12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козина Вера Анатольевна76
Россия, Брянская обл., Клинцовский р-н

Урок литературы в 5 классе

Образовательное учреждение: МБОУ – Чемерновская СОШ Клинцовского района Брянской области

Предмет: литература

Класс: 5 класс

Учитель: Козина Вера Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Базовый учебник: Коровина В.Я., В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2016 г.

Тема урока, место урока в теме: Вводный урок. Роль книги в жизни человека. Учебник литературы; урок №1.

Общая характеристика урока

Уровень образования: основное общее образование

Тип урока: вводный урок

Форма проведения урока: в литературной гостиной

Аудитория: 14 человек уч-ся + родители + библиотекарь

Оборудование: эпиграф, книжная выставка, рисунки учащихся, выставка читательских дневников, слайдовая презентация, раздаточный материал.

Краткое описание урока: актуализация изученного; творческие задания, родители представляют любимую книгу детства, выставка читательских дневников, рисунков уч-ся к любимым произведениям, инсценирование отрывков из книг, сообщение о создании первой библиотеки на Руси, презентации «Памятники книге», «Известные библиотеки мира», «Русские иллюстраторы детских книг», изучение отрывка из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром»; изучение пословиц, высказываний писателей о книге, обобщение, подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема урока

Вводный урок. Роль книги в жизни человека. Учебник литературы

Цели

образовательные: прививать уч-ся интерес к изучению предмета «литература»;

развивающие: развивать речемыслительные навыки учащихся, творческие способности, умения обрабатывать познавательный материал различного содержания; умения работать с книгой;

воспитательные: воспитывать любовь к книге, нравственно-этические качества учащихся, уверенность в себе.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена общества; понимание литературы как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к русской и мировой литературе;

метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения

предметные результаты: знать определения «литература», книга; уметь составлять ответ на предложенную тему, обосновывать свою точку зрения, давать отзыв о прочитанной книге, оформлять читательский дневник

Основные понятия

Книга, литература, иллюстратор, искусство

Методы и формы обучения

Наблюдение над литературными явлениями; создание проблемных ситуаций; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др.

Ресурсы

учебник, тетрадь, презентация, компьютер, раздаточный материал, рисунки уч-ся, выставка читательских дневников, книжная выставка, http://uroki.net/, http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/

Автор УМК

Коровина В.Я., В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Оргмомент

Напоминает уч-ся о правильной организации рабочего места, помогает «переключиться» на урок литературы

Проверяют комфортность рабочего места: размещение учебных материалов на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Л.: внимание, уважение к окружающим

К.: планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками, гостями

Р.: саморегуляция

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Задание: продолжите фразу «Чтобы хорошо учиться, нужно …» => опыты высказывания уч-ся

Л.: положительно относятся к учению, познавател. деятельности;

П.: осознают учебно-познавательную задачу.

Р.: планируют с учителем, одноклассниками или самостоятельно учебные действия

Актуализация изученного и пробное учебное действие

Учитель организует работу по актуализации знаний уч-ся.

1) Учебный диалог с уч-ся:

какие новые учебные предметы появились у вас в 5 классе?

Какие из них связаны с предметами начальной школы, а какие, по-вашему, новые?

Какие впечатления об этих учебных предметах остались у ваших родителей?

Выполняют задания, анализируют.


 


 


 

2) Аналитическое задание => с последующим коллективным обсуждением

Задание:

Чем, по-вашему, отличаются учебные предметы «чтение» и «литература» и что их объединяет?

Выводы: они связаны с работой с произведениями, но на уроках чтения учились читать, на уроках литературы задача усложняется: анализировать произведение, проявлять творчество и др.

П.: выполняют учебно-познавательные действия;

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: обосновывают свою точку зрения.

Создание проблемной ситуации

1) Представление учителем эпиграфа к уроку: (слайд №2)

В книгах рыться я люблю, мой ум и сердце просвещаю… (Г.Р.Державин)

Задание:

Как вы понимаете слова известного писателя?

Какое значение вкладывает он в слово «рыться»?

