12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Переверзева Екатерина Валерьевна196
Россия, Ростовская обл., Донецк

Методическая разработка урока-экскурсии по городу Донецку


Предмет: Уроки гражданственности и духовности Донбасса

Класс:2-А

Дата:

Тема: Экскурсия по городу «Улочки Донецкие»

Цель: формирование знаний об истории своего города, его основных символах, их обозначениях;

- оказать помощь в реализации профессиональных интересов учащихся, умения реализовать творческие способности и духовные потребности, используя культурные и спортивные учреждения города;

- познакомить с достопримечательностями и историей нашего города;

- воспитание любви к своему краю, чувство гордости за свой город и бережного отношения к природе родных мест;

- развивать память, внимание, чувство патриотизма.

Оборудование: учебные картины, иллюстрации, раздаточный материал, карта города Донецка, выставка книг, анкеты

Подготовительная работа:

Данной заочной экскурсии может предшествовать серия занятий, на которых рассказывается о городе Донецке, о его жителях и природных богатствах. Рекомендуется перед экскурсией провести выставку художественных работ учащихся, посвященных городу Донецку и выставку книг авторов, которые родом из Донбасса.

План проведения урока-экскурсии

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

3. Сообщение темы урока

4.Сообщение нового материала:

4.1. История нашего города

4.2. Донецк-промышленное сердце Донбасса

Физкультминутка

4.3. Известные памятки Донецка

5. Закрепление изученного материала

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание


Ход урока


1.Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я рада вас сегодня видеть! Присаживайтесь поудобнее, проверьте, есть ли у нас всё необходимое для сегодняшнего занятия. Хорошо, молодцы.

2.Актуализация опорных знаний

Ребята, а кто мне скажет, что мы с вами проходили на прошлом занятии и о чём с вами поговорили и нового узнали? (тема : Семья)

Я предлагаю вам сыграть в небольшую викторину и проверить свои знания:

1.Я знаю, что семья это….

2. Сын моего ребенка. (внук)

3. Сын моей матери (брат)

4. Сестра мамы или папы. (тётя)

5. Сын моей сестры или брата. (племянник)

6. Отец моего отца. (дедушка)

7. Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (семья)

8.В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (семейная реликвия)

9.Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (мама)

10.Место, где мы бываем все вместе. (дом)

11.Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (ребёнок)

Молодцы, я вижу все хорошо усвоили прошлую тему. Какой мы вывод можем с вами сделать?( Семья является важным в жизни человека, её нужно любить, ценить и беречь).

Правильно, семья-это самое дорогое, что может быть в нашей жизни и мы никогда не должны забывать о своих близких.

3. Сообщение темы урока

Ребята, сегодня у нас с вами очень интересное, очень увлекательное путешествие по одному замечательному городу, который нам всем очень хорошо знаком.

Кто мне ответит вопрос, как называется город, в котором мы живём (в городе Донецке)

Правильно, мы с вами проживаем с вами в таком прекрасном городе, как город Донецк. Сегодня мы с вами прогуляемся по этому городу, узнаем много нового и интересного о нём, побываем в интересных местах и рассмотрим разнообразные памятники архитектуры.

Ребята. Что вам бы хотелось узнать о нашем городе? (ответы детей)

(вопросы, которые задают дети, рекомендуется записать на доске, чтобы ответить на них в конце занятия)

Хорошо, тогда начнём наше путешествие, чтобы поскорее получить ответы на заданные вопросы!

4. Изучение нового материала:

4.1. История нашего города

Начнём же наше путешествие.

Мелькают за окном нашего школьного автобуса зелёные кроны деревьев, широко раскинулись бескрайние просторы донецких степей. Как человек городской, я смотрю на эту красоту и удивляюсь-степь только в книжках такая красивая и ровная как скатерть, а на самом деле она изрезана различными тропинками. Равнинами, изломами и терриконами.

И на этой бескрайне степи раскинулся величественный город Донецк!

Не побоюсь этого слова, величественный город раскинулся на эти бескрайние просторы и стал жемчужиной Донбасса.

