12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Альбина193
Насруллаева Альбина Айдемировна, учитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ№8"г. Избербаш, 1982 года рождения. Пед. стаж-14 лет
Россия, Дагестан респ., Избербаш
Материал размещён в группе «Словарная работа»

Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»:

"Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". 5-й класс

Сказка – ложь, да в ней намёк. 

                                                                                                                                                                                                                          Добрым молодцам урок

А.С.Пушкин

   Цель урока: показать, что нравственные законы вечны и едины.

вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества обучающихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Оборудование: учебники литературы (тексты), мультимедийная установка, презентация, цветные шляпы, выставка книг

Ход урока

1.У каждого человека, который рождается со свободной волей, есть возможность выбора между добром и злом, между жизнью по совести или без совести….

Найдите в сказке, прочитанной дома, близкие по смыслу словам добро и зло (контекстуальные синонимы)


Зеленый цвет

Серый цвет

Добро

скромность

послушание

сострадание

раскаяние

стыд

совесть

доброта

прилежание

учтивость


Зло

непослушание

нескромность

гордость

самолюбие

самонадеянность

праздность

самопревозношение

неблагодарность


- Почему записи в столбиках разного цвета? Это две дороги. Когда будете выбирать, не забудьте, как в сказках: налево пойдешь… направо пойдешь…От этого нравственного выбора зависит вся дальнейшая жизнь человека. Много произведений посвящено теме нравственного выбора, среди них сказка А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».






- Посмотрите на экран. Из какой сказки эти иллюстрации? (слайд 1)

- Правильно, сегодня мы проанализируем на уроке сказку А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

- Прочитайте эпиграф к уроку (Слайд 2). 

Попробуйте определить главную мысль этих строчек Пушкина. ( В каждой сказке содержится мораль или нравоучение). Значит, все сказки воспитывают читателей.

- Ребята, как вы думаете, с какой целью Погорельский писал свою сказку для племянника? (с целью научить чему-то хорошему, дать уроки добра, уроки жизни). Обобщая ваши мнения, можем назвать одним словом «уроки жизни».

2. Определение темы и целей урока.

«Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»  (запись темы урока на доске)

- Значит, что вы должны понять или усвоить в течение этого урока?

- Понять, какие уроки жизни преподает нам А. Погорельский в сказке «Черная курица, или Подземные жители».



Давным-давно жил на свете мудрый Шляпник. Он жил бедно. Но у него были золотые руки и прекрасная душа. Мстер дарил людям головные уборы-шляпы, кепки, панамы.

Шли годы. И настало время, когда Шляпник покинул этот мир, оставив своим детям шесть разноцветных шляп – белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю.

Наверное, основное отцовское наследство – это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, – решили сыновья мастера. – Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, – планировали сыновья.

Но время шло, а богатый заказчик так и не появился. И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.

Я беру себе шляпу белого цвета, – заявил первый сын. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.

А я выбираю черную шляпу, – сказал второй сын. В этой шляпе я буду строг!

А я, пожалуй, выберу желтую, – сказал третий сын. Желтая шляпа, подарит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, – счастлив.

Пусть моей шляпой станет красная! – воскликнул четвертый сын. В красной шляпе на меня все будут обращать внимания.

Зеленая шляпа так оригинальна! – заметил пятый сын. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!

Вы разобрали все шляпы, – молвил шестой сын. – Мне остается только взять синюю.

Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам выбрал бы в первую очередь! Проблема выбора... – задумался шестой сын, – надо, пожалуй, поразмышлять об этом. И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они закрыли мастерскую и отправились каждый в свою сторону.

Прошло немало времени, прежде чем, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.

Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране.

Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным.

Желтая шляпа сделала третьего сына оптимистом. Он радуется восходам и закатам, занимается благотворительностью.

Четвертый сын Шляпника стал актером, обладатель красной шляпы стал очень знаменитым. Но вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства...

Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен, ко всему подходил неожиданно и нетрадиционно. И вот последний из сыновей Шляпника стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника...

 И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. С тех пор прошло много, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому...



Учитель напоминает правила работы «в шляпах»:

«Белая шляпа» : Мы будем говорить о фактах, нам важна информация.

 «Жёлтая шляпа»: Нам интересны плюсы, положительные стороны.

 «Чёрная шляпа»: Мы же видим только минусы и отрицательные стороны.

«Красная шляпа» : Нами управляют чувства и эмоции.

 «Зелёная шляпа»: Я за новые идеи.

«Синяя шляпа»: Мы эксперты и наблюдатели.

У.: Давайте восстановим сюжет сказки.  Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте).

Упорядоченный ход событий.

«Белая шляпа»

1.     Алеша остался в пансионе один, так как все ученики уехали на каникулы.

2. Алеша спас Чернушку.

3. Чернушка пригласила Алешу в подземное царство.

4. Король исполнил Алеши.

5. Алеша зазнался.

6.     Алеша выдал тайну о подземном царстве.

7.   Подземные жители покинули свой дом.