А как вы общаетесь с книгой?

2) Учебный диалог => осознание недостаточности имеющихся знаний.

Почему не все смогли похвалиться плодотворным общением с книгой? => не все владеют умениями, не проявляют интереса, творчества…

 

Какая учебная задача стоит перед нами? (уметь работать с книгой, развивать творческие способности, расширять кругозор)

Уч-ся выполняют задания => работа в парах c последующим обсуждением

Л.: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Целеполагание

Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы урока, постановке целей урока.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

П.: формирование предметных понятий

Р.: планируют действия.

К.: составляют высказы­вания

Построение

проекта выхода

из затруднений

1) Слово учителя

Хочется, чтобы вы поняли, что книга – это не нудная работа, обязательная для результата. Это праздник!

Книга во всем помогает видеть радость, счастье, а значит, помогает быть счастливым.

Задание:

Предлагаю вам задание, которые выполняли ученики более двух столетий назад.

Перед вами роза. Опишите ее.

2)Слово учителя (слайд №3)

Обратимся к событиям XIX века, происходящим в Царскосельском лицее. Вот воспоминания И. Пущина о его лицейском друге Александре Пушкине:      «…Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, закончив занятия несколько раньше обычного, профессор сказал: «Ну-с, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами!» Наши совсем не клеились. А Пушкин мигом. Прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили».

Роза

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилею

Нам укажи.

1815

Выполняют задание

Задают вопросы для уточнения

информации

=> Творческое задание => с/р с последующим представлением уч-ся своей работы

3)Формулирование выводов => коллективная работа

Приобщение к книге, начитанность способствуют….

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Л.: проявление интереса к учению

Первичное закрепление с комментированием

во внешней

речи

Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы для первичного закрепления

1) Слово учителя:

Чтобы почувствовать красоту книги, понять автора, нужно читать с радостью, чтобы каждая книга «запала» в душу.

Давайте спросим ваших родителей об их первой «книжке-подружке».

3)Слово учителя

Среди вас, юных читателей, есть те, кто готов поделиться своим читательским опытом

4) Слово учителя.

Интересная книга побуждает к творчеству

2) Родители представляют любимую книгу детства => оформление книжной выставки.

=> уч-ся представляют «Читательский дневник», оформляя выставку читательских дневников.

=> выставка рисунков уч-ся к любимым произведениям.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний, планируют учебные действия.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Л.: проявление интереса к учению

Физкультминутка

Учитель: создает условия для соблюдения элементов здоровье сберегающей технологии

Выполняют физические упражнения под руководством уч-ся, читающего стихотворение:

Мы посмотрим, полистаем

Мы немного помечтаем….

Вместе с книгой в жизнь идем,

Приключений новых ждём!

Личностные: проявление интереса к здоровому образу жизни

Вторичное закрепление.

Практическая работа по применению знаний

Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы

Слово учителя.

Вы уже знаете или узнаете, что в жизни великих людей книга играла огромную роль, ведь они тоже когда-то были детьми

(слайд №4)

Эту чудесную сказку написал когда-то для племянника Алеши, будущего великого писателя А.К.Толстого, его дядя, писавший под псевдонимом А.Погорельский.

Имя А.К.Толстого связано с нашим краем, и, надеюсь, в скором будущем, мы сможем посетить его музей-усадьбу в Красном Роге.

Слово учителя.

Вскоре вы убедитесь в этом сами, а пока поверьте мудрым людям, которые говорят, что книга – это достояние человечества. Вряд ли в мире есть сила, способная уничтожить книгу, пока есть люди, понимающие ее важность

(слайд №5)

3) Слово учителя

В нашей стране, в мире есть немало памятников книге

4) Слово учителя

Где же мы можем познакомиться с книгами? Что же это за место, которые многие называют «храмом книги»? Конечно, это библиотека =>

5) Слово учителя

Ребята любят читать книги, особенно если они ярко оформлены. В этом нам помогают художники => представление слайдовой презентации «Русские иллюстраторы детских книг» (слайд №21-31)

6) Слово учителя

Конечно, мы понимаем, что читать нужно не только из-за «картинок», что читать нужно учиться. В этом нам помогают советы мудрых людей. Обратимся к отрывку из работы Д.С.Лихачева, имя которого мы не раз будем с благодарностью вспоминать на уроках =>

(слайд №32)

Слово учителя

Нам с вами на протяжении года выпало счастье работать с учебником «Литература». Вы посмотрели, полистали его. Ваши впечатления?

