Уроки внеклассного чтения в начальной школе как средство повышения интереса детей к книге и чтению
Г. И. Богданова,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №7» г. Няндома
Уроки внеклассного чтения в начальной школе как средство повышения интереса детей к книге и чтению
В век компьютерных технологий интерес к книге и чтению у детей пошел на спад. Конечно, зачем напрягать свой мозг и тратить время, когда всю нужную информацию можно без труда отыскать в интернете. Мы не сможем привить ребенку любовь и интерес к книге и чтению, если просто вложим ему книгу в руки. Гораздо проще для него почерпнуть информацию из некоторых детских передач, но, все таки, это пассивное обучение. Дети, которые сутками сидят у компьютера и телевизора хотят получить все ответы на свои вопросы, не затрачивая на это ни каких усилий. У них пропадает любознательность, пропадает желание делать собственные открытия, проявлять фантазию, выдумку, логически мыслить, рассуждать.
«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» - писала автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан. А С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Тема, которая меня сегодня волнует: как привить ребенку любовь и интерес к книге и чтению. Что для этого должен делать учитель? Прежде всего, я считаю, учитель должен быть сам образцом образованности и начитанности. Должен быть осведомлен, опытен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения младших школьников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как агитатор книги, как специалист по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и влиянием художественного произведения на ребенка. Книга воспитывает в ребенке любовь к своей отчизне, к родной природе, к родному языку. Она учит ребенка сострадать ближнему, радоваться за других людей. Книга формирует любознательность и моральные качества, развивает интеллект и речь детей, является источником положительных эмоций, помогает преодолевать неуверенность в себе.
Именно уроки внеклассного чтения, являются, по моему мнению, тем средством, которое поможет ребенку полюбить книгу, сделать её своим другом. Они решают задачу развития ребенка как личности, воспитывают потребность в пополнении своих знаний с помощью чтения. Очень важно научить ребенка учиться самостоятельно, т. е. читать и делать из этого чтения правильные выводы. Значение уроков внеклассного чтения очень велико. «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело» Константин Ушинский. Именно думать учат ребенка уроки читательской самостоятельности или уроки внеклассного чтения. Важная задача учителя – заинтересовать детей этими уроками. Чтобы они ждали их как праздник, готовились к ним. Каждый урок – это чудо творчества учителя и детей. Чем разнообразнее и интереснее будут такие уроки, тем долгожданней для ребенка. Свое путешествие в такой загадочный и увлекательный мир книг вместе со своими учениками я начинаю с самых первых дней ребенка в школе. Наше путешествие в сказочную страну «Читалию» начинается с 1 сентября. Да, да! Именно этот день, такой значительный для ребят открывает двери в эту таинственную и увлекательную страну. Гостями на самом первом празднике для детей являются книги. Они приходят и приносят столько радостных эмоций для маленьких первоклашек. Весь сентябрь мы говорим о книгах, создаем в классе «Уголок читателя» в нем помещаем самые яркие, красочные книги, которые ребята приносят из дома. Дети обмениваются книгами, делятся своими впечатлениями. Так как большинство ребят приходят уже читающими в школу, с первого месяца мы организуем совместные чтения, когда на перемене садимся в тесный кружок, и начинается это увлекательное путешествие в чудесную страну.
Частыми гостями на наших уроках являются сказочные герои: Буратино, Чиполино, Карлсон, Чебурашка и другие. И не только на уроках чтения. Незабываемым событием для моих первоклашек является и первое посещение нашей школьной библиотеки, где дети попадают в самое настоящее «царство книг», где им все интересно и удивительно. Первый класс – это подготовительный этап, который готовит детей к урокам внеклассного чтения. Для достижения этой цели в первом полугодии 1 раз в неделю в течение 15-20 минут проводится занятие с детской книгой (на уроке обучения грамоте). Книги подбираю с крупным шрифтом, с яркими иллюстрациями, они не велики по объему. Основной вид деятельности детей, это слушание книги и рассматривание её. Книгу читаю детям сама. Перед чтением обязательна предварительная беседа, а после чтения – беседа заключительная, где дети пытаются определить смысл прочитанного. Во втором полугодии первого класса мы совершаем путешествие в городскую центральную библиотеку, где происходит так же интересное и благотворное сотрудничество с умными, интересными людьми – работниками библиотеки. Начиная с января, такие уроки выделяются из числа уроков классного чтения и проводятся систематически в течение 40 минут один раз в неделю. Здесь уже для детского чтения предлагается два произведения. Одно из которых читаю сама, а другое – дети. Очень важно учителю наметить тематику уроков внеклассного чтения и отобрать художественные произведения, соответствующие возрасту детей. В конце года провожу праздник книги « Как хорошо живется нам в стране Читалия!»
Со второго класса начинаются непосредственно уроки внеклассного чтения. 2-й класс является начальным в формировании ученика как читателя. Основной вид деятельности – чтение под наблюдением учителя. Мною разработан примерный список художественных произведений для второго класса. На каждый урок дети приносят новую книгу из списка. Рассматривая новую книгу, пытаемся понять с помощью иллюстраций, заглавия, фамилии автора, о чем книга. Далее произведение начинаю читать сама, продолжают ребята на уроке, а заканчивают дома. С обсуждения прочитанного начинается каждый новый урок.
В третьем и четвертом классе задача усложняется. Это основной этап формирования ребенка как читателя. Дети уже самостоятельно читают книги, без наблюдения учителя – вне класса. Предлагаю тему для чтения, а ребята пытаются сами подобрать нужную книгу на эту тему, соответствующую их возрасту. Тут происходит тесное сотрудничество учеников со школьным библиотекарем, который помогает им сориентироваться, дает нужный совет. Ребята теснее знакомятся с детскими писателями, с элементами книг, могут передать содержание прочитанного по вопросам учителя, используют элементы пересказа. Стараюсь использовать разные виды пересказа (сжатый, подробный). Большое место уделяем и проектной деятельности. Хотя первые проекты ученики выполняют еще во втором классе.
Очень любят ученики нестандартные формы проведения уроков. Общение детей организуется в ходе викторин, эрудит-шоу, литературных игр, театральных представлений, путешествий, творческих мастерских, литературных праздников, шоу-фестивалей. Очень нравятся им уроки путешествия. Это может быть путешествие по страницам любимых книг, по странам, в которых живут известные сказочные герои и т.д. Школьники делают выставки рисунков, составляют ребусы, кроссворды, сочиняют стихи и загадки. Часто уроки проходят в виде круглых столов, диспутов или являются аналогами телевизионных игр: «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и т.д.
Нельзя не отметить важную роль семьи в формировании читательской грамотности учащихся, в желании ребенка общаться с книгой. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Поэтому по вопросам внеклассного чтения тесно сотрудничаем с родителями. Провожу родительские собрания на тему важности книги и чтения. Объясняю, как создать домашнюю библиотеку, говорю о значении книги в формировании школьника как личности, о роли семейных чтений. Устраиваем совместные вечера книги, праздники «Настольная книга нашей семьи», «Книжкины посиделки», «Веселые странички», «Читательский клуб».
Я очень надеюсь на то, что уроки внеклассного чтения будут рождать у детей интерес к последующему литературному образованию, научат их мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение. Ибо «Цель обучения ребенка состоит в там, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Э. Хаббард).
Список информационных источников
- Алексеева Е. Л. Нестандартные формы проведения уроков внеклассного чтения - №4, 2010, с.18-20.
- Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. – 96.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.