Урок внеклассного чтения «Роль Арто в раскрытии характеров героев рассказа Куприна "Белый пудель"» (5 класс)
А.И.Куприн « Белый пудель».
Ход работы:
1.Орг.момент.
2.Актуализация. Мотивация к уч. деятельности.
На доске написано слово PUDELN-что в переводе с нем.языка значит, плескаться, плыть по-собачьи. Отгадайте это слово
ИЛИ
Отгадайте ребус (гиря (пуд) + ель)
Пудель- порода декоративных собак. Предположительно эта порода произошла в 16 веке от старинных длинношерстных пастушьих и охотничьих «водяных»собак. Пудели приобрели огромную популярность, но в последствии их перестали использовать для охоты и они превратились в комнатно-декоративных. Прекрасно дрессируются, послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами многих известных людей. Бетховен написал Элегию на смерть своего любимца. Г.Гейне сочинил стихотворение «Добродетельная собака», а перу А.И.Куприна принадлежит трогательный рассказ «Белый пудель»
3. Целеполагание, тема
Дома вы самостоятельно прочитали этот рассказ. Понравился ли он вам? Попытайтесь одним словом сказать , чем он вам понравился? (интересный, трогательный, волнительный, жалобный, тревожный)
Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ именно так, «Белый пудель»?
О чем он? О собаке? Или о бродячих артистах?
Да , но не только. Рассказ Куприна нельзя считать просто повествованием о собаке. Это прежде всего разговор о человеческих отношениях, о вечных истинах. Вечные ценности, какие они? – и есть тема нашего урока сегодня. (Запись темы урока)Итогом нашей работы по рассказу будет домашнее сочинение, тема которого звучит следующим образом « Роль Арто в раскрытии образов рассказа «Белый пудель» А.И.Куприна».Какой будет цель нашей работы сегодня
-Подготовиться к сочинению.
4. Работа над худ.текстом
Чтобы ответить на вопрос, заявленный в теме нашего урока нам нужно обратиться к тексту . Но прежде давайте узнаем историю создания рассказа.
Инд. Сообщение (готовилось самостоятельно дома)
Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет
в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу
бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик
Серёжа, акробат, и с ними дрессированный белый пудель. Как только
раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-
строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и
просто случайные прохожие.
После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их
обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались
под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о
себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими
планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там
удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать
настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как
однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя,
который очень понравился её мальчику.
«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы
боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у
неё украли, - рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»
А.И.Куприн всегда был очень добр к животным , поэтому они очень часто становились героями его произведений. Чтобы вспомнить сюжет, давайте обратимся к иллюстрациям к рассказу. Постройте историю ,описанную А.Куприным в рассказе. По картинкам кратко передайте содержание.
(на доске один из учеников восстанавливает последовательность событий, изображенных на иллюстрациях и кратко пересказывает сюжет рассказа).
Как вы видите, писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель», и отвел собаке в произведении едва не главную роль. Почему? На какие две группы мы можем разделить всех героев рассказа?
-Бродячая труппа артистов и Обитатели дачи «Дружба»
- Давайте попробуем определить,кем для каждого из них является Арто и какую роль он играет в раскрытии характеров героев. Для этого мы разделимся на 4 группы. Результаты вашей работы мы оформим в виде кластера, который и должен помчь вам в дальнейшей работе по написанию сочинения.. Если у вас возникнут затруднения при формулировке черт характера героев, можно воспользоваться подсказкой, которая лежит на вашем столе, но все качества в ней перепутаны, не ошибитесь при выборе.
1) Дедушка Лодыжкин
2) Сережа
3) Трилли
4) Обитатели дачи «Дружба»
Вопросы группа «Дедушка Лодыжкин»
– Найдите в тексте слова, рисующие, как выглядела труппа бродячих артистов?
– Почему писатель говорит о дедушке «плёлся»? Какое значение имеет эта художественная деталь?
– Что заставляло старого шарманщика и Серёжу бродить по «горным тропинкам от одного дачного посёлка до другого»? Можно ли назвать этот труд легким?
– Какие отношения сложились между ними? Почему?Как эти отношения могут охарактеризовать Лодыжкина?
– Почему дедушка отказался продать Арто? (найти и зачитать ответ Лодыжкина барыне)
Какие черты его характера раскрываются в этом эпизоде?
-Кем Арто является для Дедушки Лодыжкина?
Вопросы группа «Сережа»
-При каких обстоятельствах Сережа попал к Лодыжкину?
-Какие отношения сложились у них? Как относится к дедушке Лодыжкину?
- Какие события заставили Серёжу повзрослеть?
– Найдите слова, раскрывающие переживания мальчика. (найти и прочитать)
- Какие чувства борются с Сережей той ночью?(цитата из текста)
– Почему Серёжа решил выкрасть Арто?
– Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?
-Кем Арто является для Сережи?
