12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сенаторова Ольга337
Учитель МКОУ СОШ №3 г.Уржума Кировской области
Россия, Кировская обл., Уржум
6

Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце". «Она – действовала»


Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце".

«Она – действовала»


Цели урока:

1.Показать на примере рассказа Шукшина правдивое изображение жизни, глубокое раскрытие характеров героев.

2. Помочь учащимся найти собственное мнение и личное решение на поставленный вопрос.

3. Благодаря освоению чужого опыта, воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни главного героя рассказа В.М. Шукшина “Материнское сердце».


Методические приемы: рассказ учителя, работа по тексту, составление таблицы, творческие задания.



Эпиграф урока:

Материнское сердце, оно – мудрое, но там,

где замаячила беда родному дитю,

мать не способна воспринимать посторонний разум,

логика тут ни при чём.

В.Шукшин (из рассказа «Материнское сердце»)


Ход урока:

1. Слово учителя.

Васи́лий Мака́рович Шукши́н (25 июля 1929, село Сростки Бийского района Алтайского края — 2 октября 1974, станица Клетская Волгоградской области) — русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр.

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье.

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Сперва он — матрос на Балтийском флоте, потом — радист на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сросткинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы.

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская Ромма). Во время учёбы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Первая книга Шукшина — «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия».

Герои книг и фильмов Шукшина — это люди советской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык. Один из его первых героев, Пашка Колокольников («Живёт такой парень») — деревенский шофёр, в жизни которого «есть место для подвига». Некоторых из его героев можно назвать чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказ «Микроскоп», «Чудик»). Другие персонажи прошли тяжёлое испытание заключением (Егор Прокудин, «Калина красная»).

В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание советской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нем зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»). (По материалам Википедии).


- Сегодня мы с вами проанализируем рассказ «Материнское сердце», озвучим собственное мнение на проблему, поставленную в рассказе.

( Каждой группе раздаётся отрывок из текста.)


Чтение первого отрывка учениками. Выделяют глаголы. Поехал – продал – собирался – пошёл – пропустил – подошла – попросила .

–Почему автор в таком маленьком абзаце использует столько глаголов?

( Возможно, автор нас готовит к какому-то событию, показывает нам причину – действие впереди)


Чтение абзаца учителем. На словах «…она его просто подкараулила» остановиться и спросить возможное продолжение. Дальше анализ отрывка со слов «Пойдем, поправься….» до «И ему хорошо с ней, лучше, чем с невестой»

- Почему Витьке было просто общаться с этой девушкой?

- Почему автор использует неполные предложения? Диалоговая речь краткая. ( Витька и девушка – люди, которые только что познакомились, говорить пока не о чем, да и место знакомства странное: винный ларёк – приличные девушки там не обитают. Вот первый звонок, который должен бал насторожить героя.

3. Анализ следующего абзаца (читает учитель со слов «…Ну почему так легко…» до «…ладно, ладно, я вам устрою…»

-Какими эпитетами описывает комнату и девушку автор? ( комнатка чистенькая, у девушки глаза грустные, задумчивые, умные»)

-Как выглядит подруга Риты? ( постарше, потасканная и притворная) Второй звоночек. Что-то в этой ситуации не так. Ученики выделяют глаголы (очнулся – долго соображал – голова гудела – опоили – одурманили – забрали деньги – я вам устрою)

- В сравнительно небольшом отрывке автор поместил всё, что произошло с героем.

4. Далее чтение отрывка учеником . («Что он собирался делать, он не знал…» до «Витьку отвезли в КПЗ») Заполнение таблицы.


Действие героя

Ключевые фразы

Собственный комментарий

Витька взял бутылку красного

Выпил, запустил бутылку в скверик

Злость, ярость

Витька расстегнул свой флотский ремень, намотал конец на руку

Один свалился от удара бляхой по голове, налетело ещё человек пять

Оскорблённая душа

Витька бил

Прибежала милиция, одного Витька ударил бляхой по голове, все ахнули. Витьку отвезли в КПЗ

Витька понял, что совершил непоправимое


- Кто же виноват в данной ситуации? (ответы учеников)

- Рассказ делится на две части: из первой мы узнали о происшествии, которое произошло с Витькой, а теперь перейдем к анализу второй части.

