Моя Донщина -дочь моей России…»

-Как называют людей , которые отображают нашу жизнь, природу, любовь к родному краю в стихах?

Ученик:

-Таких людей называют поэтами

Учитель:

-Поэты отображают окружающий нас мир в стихах. А кто ещё может показать красоту природы ?

Ученик:

Природу могут изобразить художники в картинах.

Учитель:

Верно. О природе пишут не только поэты , но и художники. Давайте посмотрим картины Донских художников, которые в своих произведениях передают красоту Донской природы и любовь к своей Родине.* (до Серебро-Детство)

Большая любовь к донской земле живет в сердце художника Щербакова. Он создаёт

серию донских пейзажей : «Дон тихий», «Донские просторы», «Степь Донская»,

«Разнотравие». На картинах мы видим необъятные донские просторы. Это широкие ковыльные степи, царство птиц, полевых цветов, среди которых дышится необыкновенно легко.

Полыхающие сиреневым огнем поля. Малиновые головки татарника, лимонно-желтые вершины коровяка, тысячелистника - все переплетается в причудливом узоре.

Добродеев Вадим написал картины: «Дон», «Летний день у озера», «Донские просторы», «Донское утро», «Донской пейзаж», «Утро»

Литвиненко «Закат в донской степи»

Куликовский «Серебро-детства»

-Родина, Родной край .Эти слова очень дороги каждому человеку .Родина у нас с вами одна –Россия. Но у каждого из нас есть и малая Родина. А что это значит – малая Родина?

Ученик:

Это место ,где ты живешь .Это место ,где ты родился, сделал первые шаги . Сказал первое слово.

Учитель:

Наша ,ребята, с вами Малая Родина –это Донской край.*

*Поэты и художники Дона в своих произведениях выражали бесконечную любовь к своему родному краю.

*Прогуляемся по степям и равнинам, побродим по берегам Дона,

Вдохнем родные запахи степных трав, до боли нам знакомые...

(слайд РОДИНА МОЯ)

Посмотрите, ребята, что изображено......наша школа...кусочек нашей малой Родины.

И мне очень бы хотелось, чтобы при чтении стихотворений вы передали эмоции, родившиеся в ваших душах.

Мы с вами неоднократно обращались к творчеству Донских писателей и поэтов на наших уроках. Давайте сейчас вспомним...

Проверка домашнего задания

Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.

Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.

Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.

Ашот Гарнакерьян «В моей придонской стороне»

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода,

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще меда.

Не знаю как другой, но я

Весь слух, весь – жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Никитин «Степь»

По всей степи – ковыль, по краям – все туман
Далеко, далеко от кургана курган
Облака в синиве белым стадом плывут,
Журавли в облаках перекличку ведут,
Не видать ни души. Тонет в золоте день,
Пробежать по траве ветру сонному лень.
Высоко, высоко в небе точка дрожит
Колокольчик веселый над степью звенит
В ковыле гудовень – и поют и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат
На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь! Неоглядный простор!


Владимир Сафронов «Донской край»

На моей родной Донщине

В поле выросла трава,

И от запаха полыни закружилась голова.

Степь тюльпанами пестреет.

В небе коршуны парят.

Бьет волною Дон о берег,

Тихо вербы говорят.

Я люблю тебя, Донщина-

Эти степи и поля,

Красоту твою и силу,

Это – Родина моя!

Степь донская

Донская степь, ты так красива

Своей красой не отразима.

Цветёшь, ты вся благоухаешь,

Жизнь казакам ты продлеваешь 

своею дивной красотой… 

дарами плодов, - степной природы…

Ты кормишь всех и согреваешь

и род Казачий продолжаешь! 

Чтоб жили казаки в степи

и степь Донскую сберегли!

Донщина, светлая моя,
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твое нетленно,
В трудах своих, о, будь благословенна,
Донщина – ты моя родная сторона, –
Пусть новые взрастают семена
И вечно житница твоя полна!

Борис Попов «Казачий край»

Казачий край, ты сердцу дорог,

Я с детских лет в тебя влюблен:

В степную ширь твоих просторов,

И в каждый куст, и в каждый клен!

Я исходил дорог немало,

Не зная отдыха и сна.

Как сына ты меня встречала,

Моя донская сторона!