У нашего города интересная история. Наш город возник очень-очень давно-он появился летом 1869 году и носил совсем другое название-Юзовка.

Своё название он получил в честь известного английского инженера, Джона Юза, который и основал этот маленький городок, который в то время называли «рабочим посёлком».

Ребята, а кто знает, что такое посёлок? (ответы детей)

Поселок, это один из видов населённых пунктов и адресных объектов.

А как вы думайте. Кто жил в рабочем посёлке? (ответы детей)

Правильно, ребята, рабочие! Наш край чаще всего связывают с углём и металлом ещё со времён царской России и на территории посёлка Юзовка в изобилии находились много численные шахты в которых добывали уголь и рудники для добычи ценного метала. Прошу, посмотрите, как почти 100 лет назад выглядел этот поселок (демонстрация фотокарточки)

t1577475352aa.gif

Так много лет назад выглядел шахтёрский посёлок. Однако не только на шахтах держался быт рабочего посёлка! Так же были построены несколько заводов, самыми известными из которых являются Путиловские заводов (Петроград) у железнодорожного вокзала, которые производили рельсы для железной дороги, а также Азотный завод, который теперь больше известен как завод химических реактивов. Посмотрите пожалуйста, как выглядел этот завод в 1917 году (демонстрация фотокарточки)

t1577475352ab.gif

В статусе поселка Юзовка пробыла не очень долго. Уже в 1917 году ей был присвоен статус города. Оно и не удивительно ведь население посёлка стремительно росло- в 1870 году тут проживало 164 человека, а в 1884 году — 5 494 человека. В 1897 году — 29 тысяч человек.

В 1924 году во время существования Советского союза город был переименован в город Сталино. Многие считают, что это имя было дано городу в честь известного вождя Совестного Союза Иосифа Виссарионовича Сталина, это отчасти правда. Город действительно назвали в честь вождя, но другого. В 1924 году после смерти В. И. Ленина, исполком Юзовки решает, что символом, который характеризует великого вождя , будет «Сталь», и переименовывает город Юзовку в город Сталино.

Есть интересный факт, что в 1923 году наш город несколько месяцев назывался Троцк.

Официально своё современное название город Донецк получил в далёком 1961 году 9 ноября. Своё название наш город получил в честь реки — Северского Донца в 1932 году. На то время в состав области входили современная Донецкая и Луганская области, а Северский Донец был центральной водной артерией. Такое название город несёт и по сей день.

В 1970 году всемирная организация ЮНЕСКО присвоила Донецку звание «Города миллиона роз».

Как вы думайте почему, ребята? (ответы детей)

Это звание Донецк получил по тому, что он на тот момент был самым зелёным промышленным городом Европы. К сожалению, во времена перестройки, роз поубавилось. Но сегодня улицы , парки и скверы города каждую весну и лето украшают более миллиона этих прекрасных цветов. Именно поэтому роза и является символом нашего города.

Общая площадь города составляет - 385 км².

Общая протяжённость улиц - 2 500 км.

Количество улиц, бульваров, проспектов - 2 200.

Главная улица - Артёма. Длиннейшая улица - Кирова.

Количество площадей - 21. Главная площадь - Ленина.

Количество терриконов - 125.

t1577475352ac.gif


4.2. Донецк-промышленное сердце Донбасса

Донецк является не только красивым городом, но также и очень важным в промышленной сфере!

На территории нашего города расположена одна из крупнейших на по объёмам инвестиций свободных экономических зон («СЭЗ») «Донецк». Вместе с городом Макеевка — являлся крупнейшим в УССР промышленным узлом.

На промышленных предприятиях города занято более 119 тысяч человек. В структуре реализованной продукции промышленности города наибольший удельный вес имеют следующие отрасли: металлургия (29,4%), пищевая промышленность (13,9)%, машиностроение (12,1%), угольная промышленность (9,1%) и деятельность, которая направлена на перераспределение электроэнергии, газа и воды (26,3%). Наряду с традиционными отраслями тяжёлой промышленности в последние годы развиваются также лёгкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность, машиностроение. Легкая промышленность к сожалению слабо развита в нашем городе.