Слово учителя.

Надеюсь, наш праздник книги удался. Рядом с вами любимые книги, читательские дневники, рисунки. Сделайте фото на память о первом уроке по изучению замечательного предмета «Литература»!

Выполняют задания

=> инсценирование уч-ся отрывка из книги А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (предварительно подготовленное задание)

=> родители инсценируют отр. из книги Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

=> представление библиотекарем слайдовой презентации «Памятники книге» (слайд №6-12)

сообщение о создании первой библиотеки на Руси => предварительное задание учащегося

представление слайдовой презентации «Известные библиотеки мира» - родители (слайд №13-20)

=> изучение отрывка из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром»: письмо двадцать второе «ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!» => работа в парах с последующим обсуждением (раздаточный материал)

Творческая работа в группах => группа учеников, группа родителей с последующим представлением своего задания

Задание:

Ученикам: выберите 1-2 пословицы русского народа о книге и объясните, как вы ее понимаете (слайд №33)

Родителям: выберите одно из высказываний писателя о книге и на его основе составьте совет своим детям. (раздаточный материал) (слайд №34)

=> уч-ся, родители делятся мнениями, задают учителю вопросы…

Л.: участвуют в творческом процессе.

П.: выполняют учебно-познавательные действия;

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Рефлек­сия

учеб­ной

дея­тельности

на уроке

Обобщение изученного на уроке

Подведение итогов на уроке

Заключительная беседа на выявление степени восприятия уч-ся изученного

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Самооценка: как я работал на уроке?

Самоанализ: как я понял тему?

Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К.: высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

Домашнее задание

Учитель кратко комментирует д/з:

С.1-2 учебника изучить

Прочитать Письмо 23 «О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ» в кн. «Письма о добром» + советы читателям на его основе

 

П.: соотносят д/з с изученным материалом.

Р.: оценивают степень сложности упражнения;

К.: формулируют вопросы по д/з.

Для урока

Отрывок для выразительного чтения с инсценированием

из сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

 

[Алёша] взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться... ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается, — и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его:

— Алеша, Алеша!

Алеша испугался!.. Он один был в комнате, и ему тотчас пришло на мысль, что под кроватью должен быть вор. Но потом, рассудив, что вор не называл бы его по имени, он несколько ободрился, хотя сердце в нем дрожало. Он немного приподнялся в постеле и еще яснее увидел, что простыня шевелится... еще внятнее услышал, что кто-то говорит:

— Алеша, Алеша!

Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла... черная курица!

— Ах! Это ты, Чернушка! — невольно вскричал Алеша. — Как ты зашла сюда?

Чернушка захлопала крыльями, взлетела к нему на кровать и сказала человеческим голосом:

— Это я, Алеша! Ты не боишься меня, не правда ли?

— Зачем я тебя буду бояться? — отвечал он. — Я тебя люблю; только для меня странно, что ты так хорошо говоришь: я совсем не знал, что ты говорить умеешь!

— Если ты меня не боишься, — продолжала курица, — так поди за мною; я тебе покажу что-нибудь хорошенькое. Одевайся скорее!

— Какая ты, Чернушка, смешная! — сказал Алеша. — Как мне можно одеться в темноте? Я платья своего теперь не сыщу; я и тебя насилу вижу!

— Постараюсь этому помочь, — сказала курочка.

Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда ни взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не больше как с Алешин маленький пальчик. Шандалы эти очутились на полу, на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, как будто днем. Алеша начал одеваться, а курочка подавала ему платье, и таким образом он вскоре совсем был одет.

