12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воловик Ольга Владимировна117
Россия, Хабаровский край, район Лазо р.п.Хор

Оргмомент ВЫЗОВ

Введение в тему.Звучит песня

Дорогою добра»

-О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как догадались? (о добре, доброте)

Ментиметр.работа в группах

Какие ассоциации вызывает это слово ?

Доброта-это внимание,забота и т.д

Актуально ли это понятие в наше время? Встречается ли в нашей жизни?

Почему нужно поклоняться доброте и воевать за нее?

На доске цветок. На лепестках цветка (на обратной стороне) слова: французский язык, математика, физика, история, жизнь, доброта, в центре (в желтом кругу) слово «уроки». На лицевой стороне – цифры от 1-7. Ученики по очереди открывают (переворачивают) лепестки под номерами 1-5.

Учитель: Что это? (предметы, которые изучаются в школе).

- Как это связано с нашим уроком? (ответы: герой рассказа учится в школе и изучает эти предметы)

- Откроем лепестки 6-7. (жизнь и доброта)

- Почему наряду с предметами, которые изучаются в школе, здесь помещены эти понятия? (герой получил в результате эти уроки не в меньшей степени, чем по другим предметам в школе)

Ребята, как вы думаете: какое слово будет в центре лепестка? (уроки)

-Почему вы так думаете?

Урок – это:

1) учебный час, посвященный отдельному предмету;

2) нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. (словарь)

2. Целеполагание.

В центре слово «уроки», так как именно эти уроки получил герой рассказа В. Г.Распутина «Уроки французского».

Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Его творчество неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести, но и в себе.

Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь.



Тема урока: Уроки жизни и доброты в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского



Определяем цели урока:

1 этап работы над проектом.

Вспомните, какие проблемы автор поднимает в рассказе, и, опираясь на них, попробуйте поставить перед собой цели





Тема нашего занятия «Уроки жизни и доброты» (по произведению Валентина Григорьевича Распутина « Уроки французского»). (Слайд №1)

Определяем цели урока:

1 этап работы над проектом.

Вспомните, какие проблемы автор поднимает в рассказе, и, опираясь на них, попробуйте поставить перед собой цели

1 проблема: человек и время (раскрыть трудности послевоенного времени, описанного в рассказе)

2 проблема: подросток и улица (оценить поведение героя, который начинает самостоятельную жизнь)

3 проблема: учитель и ученик (определить роль учительницы в жизни мальчика)

В конце урока вы должны ответить на проблемный вопрос: Только

ли французскому учились мы с главным героем рассказа?

По ходу урока мы будем составлять таблицу:

Проблема

Урок

Выводы




Перед началом работы я хочу проверить насколько хорошо вы знаете произведение.

Работа в группах КВИЗИТ (листы оценивания)

2 этап. Распределение ролей в группе


3 этап — деятельность: практическая работа.

Беседа по тексту рассказа.

1) Кто является главным героем рассказа?

(11- летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет).

2) Когда и где происходят действия, описанные в рассказе?

(Через 3 года после окончания В.О. в. в 1948 году в далекой сибирской деревне).

3) Назовите приметы тяжелого времени.

Почему герою пришлось уехать из родной деревни ?

Легко либыло ему жить вдали от дома?

( В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают).

4) Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой. Всякий ли ребенок может выдержать такое? Почему наш герой не жалуется взрослым? Почему не следит, кто у него ворует? ) Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

5)Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).

Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок?

(2.перен. нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего)

Заполнение таблицы по 1 проблеме. Работаем по группам ( 1 расставания, 2 самост.,3 выжив.

Проблема

Уроки

Выводы

Человек и время

1.Расставания.

2.Самостоятельности.

3.Выживания.

2.


1. Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.

Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать.

2. Не отступай перед трудностями.

3. Жизнь учит.

4.Проявляй упорство в достижении цели.



Первый урок В.Распутина: «Никогда не отступай перед трудностями, будь упорным в достижении цели».

Учитель:

-Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

-Почему наш герой не уехал домой?

-Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

-Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели)

- Почему мальчик ввязался в игру на деньги? (Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей - то милости или подачки он не стал).



В тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом в соседних абзацах для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы, он использовал антитезу.

Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.

(Слайд № 6)



Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.

2.Таблица соответствий.

Давайте попробуем найти антиподов добра и зла

Представитель Добра

Представитель Зла

Герой

Птаха, Вадик

Лидия Михайловна

Директор школы

Жители деревни (мать, соседи,

д. Ваня)

Жители райцентра (Т. Надя, ее дети)



Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения ,в которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.



