12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аксенова Алина Сергеевна16
2

«Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе как способ развития творческих способностей обучающихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 94»

















«Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе как способ развития творческих способностей обучающихся»
















Выполнила: Аксенова Алина Сергеевна

учитель изобразительного искусства

высшей категории











Новокузнецк,2021 г.

Педагогам, работающим в современной школе, приходится постоянно размышлять о том, как развивать творческие, художественные способности своих учеников, каким образом помочь ему реализовать свой творческий внутренний потенциал. Это является наиважнейшей задачей педагога, ведь креативное нестандартное мышление необходимо в любой профессии, любом деле, как фактор развития человеческой личности и, что немаловажно, является способом достижения высоких профессиональных целей. И уроки изобразительного искусства являются наилучшим трамплином для развития этих, так необходимых современному молодому человеку, качеств. Занятия художественным творчеством представляют большие возможности для самовыражения. В интеграции с другими предметами они способствуют развитию чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

В психологии и педагогике 21 века все чаще звучат рассуждения о методах и методических приемах обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учеников. Развитием творческой активности необходимо заниматься с раннего детства. В решении этой непростой задачи неоценимую помощь могут оказать изобразительное искусство, музыка - то есть те предметы, которые обладают возможностями влиять на развитие индивидуальности как творческой Личности.

 Изобразительное искусство, равно как и музыка, учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией.

Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является  необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально   существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

Всё вышеизложенное заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. К числу инновационных образовательных технологий, применяемых в современных школах, можно отнести:

        -развивающее обучение;

        -проблемное обучение;

        -разноуровневое обучение;

        -коллективную систему обучения;

        -технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

        -исследовательские методы в обучении;

        -проектные методы обучения;

        -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

        -информационно-коммуникационные технологии и др.

Использование инноваций невозможно без применения новых ИКТ. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации субъектам образовательного процесса, средством осуществления которых является интерактивное оборудование. Так как все уроки изобразительного искусства построены на использовании наглядности, применение компьютерных возможностей и интерактивного оборудования дает возможность школьникам отодвигать стены кабинета и окунуться в мир Искусства, побыть в роли художника, архитектора и дизайнера без использования материалов, которые ребятам подчас недоступны. Но при этом надо понимать, что ИКТ не смогут заменить живого общения с учителем, а только дополняют его.

Неоспоримые плюсы применения ИКТ в изучении изобразительного искусства:

знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

широко использовать показ репродукций картин художников;

демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);

«посещать» крупнейшие  музеи мира;

прослушивать записи песен;

активизировать учебный процесс.

Таким образом, новые ИКТ позволяют развить у ребят школьного возраста художественно - творческие способности и решить новые, не решённые ранее задачи.

В своей работе я также активно применяю игровые педагогические технологии. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По игровой методике можно выделить следующие группы игр:

Предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, драматизации и др.

Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий на уроках изобразительного является решение ряда следующих задач:

- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках ИЗО следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.

Применение новых педагогических технологий позволяет раскрыть способности ученика и выявить талантливых обучающихся.  У талантливых учеников в работе передано самое главное, характерное, а у обыкновенных учеников в картине изображено случайное, нехарактерное. Гете сказал: «Человек, который стремится нарисовать собаку точь-в-точь как в натуре, не стремится создать произведения искусства, а тщательно пытается создать вторую собаку».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.