12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коротеева Татьяна Викторовна34
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»

Тема урока: «Воронежская матрешка»

Цели:

1. Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре родного края.

2. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, фантазию, наблюдательность.

3. Познакомить с историей возникновения русской матрешки ее видами, особенностями росписи.

4.  Уделить особое внимание форме и росписи воронежской матрешки.

Оборудование к занятию: 

заготовки матрешек для коллективных работ

кисти

карандаши

проектор

Наглядный материал: 

Изображения матрешек.

Образец игрушки матрешки

«Народные промыслы» – презентация.

Образцы орнаментов

Музыкальный ряд: Русские народные мелодии

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Руки? – НА МЕСТЕ!

Ноги? – НА МЕСТЕ!

Локти? – У КРАЯ!

Спина? – ПРЯМАЯ!

Внимательно проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте? (ДА!)

Всё ли в порядке? (ДА!) Карандаш, альбом и краски.

! (ДА!) Тогда начнем!

2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока, целей урока.

Ребята, отгадайте загадку.

Алый шелковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

 Упирается рука в деревянные бока.

 А внутри секреты есть:

 Может, три, а может, шесть.

 Разрумянилась немножко

 Наша русская: …. "Матрешка!"


Учитель: Вы правы. Отгадав загадку, вы определили тему нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы будем говорить о народных промыслах Воронежской области, а именно, познакомимся с воронежской матрешкой.
Итак, начнём!

3. Сообщение об истории матрешки

Под негромкое исполнение русской народной песни "Во поле берёза стояла" учащиеся читают стихотворение И. Кадухиной "Русская матрёшка".

 

1.Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал.
Игрушка – кукла расписная,
А как назвать ее, не знал.

2.Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку, Матрешкою назвал.

Сделано это было не случайно. В то время имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее – мать.


3.Матрёшка, матрёшка, русская краса.
Румяные щёчки, глазки – бирюза.
Белая рубаха и русский сарафан.
На голове платочек – не найдёшь изъян!


4.На первый взгляд - простая, но радует взор
В росписи одежды затейливый узор.
Милая улыбка, загадка внутри.
Сколько же в ней куколок?
Ну – ка, разбери!


 

А матрёшку вы видали?

Где? Когда? Скажи скорей

Что вы знаете о ней? (показывает матрешку)

 

Матрешка – уникальная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Слайд. Виды матрешек. В России существует несколько видов матрешек, а вот история нашей воронежской матрешки зародилась в 1969г.

Слайд. Создательницу воронежской матрешки зовут Елена Геннадьевна Матвеева.

Форма матрешки напоминает пасхальное яйцо. Есть один отличительный элемент, по которому можно узнать воронежскую матрешку – это красный барановский платок с яркими цветами на голове. Такие платки в позапрошлом веке пользовались большой популярностью у воронежских модниц, производились они в Воронежской губернии.

 

Если в росписи матрешки платок символизирует связь создаваемого образа с небом, то орнамент рубахи, завески передника, покромки пояса, бусы служили оберегами, охраняющими женщину от злых сил.

Понева – юбка матрешки – подчеркивает связь с землей. Черный цвет поневы означает чернозем, а клетки – земельные наделы. Полоски между клетками показывают границы земельных участков.

Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма». Слайд

В росписи присутствует яркая цветовая гамма: красный – любовь, тепло, красота; красно-оранжевый – цвет солнечного света и тепла; ярко-малиновый и нежно-розовый – цвета восхода и заката; желтый – разлука; зеленый – растительный мир; синий – вода, небо, верность; черный – цвет земли.

Учитель.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки.
Всегда расписаны на диво.
Очень ярко и красиво.


 

Учитель: Ребята, посмотрите у меня еще матрешки, вот только они грустные. Как вы думаете почему?

(Силуэты матрешек, вырезанные из картона)

Дети: Потому что они без нарядов, не раскрашены.


Ребята, я предлагаю вам сегодня стать мастерами-матрёшечниками и самим выполнить роспись матрёшки.

Итак, мы в мастерской. Работать будем по группам.

-Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, во что одета матрёшка?

-Что у неё на голове? (платок) Какого он цвета? Чем украшен? (Цветами)

- На туловище? (Рубаха белая и панева черная в клетку)

- Иногда у матрёшки одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

Сарафаны мы распишем 
Яркими цветами.
Точками, кружочками.
Постараемся немножко-
Станет радостной матрешка.


 

4. Физкультминутка

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний, 

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера за работу всем пора.

Мастера, скорей за дело - украшай матрешек смело

Выбирай любой узор, чтобы радовал он взор.


 

Каждая группа мастеров, украсит цветами и узорами свою матрёшку и соберет её.1 гр. – поневу, 2 гр. - рубаху, 3 гр. – платок.

Приступаем!

Самостоятельная работа по теме урока

Подведение итогов.

Вот и готовы наши матрешки! Какие вы хорошие мастера!

Посмотри, честной, народ,

Матрешек дружный хоровод!

Какими красивыми и веселыми стали матрешки. Какие все матрёшки нарядные! Они довольны своими нарядами. Весело им. 

А вам нравятся ваши работы?

Каждая группа мастеров представила свою матрешку. Хочется отметить сходство с воронежской матрешкой, аккуратность выполнения и слаженную работу групп. Все матрешки радостные, нарядные, расписные.

 

Рефлексия.

Оценим работу на уроке, продолжив предложение:

1. Сегодня я узнал…

2. Я научился…

3. Было интересно…

4. Было трудно…

5. Мне захотелось…

 

Подведение итогов

Наша русская матрёшка

 Не стареет сотню лет

 В красоте, в таланте русском

 Весь находится секрет.

Матрешки весело нам улыбаются, встали в хоровод и нас приглашают исполнить частушки.

 

Девочки исполняют весёлые частушки:

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём.

Вшестером поём частушки

И танцуем вшестером.

 

Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.

 

И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

 

 

  Используемая методическая литература: 

Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. авт.-сост. Лободина Н.В. и др. - Волгоград: Учитель, 2007.

Стихи И.Кадухиной.

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (1)

Порфирьева Марина Ивановна, 20.06.19 в 18:14 0Ответить Пожаловаться
Форма подачи материала способствует воспитанию художественного вкуса. Вы молодцы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.