Когда Алеша был готов, Чернушка опять закудахтала, и все свечки исчезли.

— Иди за мною, — сказала она ему, и он смело последовал за нею.

Отрывок для художественного инсценирования (сокращенного) из романа

Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

    451 градус по Фаренгейту - температура, при которой воспламеняется и горит бумага.

 Будьте осторожны. Берегите себя. Если что-нибудь случится с Гаррисом, вы будете Экклезиаст. Видите, каким нужным человеком вы успели стать в последнюю минуту!

— Но я всё забыл!

— Нет, ничто не исчезает бесследно. У нас есть способ встряхнуть вашу память.

— Я уже пытался вспомнить.

— Не пытайтесь. Это придёт само, когда будет нужно. Человеческая память похожа на чувствительную фотоплёнку, и мы всю жизнь только и делаем, что стараемся стереть запечатлевшееся на ней. Симмонс разработал метод, позволяющий воскрешать в памяти всё однажды прочитанное. Он трудился над этим двадцать лет. Монтэг, хотели бы вы прочесть «Республику» Платона?

— О да, конечно!

— Ну вот, я — это «Республика» Платона. А Марка Аврелия хотите почитать? Мистер Симмонс — Марк Аврелий.

— Привет! — сказал мистер Симмонс.

— Здравствуйте, — ответил Монтэг.

— Разрешите познакомить вас с Джонатаном Свифтом, автором весьма острой политической сатиры «Путешествие Гулливера». А вот Чарлз Дарвин, вот Шопенгауэр, а это Эйнштейн, а этот, рядом со мной, — мистер Альберт Швейцер, добрый философ. Вот мы все перед вами, Монтэг, — Аристофан и Махатма Ганди, Гаутама Будда и Конфуций, Томас Лав Пикок[4], Томас Джефферсон и Линкольн — к вашим услугам. Мы также — Матвей, Марк, Лука и Иоанн.

Они негромко рассмеялись.

— Этого не может быть! — воскликнул Монтэг.

— Нет, это так, — ответил, улыбаясь, Грэнджер. Мы тоже сжигаем книги. Прочитываем книгу, а потом сжигаем, чтобы её у нас не нашли. Микрофильмы не оправдали себя. Мы постоянно скитаемся, меняем места, плёнку пришлось бы где-нибудь закапывать, потом возвращаться за нею, а это сопряжено с риском. Лучше всё хранить в голове, где никто ничего не увидит, ничего на заподозрит. Все мы — обрывки и кусочки истории, литературы, международного права. Байрон, Том Пэйн, Макиавелли, Христос — все здесь, в наших головах. Но уже поздно. И началась война. Мы здесь, а город там, вдали, в своём красочном уборе. О чём вы задумались, Монтэг?

— Я думаю, как же я был глуп, когда пытался бороться собственными силами. Подбрасывал книги в дома пожарных и давал сигнал тревоги.

— Вы делали, что могли. В масштабах всей страны это дало бы прекрасные результаты. Но наш путь борьбы проще и, как нам кажется, лучше. Наша задача — сохранить знания, которые нам ещё будут нужны, сберечь их в целости и сохранности. Пока мы не хотим никого задевать и никого подстрекать. Ведь если нас уничтожат, погибнут и знания, которые мы храним, погибнут, быть может, навсегда. Мы в некотором роде самые мирные граждане: бродим по заброшенным колеям, ночью прячемся в горах. И горожане оставили нас в покое. Иной раз нас останавливают и обыскивают, но никогда не находят ничего, что могло бы дать повод к аресту. У нас очень гибкая, неуловимая, разбросанная по всем уголкам страны организация. Некоторые из нас сделали себе пластические операции — изменили свою внешность и отпечатки пальцев. Сейчас нам очень тяжело: мы ждём, чтобы поскорее началась и кончилась война. Это ужасно, но тут мы ничего не можем сделать. Не мы управляем страной, мы лишь ничтожное меньшинство, глас вопиющего в пустыне. Когда война кончится, тогда, может быть, мы пригодимся.

