Цель: развитие певческой и слушательской культуры детей.
Задачи:
Образовательные: учиться выявлять в русской музыке национальные черты характера русского человека; учиться находить истоки интонационного склада русской музыки в характерных чертах жанра былины; разучивать и исполнять былинные напевы.
Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой.
Развивающие: расширять знания детей о былинном эпосе.
I Организация учащихся на урок.
Дети проходят в класс под музыку С.В.Рахманинова "Пьеса-фантазия" соч.3 №4
Урок начинается с приветствия учителя детей частушкой. В этой части урока многое зависит от творчества учителя. Приветствие-частушка ново для детей, но с частушками они знакомы (частушки Бабок Ёжек, музыка М.Дунаевского, слова Ю.Энтина, 1 класс, 2 полугодие), частушки используются и во внеклассной работе, поэтому дети с удовольствием включаются в работу.
Учитель: Маленькая песенка – частушка может о многом рассказать. Частушки русского народа в весёлой, шутливой форме рассказывают о разных сторонах жизни людей. Я предлагаю Вам сочинить наши классные частушки, а начнём с вашего летнего отдыха:
Третьеклассниками стали – загорели, хороши.
Как Вы летом отдыхали, кто расскажет от души?
Примерные ответы детей:
Отдыхала дома я,
Книжек много я прочла.
В лагере я побывали и
Друзей там повстречала.
А у бабушки в деревне
Я всё лето провела,
Поливала и полола,
И Бурёнушку пасла.
Учитель: О летнем отдыхе Вы рассказали, а том, что произойдёт в Вашей жизни за неделю, расскажете частушками на следующем уроке – это задание на следующий урок (нужно использовать тетради, для записи своих сочинений, опорных знаний, в зависимости от подготовленности классов – текстов песен). Частушки – это жанр народной музыки.
II Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с одной разновидностью русского музыкального фольклора – былиной или как их ещё называли «были» или «старины». Они отражают ту историческую действительность в которую были созданы. Былины передавались в устной доходчивой форме. Простым, незамысловатым языком. Былину исполнял сказитель на речитативный монотонный напев, протяжным и неторопливым голосом. Он поёт о том, что видел, свидетелем каких событий стал.
Слушание былины «Илья Муромец и Сокольник»
Н.А.Римский-Корсаков использовал былины в своей симфонической картине "Садко". Идея создания симфонической картины была в самом мотиве древнерусской былины «Садко», где Садко (Богатый гость) — главный герой былин новгородского цикла. Эту былину Н.А.Римский-Корсаков услышал и записал в Петрозаводске в Карелии.
Слушание отрывка из симфонической картины "Садко" Н.А.Римского-Корсакова.
Послушаем её.
Слушание Песню Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли" из оперы "Борис Годунов" М.П.Мусоргского.
Слушание песни "Здравствуй, детство" музыка И.Космачёва, слова М.Яснова
- Как песня передаёт настроение?
- В каком ладу она написана? (Мажор, минор)
Закрепление прошедшего материала.
Как называется главный устойчивый звук в музыке? (Тоника)
Какие особенности в мелодии этой песни? (скачки и поступенное движение)
- Спойте фрагмент песни, где используется скачкообразное движение мелодии. Учитель работает над пропеванием скачков в разных тональностях.
- Спойте фрагмент песни, где используется постепенно движение мелодии.
Прослушивание песни второй раз.
- Определите, чем отличаются припевы в каждом куплете (1 - утро, 2 - солнце, 3 - детство)
Исполняется с учителем. Учитель - куплет, дети - припев.
III Итог урока:
- Назовите самые ранние народные песни. (Былины)
- С какими произведениями мы сегодня познакомились? (С былиной «Илья Муромец и Сокольник», с симфонической картиной "Садко" Н.А.Римского-Корсакова и с песней Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли" из оперы "Борис Годунов")
- Кто написал слова и музыку песни "Здравствуй, детство" (музыка И.Космачёва, слова М.Яснова)
IV Домашнее задание: сочинить частушки о событиях из собственной жизни.
Дети под музыку выходят из класса.