Заполнение 2 части таблицы.

Проблема

Уроки

Выводы

Подросток и улица

1.Смелости.

2.Стойкости.

3.Совести.


1.Жестокости можно и нужно противостоять.

2.Не горячись, умей уступить тем, кому ничего не докажешь.

3.Умей постоять за себя.

4.Будь принципиальным, ни перед кем не пресмыкайся.



Второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих».

1.Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?

Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем.


Когда мы характеризуем героя, обычно делаем акцент на деталях портрета,



2Кто этот человек? (Лидия Михайловна)

Инсценировка или просмотр.

Что особенно в ней как в учителе? Почему так поступает?

Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.






Учитель: Маленький герой рассказа «Уроки французского» - 11-ий мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры.

Итак, в центре нашего внимания образ Лидии Михайловны, учительницы французского.

Работа в группе.

1. Найдите портретные характеристики Лидии Михайловны. Подчеркните ключевые слова. Сделайте вывод, как нарисована героиня.

2. Как относится к ученикам Лидия Михайловна? Подчеркните ключевые слова. Сделайте вывод.

- Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»;

«В лице ее не было жестокости…»).

- Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить).

- Как мальчик относится к дополнительным занятиям? Понял ли он, с какой целью заставила Лидия Михайловна его заниматься?

- Как реагировала учительница на его отказы ужинать?

- Что еще предпринимает Лидия Михайловна, чтобы помочь своему ученику?

- Каким чувством продиктован этот поступок?

- Чем отличается жалость от милосердия?



Работа со словарём: выяснение лексического значения. (Ответственный за работу со словарем)

ЖАЛОСТЬ - 1. Сострадание, соболезнование

2. Печаль, сожаление

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Почему же герой не понимает ее желания помочь?

Вспомним эпизод, когда Лидия Михайловна предлагает ученику игру в «пристенок». (Просмотр видеофрагмента)



- Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).

- Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого в толковом словаре С. Ожегова. (ответственный за работу со словарем).

Нравственность – «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» (С.И. Ожегов, с. 423).

Слово учителя. Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему.

Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Доброта – вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.

Учитель: Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему? (Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).

Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа?

(Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла мальчика.)

3.Составление синквейна.

- Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли о Лидии Михайловне, написав синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам


Лидия Михайловна.

Самоотверженная, бескорыстная.

Переживает, участвует, помогает.

Истинная любовь к детям.

Человек, учитель.



Заполнение 3 части таблицы.

Учитель и ученик



1.Сострадания.

2.Честности.

3.Отзывчивости.


1.Уважай и цени труд учителя.

2.Умей понять, простить, помочь.

3.Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь.

4. Истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно.



4 этап — рефлексия. Обобщения и выводы.

-Какими качествами характер ,на ваш взгляд, должен обладать современный учитель? Какие качества вы поставили на первое место из предложенных?

( артистичный, гуманный, деликатный, милосердный, нравственный, добрый)

На первое место все поставили слово добрый.

Л. Н. Толстой сказал: «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях»

Вывод: Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества.

Третий урок Распутина: Будь добрым и отзывчивым, люби людей.

5 этап — оценка: представление работ (защита проекта).

Чтение записанных выводов.

Итог урока:

Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя.

Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому,

чтобы не подвести земляков.

«Уроки французского» оказываются «уроками доброты» - Распутин в своем рассказе говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно; добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого оно исходило.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Итоговая таблица:

Проблема

Уроки

Выводы

Человек и время

1.Расставания.

2.Самостоятельности.

3.Выживания.

2.


1. Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть

Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать.

2. Не отступай перед трудностями.

3. Жизнь учит.

4.Проявляй упорство в достижении цели.

Подросток и улица

1.Смелости.

2.Стойкости.

3.Совести.


1.Жестокости можно и нужно противостоять.

2.Не горячись, умей уступить тем, кому ничего не докажешь.

3.Умей постоять за себя.

4.Будь принципиальным, ни перед кем не пресмыкайся.

Учитель и ученик



1.Сострадания

2.Честности.

3. Отзывчивости.


1.Уважай и цени труд учителя.

2.Умей понять, простить, помочь.

3.Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь.

4. Истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно.



Учительница доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут.




  Составление коллажа и представление групп .

Д/з 

Письменный ответ на вопрос .Над чем тебя заставило задуматься произведение В.Распутина "Уроки французского"











































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.