— И вы думаете, вас будут слушать?

— Если нет, придётся снова ждать. Мы передадим книги из уст в уста нашим детям, а наши дети в свою очередь передадут другим. Многое, конечно, будет потеряно. Но людей нельзя силком заставить слушать. Они должны сами понять, сами должны задуматься над тем, почему так вышло, почему мир взорвался у них под ногами. Вечно так продолжаться не может.

— Много ли вас?

— По дорогам, на заброшенных железнодорожных колеях нас сегодня тысячи, с виду мы — бродяги, но в головах у нас целые хранилища книг. Вначале всё было стихийно. У каждого была какая-то книга, которую он хотел запомнить. Но мы встречались друг с другом, и за эти двадцать или более лет мы создали нечто вроде организации и наметили план действий. Самое главное, что нам надо было понять, — это что сами по себе мы ничто, что мы не должны быть педантами или чувствовать своё превосходство над другими людьми. Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, — ничего больше. Некоторые из нас живут в небольших городках. Глава первая из книги Торо «Уолден»[5] живёт в Грин Ривер, глава вторая — в Уиллоу Фарм, штат Мэн. В штате Мэриленд есть городок с населением всего в двадцать семь человек, так что вряд ли туда станут бросать бомбы, в этом городке у нас хранится полное собрание трудов Бертрана Рассела. Его можно взять в руки, как книгу, этот городок, и полистать страницы, — столько-то страниц в голове у каждого из обитателей. А когда война кончится, тогда в один прекрасный день, в один прекрасный год книги снова можно будет написать, созовём всех этих людей, и они прочтут наизусть всё, что знают, и мы всё это напечатаем на бумаге. А потом, возможно, наступит новый век тьмы и придётся опять всё начинать сначала. Но у человека есть одно замечательное свойство: если приходится всё начинать сначала, он не отчаивается и не теряет мужества, ибо он знает, что это очень важно, что это стоит усилий.

Д.С.Лихачёв Письмо двадцать второе
ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

   Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
   Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.
   Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

   Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

   Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.
   Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
   «Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.
   Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
   Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

Страница 15 из 43

   «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

   Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Вариант сообщения «Первая библиотека на Руси»

"...Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым. Об этом событии летописец Нестор писал: «...Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром». Книги для библиотеки покупались и в других странах. В стенах Софии Киевской создано знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, разработаны основы первого сборника законов Киевской Руси «Русская правда».

Пословицы о книге, о чтении

Не красна книга письмом, красна умом. 

С книгой жить – век не тужить. 

Хороша книга, да чтец плох. 

Книга в деревне – что окно в избе. 

Ум без книги, что птица без крыльев. 

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 

Хорошая книга ярче звездочки светит. 

Книжка – лучший товарищ. 

Испокон веков книга растит человека. 

Книга поможет в труде, выручит и в беде. 

Книга подобна воде, дорогу пробьет везде. 

Книга твой друг, без нее, как без рук. 

Одна книга тысячи людей учит. 

С книгами знаться – ума набраться. 

Книги читать – не в ладоши играть. 

Высказывания о книгах русских писателей

Созданная руками человека, — книга – чудо из чудес. Книга – предмет высшего порядка, несущий в себе яркую печать таланта и святого труда. (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Жизнь книг… бывает подчас не только удивительной, но и просто фантастической. (К.Г.Паустовский)

По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам. Только такая книга влияет на его поведение. (К.И.Чуковский)

Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом. (М.Горький)

Каждая книга – это собрание людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и поступков. (К.Г.Паустовский)

Не люблю я книг с золотыми обрезами, что нетронутыми стоят на полках. Люблю, когда они зачитаны до дыр. (М.А.Шолохов)

Книга – это лекарство для души, и кладовая наук, и источник мудрости. (Алексей Глухов)

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (А.С.Пушкин)

Книга как птица, —
Может весь мир облететь.
Книга – царица:
Может сердцем повелеть.
Книга – богиня:
Чудо свершает покой.
Книга – рабыня:
Часто проходит сквозь строй.
(
К.Барышевский)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.