Наиболее развитыми промышленностями в нашем городе конечно же является чёрная металлургия, машиностроение и химическая промышленость.

Особое значение в нашем городе имеет добыча угля. В городе Донецке существует много угольно добывающих компаний и разбросано огромное количество шахт. Самыми известными шахтами является Петровская (шахта),

Шахта «Бутовка-Донецкая», Шахта имени Засядько, Шахта № 17-17бис.

А кто знает, как называют людей, которые трудятся на шахте? (ответы детей)

Правильно, шахтёры! Слово «шахтёр» пришло к нам из Германии, так называли работников предприятия, на котором производилась добыча полезных ископаемых, – «schacht» (с немецкого языка «шахта»). Профессия шахтёра относится к числу самых опасных. Он работает на большой глубине, нередко в условиях очень высокой температуры. Шахтёр – специалист, добывающий подземные полезные ископаемые. Среди них уголь, нефть, железо, медь, серебро, золото, алмазы, – всё это стало незаменимым материалом в производстве различных вещей и устройств, без которых сложно представить жизнь современного человека. Работники горной промышленности трудятся в специальных сооружениях, расположенных под землёй. Здесь каждый выполняет определённые функции в соответствии со своей квалификацией. Так, существуют специалисты, которые прокладывают путь в земных недрах, – проходчики. Есть также люди, занимающиеся непосредственно добычей ресурсов, они называются горнорабочими очистного забоя. Здесь трудятся и машинисты, занимающиеся обслуживанием и ремонтом различной техники. Большое значение в горном деле имеет подземный электрослесарь, он отвечает за работоспособность всей шахты. В его полном распоряжении находятся все технические устройства и линии электропитания.

Физкультминутка

Профессия шахтёра очень важна и очень почитаема в нашем городе!

Ребята, сейчас я предлагаю нам немного передохнуть от нашего путешествия и представить себя юными рабочими . Встаньте пожалуйста возле своих парт и повторяйте за мной(все движения выполняются под музыку)

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)

О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)

Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)

Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)

Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)

На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)

Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)

И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)

А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)

Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)

Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)

Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

Отдохнули, молодцы! Присаживаемся и продолжаем наше путешествие по городу.

4.3. Известные памятки Донецка

Наш город так же богат на архитектурные сооружения и памятники.

Если мы решимся рассмотреть все памятники в Донецке, посвященные знаменитым людям прошлого и современности, а так же все исторические монументы, то боюсь, что одного дня нам с вами не хватит!

В шахтёрской столице насчитывается 262 памятника истории и культуры.18 из них посвящены Октябрьской Революции, 9-Гражданской войне,30-исскуству, 3-жертвам фашизма, 3-деятелям КПСС, 10сотрудникам милиции, 1-основателю города, Джону Юзу. А ещё есть много памятников, которые посвящены известным землякам и просто копий-подарков от друзей и побратимов (рассказ сопровождается показом памятников на фотокарточках и слайдах).

Самым известным и символичным памятников нашего города, наверное, можно назвать памятник «Слава шахтёрскому труду». Он является своеобразной визитной карточкой нашего города. Памятник представляет собой фигуру шахтёра в полный рост, который в правой вытянутой руке держит кусочек каменного угля. Он находится в Киевском районе города Донецка. Кстати, для скульптуры позировал реальный человек-Борис Горб. Кусочек угля, который держит шахтёр изготовлен из алюминия и весит целых 90 килограмм!

Основателя города у нас тоже чтят. А как же иначе? Основатель города, британский промышленник, инженер, создатель металлургического завода-одного из крупнейших на юге России. Статую основателя города не стали поднимать на высокий постамент-она отлита в человеческий рост и поэтому не получилась помпезной. Этот памятник установлен на центральной улице Донецка-улице Артёма, возле учебного корпуса Донецкого Национального технического университета-главного учебного заведения города Донецка.

Одним из интереснейших памятников является Царь-пушка, которая установлена на площади перед городским советом. Она является точной копией «Царь-пушки», одного из самых больших по калибру оружий в мире. Это подарок жителям Донецка от города Москвы.

