12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лахтина Татьяна Валентиновна18 |
Урока по теме "Христианское искусство. Икона"
Тема «Христианское искусство. Икона»
Автор: Лахтина Т.В.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №72
г. Тюмени
Цель: воспитание уважения к достояниям мировой художественной и духовной культуре через знакомство с православной иконой.
Задачи:
Обучающая:
1) познакомить с особенностями иконописного изображения;
2) понять различия в написании иконы и картины.
Развивающая:
1) уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;
2) расширить словарный запас и кругозор детей.
Воспитывающая:
1) воспитывать отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов;
2) воспитывать национальную гордость и любовь к Родине, к Отечеству.
Основные понятия: икона – образ, нимб, лик.
Оборудование:
1) репродукции икон;
2) книга о храмах Тюмени и его окрестностей;
3) дидактический материал.
Икона есть видимый образ невидимого.
Преподобный Иоанн Дамаскин
Ход урока
1. Организационный момент.
Готовность детей к уроку.
2. Проверка д/з.
1) Какие храмы нашего города вы знаете?
2) Что люди делают в храме?
3) Как устроен православный храм?
4) Соотнесите картинки и слова:
иконостас |
|
Царские врата |
|
алтарь | |
кадило |
|
канун |
|
5) Что такое иконостас?
6) Какие иконы в нём всегда присутствуют?
3. Введение в тему.
- Послушайте отрывок из «Казачьей колыбельной песни» великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.
Дам тебе я на дорогу
Образок святой.
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой.
- О каком образке идёт речь? (Икона – образ Божий)
- Кто догадался, какая же тема сегодняшнего урока?
- Что же такое ИКОНА?
- Слово это греческое, в переводе образ, изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, а также событий из Священной и Церковной истории.
- У кого дома есть иконы? Где они стоят?
- Самое видное место в доме называли КРАСНЫЙ УГОЛ. Красный угол – это угол справа от двери. В нём и находятся иконы. Иконы украшали вышитыми полотенцами. На полке стояла лампада (или свеча) – символ света и живого огня, освещающего лики святой иконы. Иконы также устанавливали у перекрёстков дорог, у колодцев, вывешивали на воротах при въезде в город.
- Найдём этот угол в нашем классе, поставим туда репродукции икон и зажжём лампаду (свечу).
Такой свет зажигается и в сердце человека, который молится перед иконой.
- А кто изображается на иконах? ( Спаситель, Божия Матерь – Богородица, святые)
4. Работа над новым материалом.
- Как же появилась первая икона? (Рассказ подготовленного ученика)
В древние времена тяжело заболел правитель одного из городов князь Авгар. Но ему открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но выполнить портрет не смог по «причине сияющего блеска лица Его».
На помощь пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Образ. Когда Авгар увидел этот Образ – первую, самим Господом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то получил полное исцеление. Икона так и называется «Спас нерукотворный».
(Звучит отрывок из церковного песнопения о Богородице)
На Руси очень любили образ Богоматери. В каждом храме есть иконы Богородицы. Существует множество разнообразных икон Божией Матери, они имеют свои имена: Смоленская, Казанская, Владимирская и другие. У каждой своя история. Люди почитают Богоматерь как Девы и Матери, как Заступницы и Молитвенницы за род человеческий.
|
|
| |
Казанская икона Божией Матери | Смоленская икона Божией Матери | Владимирская икона Божией Матери | Толгская икона Божией Матери |
5. Суерская икона Божией Матери "Смоленская"
Празднование в 9 пятницу после Пасхи
История написания образа восходит ко второй четверти
Лето
Икону носили в
В
В первой половине
В годы советской власти икону перенесли в
В
Засушливой весной
- Как же писались древние иконы?
Их писали на деревянных досках. Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну. Доску сушили и выравнивали. Мастер-иконописец наклеивал холстину (ткань) ПАВОЛОКУ на доску, поверх накладывали грунт (ЛЕВКАС) из рыбьего клея и толчёного мела, а потом полировали до блеска. Краски делали из травы, цветов и полудрагоценных камней, растёртых в порошок, который смешивали с квасом и добавляли яичный желток. Краска называлась ТЕМПЕРА. А потом плавили янтарь и покрывали икону. Получалась плёнка, которая держится веками.
Перед началом работы иконописец долго постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху, возносил молитву Богу, спрашивая у него благодати за свои труды.
Одним из великих русских иконописцев был Андрей Рублёв. Никому не известно точно, когда он родился. Условно считают в 1360 году, умер в 1430.
| Самая известная икона А. Рублёва «Троица». Давно это было: жил в монастыре монах Андрей. Иконы писал чудесные, что радостно было молиться перед ними Богу. И вот задумал он написать добрую и светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова «любовью должен соединяться человек с Богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло и мастер приступил к работе. Молился Андрей, и наливалась, расцветала под его кистью красками икона, наполнялась чудесным и добрым светом. В иконе Рублёва царит согласие и любовь к человеку. Сейчас икона находится в Московском храме Святителя Николая, при Третьяковской галерее. |
6. Задание для творческой работы
- Как люди говорили о тайне Святой троицы?
Святых Кирилла и Мефодия, которые проповедовали христианство, спрашивали:
- Как вы можете верить в единого Бога и в то же время говорить, что Он – Святая троица?
- Разве вы не видите одного солнца на небе? – отвечал святой Кирилл. – Оно одно, но солнцем мы называем солнечный круг, солнечное тепло, солнечный свет.
Задание.
- Почему связаны эти слова? Поставить их в правильном порядке и нарисовать солнечное тепло, солнечные лучи, солнечный свет, солнце.
(изобразить на листе)
- Христиане молятся не иконе, а тому Свету, который обозначен на иконе. Молятся не иконе, а перед иконой.
Тайна глубокая, чудная, вечная
Скрыта здесь в ликах святых.
Тёплая, чистая вера сердечная
Нам отражается в них.
Начиная с 18 века икона вытеснилась картинами на религиозные темы.
7. Работа с учебником с.52-55. Исследовательская работа.
Чтение по частям.
- Посмотрите на эти два изображения. Можно ли их назвать иконами?
- Выясним, в чём отличие картины от иконы.
Составление таблицы.
икона | картина |
1) свет (золотой фон) 2) добро, любовь 3) нимб (символ веры, надежды, любви) 4) строгие линии 5) обратная перспектива (линии расходятся) 6) образы смотрят на тебя 7) иконописцы 8) перед иконами молятся | 1) светотень 2) борьба добра и зла 3) – 4) беспорядок 5) задний план, горизонт (прямая перспектива – линии сходятся) 6) мы вглядываемся в изображение 7) художники 8) любуются |
Вывод: В иконе главное духовное состояние, икона изображает лик, подчёркивая глаза.
8. Закрепление. Работа в группах.
1) Разделить репродукции на две группы: иконописные изображения и картины (иконы: Пресвятая Богородица Владимирская, Преподобный Сергий Радонежский, картины В.М. Васнецова «Алёнушка», «Гусляры», )
- Почему так разделили?
Картина – окно в мир видимый.
Икона – окно в мир невидимый.
- Икону какого святого вы знаете? Где её видели?
- Какие же сокровища никогда не исчезнут?
Икона православная, Божественная.
Она прославляет, символизирует, раскрывает.
Икона – образ – окно в мир духовный.
9. Итог урока:
Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал, что …
- Сегодня на уроке я понял, что …
- Я очень хотел бы …
Рефлексия
Ваше отношение к уроку?
Д/з
Узнать, какие иконы есть у вас дома, что вы можете о них рассказать (спросить у взрослых)