12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кольцов Сергей Николаевич121
Учитель русского языка и литературы. Мой стаж работы - более 40 лет. Имею высшую категорию. Последние 20 лет работаю в специальной (коррекционной) школе - интернате.
Россия, Луганская Народная Респ., город Суходольск
2

Урок - ярмарка "Обобщение и систематизация изученного об имени существительном"

6 класс

Тема: Обобщение и систематизация изученного об имени существительном

Цель: систематизация и обобщение полученных знаний, выявление и корректирование пробелов у обучающихся по данной теме.

Развитие речи, внимание, логического мышления, развивать орфографическую зоркость.

Воспитывать любознательность, интерес к народным традициям, интерес к урокам русского языка и литературы.

Ход урока

I.Организационный момент

- Звучит песня Марины Король «Ярмарка»

​​​​​​​ II. Мотивация учебной деятельности

- Знаете ли вы, что такое ярмарка?

- Приходилось ли кому из вас быть на ярмарке?

Жизнь наших предков была нелегкой и одновременно романтичной. Много выпало на их руки и судьбу работы – тяжелой, однообразной. Но серые будни скрашивали народные гулянья и праздники, что непременно приносили песню и шутки, хорошее настроение и надежды. А иногда работа и праздник переплетались. Работа объединялась с календарными обрядами, становилась праздничной, загадочной, святой. Поэтому и кажется нам жизнь наших предков скорее романтичной, чем тяжелой, ведь время стирает плохое, а оставляет неповторимое и вечное.

Так и ярмарка. Несколько раз в году крестьянин должен был побывать там, ведь это был один из способов его существования. На ярмарке можно было продать результаты своего труда, приобрести необходимый инвентарь, бытовые вещи, живность. Именно на ярмарке могли оценить и мастерство, именно здесь люди учились общаться, торговать, экономить, именно здесь узнавали о новостях, знакомились, познавали географию и азы бизнеса.

III.Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы с вами все вместе поедем на ярмарку, почувствуем праздничную атмосферу, этого необычного действия. Ехать мы будем на телеге. А во время путешествия будем останавливаться для того, чтобы выполнить некоторые задания: вспомним все об имени существительном, его грамматические признаки, т.е. повторим все, что изучали об этой части речи. А еще нам необходимо иметь записные блокнотики, чтобы зафиксировать увиденное и услышанное. Разверните ваши тетради – записные блокнотики и сделайте первую запись: тему урока.

Итак, отправляемся на ярмарку. Поехали!

IV.Формирование умений и навыков

Под мелодию песни «Коробейники» появляется девочка в платье в русском стиле и мальчик-коробейник.

Девочка: Ярмарка, ярмарка!

Веселись, народ!

Ну-ка, шестиклассники,

Выходи вперед!

Балалайка звонкая,

Тульский самовар…

Праздник на ярмарке,

А вовсе не базар!

Мальчик: У меня полным - полна коробушка,

В коробейниках хожу.

Подходите, шестиклассники,

Все товары разложу!

И частушки есть веселые,

И задорный перепляс.

Песни русские, раздольные

Приготовил я для вас!

У меня товары дельные,

Подходи-ка веселей!

Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Рад вас видеть на нашей веселой праздничной ярмарке! Лица открытые, глаза блестящие. Улыбки – в наличии… Значит не залежатся мои товары!

(Поет): Эх, полным – полна моя коробушка,

И спою и расскажу…

Подходите, шестиклассники,

Все товары разложу!

Обучающиеся выбирают понравившиеся товары (матрешки, шкатулки, пеналы и т. п., в которых находятся вопросы), отвечают на вопросы:

- что называется именем существительным?

-на какие вопросы отвечает имя существительное?

- как пишутся собственные имена существительные?

- какой род имеют имена существительные?

- какие формы чисел имеют имена существительные?

- сколько падежей существительных в русском языке?

- сколько склонений имеют существительные?

Учитель. – Сейчас вы прослушаете отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка» и запишите как можно больше имен существительных:

Как упоителен, как раскошен летний день в Малороссии! Как томительно – жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется заснул. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи.

- Определите род, число, падеж, склонение имен существительных.

Учитель. – Какие умники едут на ярмарку! Все знают по имя существительное. А кто это стоит? Остановимся, послушаем , о чем они говорят?

V.Инсценировка диалога

Фома. Здорово, брат Ерема!

Ерема. Здорово, брат Фома!

Фома. Куда путь держишь?

Ерема. На ярмарку иду!

Фома. На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых! А кто же тебе про ярмарку – то сказал?

Ерема. Кума Дуняша сказала!

Фома. А кума Дуняша откуда знает?

Ерема. Кума Дуняша все знает, что на свете делается! А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома. Бывал!

Ерема. Велика?

Фома. Не мерил!

Ерема. Сильна?

Фома. Не боролся!

Ерема. А кого ты на ярмарке видел?

Фома. Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову Маньку, глаза у ней узенькие, а лоб широкий!

Ерема. Это ведь медведь Михась был.

Фома. Какой там медведь Михась! Я прежде медведя Михася знавал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Ерема. Да это волк Вовчик!

Фома. Все ты, брат, говоришь не втолк! Я прежде волка Вовчика знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает да от собак убегает.

Ерема. Это же зайчик Побегайчик!

Фома. Да какой там зайчик Побегайчик! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перепрыгивает да шишки грызет!

Ерема. Да это же белка Бэла! Ты, брат Фома , байки сказывать – то перестань! Давай лучше задание детям дадим.

Задание:

- Как называется разговор двух лиц?

- Запишите собственные и нарицательные имена существительные.

Учитель. – Очень хорошо. Сколько вы всего знаете! Вот наконец мы и приехали на ярмарку. Здесь все движется, крутится, вертится, шумит, гремит, звенит, мечется, кричит, бранится, толкается. И чего только не увидишь и не услышишь. А сколько всего можно купить. Приобретем и себе чего-нибудь, приняв участие в эстафете минутных испытаний.

Эстафета минутных испытаний

Перед вами корзина, в которой лежат овощи и фрукты. Стоят они совсем дешево - правильно определи склонение имен существительных и овощи ваши.

(Около доски стоит корзина с овощами и фруктами, обучающие выбирают предмет, записывают слово, определяют склонение).

Учитель. – На ярмарок едут не только за товаром, но и для развлечений, так как здесь много игр, шуток, конкурсов. И мы с вами поиграем в шпионов. (Диктант для шпионов).

Видите вот эту бочку. Там есть заморочки. Как говорят, заморочки из бочки. По сигналу шпионы друг за другом бегут к бочке, достают заморочку, читают внимательно, запоминают, потом записывают на доске по памяти : город Москва, Черное море, сказка «Золушка», улица Степная, газета «Правда», река Волга, магазин «Глобус», собака Жучка, книга «Сын полка», Большая Медведица, стихотворение «Зима», поэт Александр Сергеевич Пушкин.

VI.Рефлексия.

Учитель. – Побывали мы с вами на ярмарке, много услышали, много увидели, много выполнили заданий. Ярмарок заканчивается. Кто распродался, кто отоварился – всем пора домой. А все ли вы отоварились на ярмарке? Все ли вспомнили про имя существительное, все повторили, со всеми ли заданиями справились? Достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой? Дополните предложение «На сегодняшнем уроке для меня было интересным …».

Коробейник. Эх, была полна коробушка,

Распродал товар я свой!

Все с заданиями справились –

Едем мы теперь домой!



































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.