В 1896 году кузнец Юзовского Металлургического завода Алексей Мерцалов выковал для Нижегородской выставки-ярмарки из куска шахтного рельса стальную пальму. Намного позднее это произведение кузнечного искусства было призвано безусловным символом Донбасса, а Донецк стали называть Восточной Пальмирой. Пальма выкована из одного рельса Её ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинно художественного изделия — 3 м 53 см. Молот и зубило — вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы.

Точная копия пальмы Мерцалова расположена в начале бульвара Пушкина в Донецке, на площади перед зданием Донецкой областной государственной администрации. Копию мальмы изготовили донецкие кузнецы. Оригинал пальмы на данный момент хранится в музее Горного института в Санкт-Петербурга.

Еще один монумент Донецка посвящен памяти воинский частей, которые освобождали наш край от фашистов во времена Великой Отечественной Войны. Это самый большой по величине памятник в нашем регионе. Памятник «Твоим освободителям, Донбасс» представляет собой площадку в форме треугольника, на которой расположены три наклонные стены, имитирующие донецкие терриконы.

На стенах нанесены даты освобождения населённых пунктов нашего края. Основные защитники Донбасса-солдат и шахтёр-вместе держат меч, опущенный остриём вниз. Молодость солдата и зрелость шахтёра –олицетворение силы и мужества наших защитников. Рядом с монументом находятся площадка военной техники, сквер ветеранов, колокол памяти и стела партизанам-подпольщикам.

Это самые известные памятники нашего города, но они не единственные. Каждый памятник стоит нашего внимания ребята, каждое архитектурное сооружение достойно остаться в нашей памяти и украшать наш славный город.

Ребята, а кто ещё знает, какие памятники украшают наш славный город и где они находятся? (ответы детей)

5.Закрепление изученного материала

Вот и заканчивается наше путешествие по славному городу Донецку ребята, давайте с вами проверим. Что удалось нам сегодня запомнить. Ответьте мне пожалуйста на вопросы:

1.По какому городу мы с вами сегодня путешествовали?

2.Как назывался изначально наш город?

3.В каком году он был основан?

4.Кто основал наш город?

5.Чем богат Донецкий край, какими полезными ископаемыми?

6.Как ещё величали наш город в советские времена?

7.В честь кого город был назван городом Сталино?

8.Кто и в каком году дал Донецку титул «Город Миллиона Роз»?

9.Почему город Донецк назвали «Городом миллиона Роз»?

10.Какие отрасли промышленности наиболее развиты в нашем городе?

11.А какая профессия наиболее почитаема?

12.Какие известные шахты и заводы нашего города вы запомнили? Назовите их.

13.Сколько памятников насчитывают в городе Донецке?

14.Какой памятник мы можем назвать «визитной карточкой» нашего города?

15.Кто запомнил, в честь кого был установлен памятник возле Донецкого Национального Технического Университета?

16.Какой памятник жители Москвы подарили городу Донеку и где он находится?

17.Что выковал кузнец Алексей Мерцалов в 1896 году и из чего он это сделал?

18.Самым большим по величине в нашем регионе является памятник…?

19.Главной улицей города является…?

20.А самой длинной улицей является улица…?

21.Главной площадью города является…?

6. Итог урока

Вот и закончилось наше славное путешествие по нашему родному городу.

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Что больше всего запомнилось?

На все ли вопросы вы получили ответы?

Что хотелось бы ещё узнать?

А какой факт для вас был самым интересным из экскурсии?

Хотелось бы о чём-то узнать более подробно? О чём именно?

7.Домашнее задание

Ребята, на следующий урок подготовьте пожалуйста сообщение о вашем любимом месте в нашем городе.











Список использованных источников

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Донецк [ Электронный ресурс]

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Донецка [ Электронный ресурс]

3.Н. Ефремова «Истоки-рассказы о Донбассе». Учебное пособие для начальной школы- 2016 г.

4. «Патриотическое воспитание в Донбассе: история, теория, практика».-2018г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.