8. Алеша осознал свои ошибки.  

«Желтая шляпа»: Алеша « …умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили, ласкали»,  любил читать, любит познавать новое, мечтатель, верит в волшебство, умеет жалеть, сострадать. Спаситель, защитник, благородный, милосердный. Общительный, скромный, застенчивый 

«Синяя шляпа»: - Таким был Алеша до получения волшебного зернышка или после?

(Желтая шляпа)- В начале сказки, до получения зернышка.

«Черная шляпа»: Алеша шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи. Таким он стал после получения зернышка.

«Красная шляпа»: Сначала нам нравится главный герой этой сказки. Мальчик Алеша добрый и застенчивый, его любят все вокруг. Он страдает от своего одиночества. Он мучим тоской по родителям. Он спасает курицу Чернушку от кухарки, мы восхищаемся его смелостью и щедростью. Алеша стал непослушным, заносчивым, потерял друзей. В итоге, он совершил предательство. Мы не осуждаем Алешу, нам его жалко. Ведь в конце он все понял.

Эксперты «Синяя шляпа»: Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. На экране таблица, в которой вы должны вписать слова, характеризующие Алешу: До получения зёрнышка и После получения зёрнышка.

Умненький  Праздный  Миленький  Ленивый  Начитанный   Гордый

Высокомерный  Мечтатель  Заносчивый   Все любили  Шалун Романтик

Непослушный  Верит в волшебство  Его перестали любить товарищи

Остро чувствует своё одиночество.

«Синяя шляпа»: Такая же таблица у вас на доске. Заполните его словами из шляпы.

Самопроверка. Показываю правильный вариант ответа.

Алёша до получения конопляного семечка

Алёша после получения конопляного семечка

Умненький

Миленький

Все любили

Начитанный

чувствует одиночество

Ленивый

Гордый

Высокомерный

Непослушный

Его перестали любить товарищи

        

«Синяя шляпа»- Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласкового мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.

«Белая шляпа» Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить.

«Синяя шляпа»- Таким образом, является ли праздность пороком? А что такое порок? Как, по-вашему, считает автор сказки?

«Красная шляпа» Да. Одно его желание не учившись, знать все уроки, т.е лень потянула за собой все остальные пороки.

«Синяя шляпа» «Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?», «Исправился ли мальчик на самом деле?»

 «Зеленая шляпа» Чернушка верит в исправление Алеши, потому что любит его и потому что видит искреннее раскаяние мальчика. И Алеша старается  быть таким же хорошим мальчиком, как и раньше. 

 «Зеленая шляпа»:  

Учитель: Сочините свой вариант продолжения сказки “Что могло быть дальше?)

«Зеленая шляпа»:  – Алёша стал милым, скромным мальчиком.Через некоторое время за Алёшей приехали родители. За примерное поведение родители повезли его в путешествие по разным странам. Конечно, никто родителям об этой истории ничего не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в известный университет, учился только на отлично. Родители были за него рады.

Учитель: Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки:

КЛАСТЕР:

Сочувствие     -    Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы попасть домой.

Восхищение -       Не пожалел кухарке подарок его бабушки, чтобы спасти свою любимицу.

Досаду -                Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.


Сожаление -         Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым. 

                   

Разочарование -   Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился

                  «своими» успехами перед товарищами.


Возмущение -     Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну

подземных жителей.

Сострадание -     Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело переживает.

Надежду -            Алеша хочет исправиться.

Радость -              Все снова полюбили Алешу


Мини-сценка. «Уроки жизни»

Итог урока

Учитель: Какие уроки жизни А. Погорельского вы усвоили сегодня??

1.нужно сдержать данное слово,

2. хранить тайну;

3.не предавать друзей,

4. быть добрыми,

5.скромными;

6.не быть высокомерными,

7.трудолюбивыми,

8. не лениться

Учитель: Пройдут года, и если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит, вы не забыли волшебную историю, которая случилась много лет назад в Петербурге.

Домашнее задание. Мини- сочинение «Напишите сочинение-миниатюру «Если бы у меня было волшебное семечко».

Рефлексия.

А  теперь  давайте  составим  синквейн,  который  станет финалом  нашего  сегодняшнего разговора  об  Алеше. Напоминаю его строение: 1 строчка – одно существительное

2 строчка – два глагола; 3 строчка – три прилагательных; 4 строчка - фраза – характеристика; 5 строчка – существительное – ассоциация к первому слову синквейна.

Алеша

Добрый, отзывчивый

Спасает,  предает, раскаивается

Он сделался  примером для ребят.

Совесть.

Опубликовано в группе «Словарная работа»


Комментарии (2)

Фролова Елена Николаевна, 23.12.20 в 05:10 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал!
Полянская Оксана Николаевна, 01.08.21 в 23:20 0Ответить Пожаловаться
Чужая работа. Опубликована в 2017 г. Ссылка на первоисточник, где и есть указанная презентация. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/12/20/stsenariy-uroka-po-metodu-shest-shlyap-myshleniya
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.