Вопросы группа «Трилли»
– Какое «неожиданное и странное зрелище привлекло внимание» артистов на даче?
– Найдите и выпишите из текста слова, характеризующие поведение мальчика Трилли? (найти и зачитать)
- Три слова, характеризующие его?(мне, хочу, дай)
Какие черты характера мальчика раскрываются в этом эпизоде?
- Почему он так себя ведёт?
- Для чего ему нужен Арто? Кем он бы стал для него?
Вопросы группа «Обитатели дачи»
– Как отнеслись взрослые к поведению Трилли ? Как это их характеризует?
Какое предложение сделала красивая дама дедушке Лодыжкину? (зачитать)
Как это предложение может охарактеризовать героиню?(назовите качества героини , которые проявляются в этом эпизоде)
- Права ли она, говоря, что «нет вещи, которая бы не продавалась»?
– Что общего между обитателями дачи?
– Оправдывают ли обитатели дачи название, данное автором «Дружба»?
Кем бы стал Арто в этом доме? В качестве кого они хотят его видеть здеь? Для чего он им нужен?
Ответы оформляются на листе
Ватман (кластер)
Выступление групп, заполнение кластера (один человек у доски, другие помогают с места) (одновременно переносят и в свою тетрадь)
5.Подведение итогов
-Ребята, как вы могли заметить, каждой группе был задан вопрос : «Кем или чем является Арто для каждого из героев рассказа?» Как вы думаете, почему этот вопрос так важен?
-Он помогает раскрыть суть каждого из героев, какие ценности для них важны, кем они являются по сути.
Каким же будет ответ на вопрос, поставленный нами в начале урока :Какую роль играет Арто в раскрытии образов рассказа И.А.Куприна «Белый пудель»?
-Через отношение к Арто каждый из героев показывает свою сущность, указывает нам на то, что имеет цену в жизни каждого из них. Для Сережи и дедушки Лодыжкина Арто – это часть их семьи, друг. История с его похищением раскрыла самые лучшие черты их характера и показала, насколько этот пес дорог для для них. Для всех обитателей дачи Арто лишь живая игрушка, которая нужна им только для того, чтобы избежать капризов избалованного Трилли.
Соедини героев с качествами, которыми их наделил А.И. Куприн:
герои | качества |
Дедушка Лодыжкин Сережа Трилли Барыня
| вседозволенность трудолюбие гордость благородство черствость бездушие преданность честность заботливость неконфликтность рассудительность избалованность доброта неподкупность капризность |
6.Рефлексия
Помог ли Куприну герой рассказа. пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность дружбе, верность? Как вы думаете, поможет ли составленный нами кластер?Достаточно ли только его для успешного написания сочинения?
-Нужно продумать еще вступление и заключение.
7.Домашнее задание сочинение « Роль Арто в раскрытии образов рассказа «Белый пудель»
Группа «Дедушка Лодыжкин»
1)Как Сережа появился в жизни Лодыжкина?
2)Что заставляло старого шарманщика и Серёжу бродить по «горным тропинкам от одного дачного посёлка до другого»? Можно ли назвать этот труд легким?
3) Какие отношения сложились между ними? Почему?Как эти отношения могут охарактеризовать Лодыжкина?
4)Почему дедушка отказался продать Арто? (найти и зачитать ответ Лодыжкина барыне)
Какие черты его характера раскрываются в этом эпизоде?
5)Кем Арто является для Дедушки Лодыжкина?
Вопросы группа «Сережа»
1)При каких обстоятельствах Сережа попал к Лодыжкину?
2)Какие отношения сложились у них? Как относится к дедушке Лодыжкину?
3) Почему Серёжа решил выкрасть Арто?
4) Найдите слова, раскрывающие переживания мальчика. (найти и прочитать)
5) Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?
6)Кем Арто является для Сережи?
Вопросы группа «Трилли»
1) Какое «неожиданное и странное зрелище привлекло внимание» артистов на даче?
2) Найдите и выпишите из текста слова, характеризующие поведение мальчика Трилли? (найти и зачитать)
3)Три слова, характеризующие его ( он сам их произносит)
4)Какие черты характера мальчика раскрываются в этом эпизоде?
5) Почему он так себя ведёт?
6)Для чего ему нужен Арто? Кем он бы стал для него?
Вопросы группа «Обитатели дачи»
1) Как отнеслись взрослые к поведению Трилли ? Как это их характеризует?
2) Какое предложение сделала красивая дама дедушке Лодыжкину? (зачитать)
3)Как это предложение может охарактеризовать героиню?(назовите качества героини , которые проявляются в этом эпизоде)
4) Права ли она, говоря, что «нет вещи, которая бы не продавалась»?
5)Кем бы стал Арто в этом доме? В качестве кого они хотят его видеть здеь? Для чего он им нужен?
Дедушка Лодыжкин
Серёжа
АРТО
Обитатели дачи «Дружба»
Трилли