Учитель

Мы только что услышали и увидели, как поэты-земляки выражают свою любовь к Родине, донской земле в стихотворениях, а художники воспевают в своих произведениях .

Сегодня я предлагаю продолжить знакомство с творчеством наших земляков. Ребята подготовили короткое сообщение о Донском поэте Борисе Николаевиче Куликове. ​​​​​​​

Учитель:

Борис Николаевич горячо любил Донщину.

Весь его писательский труд – это учебник любви ,

Подлинной любви к Отечеству , родному краю.

Одно из ярких стихотворений поэта «Донщина» .

(чтение стихотворения учеником)

Учитель:

Ребята, вам понравилось стихотворение?

Какое чувство оно вызвало у вас?

Ученик:

Стихотворение очень понравилось, вызвало чувство гордости за наш край.

Мы узнаем нашу малую Родину.

Посмотрите в окно: то же солнце, те же степи, те же сады, речка...

Учитель:

Как вы понимаете название стихотворения «Донщина»?

Ученик: (Слайд ДОН)

Река Дон – это одна из главных рек Ростовской области, вот и зовут наш край – Донщина, родимая сторонушка

Учитель:

Как вы понимаете строку «Моя Донщина – дочь моей России»?

Ученик:

Россия наша огромная Родина, а малая Родина «Донщина» - ее дочь!

Учитель:

1.А теперь давайте прочитаем стихотворение по цепочке.

2.Сейчас работаем в парах. Ребята, найдите непонятные и новые для вас слова и выражения.

Эти слова я попытаюсь объяснить вам через иллюстрацию.

Донщина

Родная степь…
Бескрайние покосы.
Кузнечики куют,
Как ковали,(Посмотрите ребята, кто такие ковали.* Это кузнецы работающие на наковальне)
Да солнце
По колено бродит в росах,
Да шепчутся о чём – то ковыли.
Вздыхаю полной грудью 
Терпкий запах,
И радостно кружится голова!
Бреду за солнцем
По траве на запад,
Шепчу земле хорошие слова.
Поля мои,
Сады мои зелёные, мой тихий Дон, 
Озёра, как моря…
Моя Донщина, солнцем прокалённая,(прокаленная-прогретая)
Ты, сердце, до кровинушки моя.

И жизнь течёт,
И мчится время быстро,
Цветут сады.
На речке малыши
В ладони ловят солнечные брызги.
И неба синь.
И песни от души…
Дымит завод.
Стоят хлеба густые,
Идут казачки в табор на обед…(табор- большая группа людей расположившаяся на
Моя Донщина, временную стоянку, казаки работающие в поле)
Дочь моей России,
Я по-сыновьи кланяюсь тебе.

Учитель: Для того, чтобы наша работа была более активной, давайте сейчас проведем физ минутку.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись

Выше-выше подтянулись.

Улыбнулись

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом встали.

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

Учитель:

Ребята, мы разобрали непонятные слова и сейчас я покажу вам образец выразительного чтения стихотворения. Вы внимательно послушайте, а затем расставьте паузы и логические ударения в первой части стихотворения, можно пользоваться памяткой.

1. Учитель читает стихотворение

2. Ученики расставляют паузы и логические ударения.

( в это время учитель работает со слабым учеником- Абилхаирова А.)

3. Проверяем правильность выполнения работы.

Поставьте минус где ошибка.

Ещё раз внимательно проверяем (Учитель просматривает работы)

Учитель:

Прочитайте стихотворение про «себя»

Кто из вас ещё раз хочет исполнить это стихотворение?

(ученик читает стихотворение)

Учитель:

С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

Ученик

-Стихотворение «Донщина»

Учитель:

Кто автор этого стихотворения?

Ученик:

-Автор стихотворения «Донщина» Борис Николаевич Куликов

Учитель:

В каких строках выражена главная мысль стихотворения? Найдите их в стихотворении и прочитайте.

Ученик:

Главная мысль стихотворения в последней строчке

Моя Донщина,
Дочь моей России,
Я по-сыновьи кланяюсь тебе.

Оценки за урок

Домашнее задание: Расставить паузы и логические ударения во второй части стихотворения.

Итак, наш урок окончен. Я благодарю вас за работу, а наших гостей за внимание.

И прошу вас, ребята, перед тем как вы покинете класс, оставить на доске свои впечатления в виде цветущего донского луга...





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.