5. Анализ отрывка со слов «Мать Витькина узнала о несчастье…» до «..ни одной драки в деревне не пропускал»

- Как автор характеризует мать? (Сухая. Двужильная, легкая на ногу…Витьку выходила из последних сил, всё распродала , но сына выходила)

- Какие мысли вызвало это содержание текста? (ответы учеников)

6. Чтение отрывка учителем. («В милицию мать пришла…» до «Мать пошла к милиционеру к прокурору»)

- Каково поведение матери в участке? ( Она умоляет, просит, встаёт на колени)

- Почему автор пишет, что «тяжело было смотреть на мать»? (Тоска и горе, отчаяние - вот состояние матери)

- Обратите внимание на наш эпиграф. Что хотел автор сказать этими словами?

7. Сцена у прокурора . Анализируют ученики ( «мать пошла с милиционером к прокурору» до « И никто этот суд не отменит»)

- Как вы понимаете этот отрывок? Расскажите о действии матери? ( У прокурора она опять рассказывает про Витьку: хороший, добрый.

-«У матери больно сжалось сердце, но она обиделась на прокурора, а потому виду не показала, что едва держится, чтобы не грохнуться здесь и не завыть в голос. Ноги её подкашивались»

-Что происходит с матерью? (У прокурора она понимает, что сына будут судит, она должна его спасти, но как?)

- Чтение отрывка «Дорогу в милицию мать нашла одна» до «найдет она этих добрых». Выделите ключевую фразу. «Странно, мать ни разу не подумала о сыне – что он совершил преступление»

8. Анализ сцены мать у сына в камере.

- Как мать себя ведет во время разговора ( Она всячески пытается поддержать сына, говорит ему о том, что была у прокурора, потом поедет в краевые организации, в селе возьмет характеристику, грамоты, а также просит сына молиться: « Со всех сторон будем заходить»)

- Что происходит с матерью потом? (Плачет, жалко сына, но мать – действовала, верила, что добрые люди помогут)

- Почему автор заканчивает повествование на том, что мать поехала в краевые организации?

- Напишите свою концовку рассказа.

9. Выявление отношения к варианту интерпретации:

Ученики высказывают свои мысли о поступке матери: «Она права…», «она не права»)


10 «Языковая игра» Я – мать. Как бы я поступил (а) в данной ситуации.


11. Итог урока .

- В тот момент, когда я готовила урок, по первому каналу шёл фильм «Впервые замужем», режиссёра Иосифа Хейфица. Сюжет таков.

В 20 лет Тоня родила девочку — одна, без мужа. В 30 — личное счастье стало недостижимой мечтой. Всю себя она посвятила любимой дочери. А та - выросла, вышла замуж и выжила мать из дома. И вот в 40 лет жизнь будто сделала круг и вернулась в исходную точку. Терять уже нечего — а значит, можно рискнуть, начать все с начала. Мама — впервые замужем, а эгоистичной и черствой дочери с этим трудно смириться…Но мать абсолютно всё отдала, ради счастья дочери.

Как же велико материнское сердце, вмещающее в себя все радости и горести и прощающее всё. И закончить урок я хочу словами Монтегаса. «Сердце матери - это единственный несгораемый капитал, которым всегда и в любое время можно расплатиться.»


Концовки рассказа, написанные учениками.

Мать обходила все инстанции, оббивала все пороги. Кое-где пыталась и деньгами задобрить, но тщетно. Сердце матери разрывалось от боли и обиды за своё дитё.

Витьку осудили на семь лет. Мать, не сумев справиться с горем, вскоре умерла. Её похоронили в родной деревне.

Витька вышел из тюрьмы. Стал жить в доме матери, а невеста его, всё-таки, не дождалась…

(Анна Плотникова)

Мать съездила в краевые организации. Долго она умоляла, чтобы отпустили её сына.

-Витенька у меня хороший, это он только когда выпьет такой. А так он даже и мухи не обидит, - со слезами на глазах рассказывала мать.

Суд приговорил Витьку к условному наказанию сроком на год.

Прошёл месяц… Свадьбу отыграли славную, широкую и весёлую. Мать была очень счастлива за своего сына.

(Людмила Якунинских)

Собрала мать характеристики, грамоты и поехала в город. В краевой прокуратуре, куда она обратилась, помочь не смогли.

Закончилось расследование, и состоялся суд над Витькой. Дали ему минимальное наказание, учли все обстоятельства: и что обокрали парня, и что в родном колхозе он числился на хорошем счету, и что в армии он отличался храбростью. Бедная мать навещала сына в тюрьме: носила передачи, передавала последние известия из деревни. Она делала всё для того, чтобы Витька чувствовал, что он не одинокий.

(Юлия Суворова)








Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 03.01.22 в 22:05 0Ответить Пожаловаться
Хороший рассказ для обсуждения со старшеклассниками!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.