Урок-игра «Древний Египет» по истории в 5 классе

8
0
Материал опубликован 12 July 2021

УРОК в форме игры «Капитал-шоу»

Тема. Древний Египет

Цель: повторить материал по данной теме с помощью дидактических игр, систематизировать понятийный аппарат учащихся; научить детей практически применять теоретические знания; развивать умения проводить сравнительный анализ исторических событий, делать логические выводы, определяя роль личности в истории; прививать интерес к изучению предмета, прививать интерес к поисковой деятельности.

Оборудование: раздаточный материал, карта, изображение исторических мест, выставка «Дары Нила», технические средства обучения.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Вступительное слово учителя.

На предыдущих занятиях мы с вами изучали историю Древнего Египта. Сегодня у нас урок итогового творчески-аналитического повторения. Этот урок я предлагаю провести в виде игры, которая объединила в себе элементы различных интеллектуальных передач. (Для проведения игры формируется 4 команды, выбираются капитаны, которые должны будут оценить ответ каждого члена команды и выставить баллы в специальном оценочном листе. При отсутствии ответа, право заработать дополнительные баллы имеют другие команды).

Эпиграфами к нашему уроку я взяла два высказывания:

Египет – подарок Нила.

(Геродот)

Вы, греки, против нас – дети.

(Обращение египетских жрецов к Геродоту)

Считаю, что эти высказывания больше всего отвечают теме сегодняшнего нашего разговора. В первом высказывании подчеркивается роль Нила в жизни Египта (об этом мы будем говорить позже).

Что касается следующего высказывания, то эти слова можно сказать о других народах, ведь Египет был древнейшим центром высокой цивилизации и культуры, и не одна страна мира раньше его не своей государственности.

Игра «Капитал-шоу»

Конкурс «Счастливый случай»

На столе стоит «волшебный горшочек» - дом джина. В горшочке находятся 16 манускриптов – вопросы завернуты трубочкой. Один из манускриптов – «счастливый случай» (выигрышный балл – 1)

Представители команд по очереди подходят к столу, трут горшочек рукой, произносят заклинание и берут подарок джина – вопрос. Ответ дается сразу. Команда может прийти на помощь своему игроку. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 4 балла.

Вопросы конкурса:

В бассейне какой реки возник Египет? (Нил)

Как египтяне называли свою страну? (Та-кемет, Хикунта, подарок Нила)

Каким было основное занятие египтян?

Кому принадлежала высшая власть в Египте?

На какие периоды ученые делят историю Древнего Мира? (Древнее царство, Среднее царство, Новое царство)

С какого времени египетские цари стали носить двойную корону?

Какой город был столицей Нового царства?

Имя женщины, которая прославилась как правительница Египта?

Каким животным поклонялись египтяне как богам? (кошкам, обезьянам, крокодилам, быкам и др.)

Имя бога, который умирает и воскресает ежегодно?

Назовите три самых больших пирамиды. (Хеопса, Хефрена, Микерина)

Какие две души, по мнению египтян, имел человек?

На чем писали египтяне?

Как называют письменные знаки древних египтян?

«Счастливый случай» - вы выиграли 1 балл.

Как называется амулет, который символизирует бога Солнца?

Конкурс «Заморочка из бочки»

На столе находятся кружочки с номерами вопросов. Каждый кружочек имеет свой цвет, который свидетельствует его конкретной тематической направленности:

«ЗЕЛЕНЫЕ» - природа, население, хозяйство Древнего Египта.

«КРАСНЫЕ» - создание Древнего государства и его развитие в период Нового царства.

«ЖЕЛТЫЕ» - религия египтян.

«СИНИЕ» - культура Древнего Египта.

Каждая команда отвечает на 4 вопроса. За каждый правильный ответ – 1 балл. Для обсуждения вопроса дается 1 минута.

«ЗЕЛЕНЫЕ»

Почему Египет расположен лишь по течению Нила?

Почему земледелие было основным занятием египтян?

Почему египтяне называли свою страну «подарок Нила»?

Выберете лишнее. Основными видами ремесел распространенными у египтян были: обработка шкур, изготовление сандалий, кузнечное дело, земледелие, изготовление стекла, гончарное дело.

«КРАСНЫЕ»

Почему египетские цари носили двойную корону?

Каково было отношение египтян к царю и почему?

Какая власть находилась в руках писаря? Почему люди его боялись и уважали?

Почему Рамзеса II называли великим?

«ЖЕЛТЫЕ»

Чем можно объяснить, что египтяне проявляли особое уважение жуку скарабею?

Почему население Египта особенно чтили бога Озириса?

Как называется способ сохранения тела умерших в Египте? Почему обряд бальзамирования длится 70 дней?

Почему фараона Эхнатона называют реформатором и еретиком? (отменил культ Амона, установил единобожие, в обмен на то, чтобы каждая область имела свое божество. Вместе с поклонением Атону, происходило возвышение самого фараона, который считал себя «сыном Атона и единственным кто познал его»)

«СИНИЕ»

Знаете ли вы памятники культуры искусства Древнего Египта, которые называют одним из семи чудес света? Почему?

Какой храм Геродот назвал «жемчужиной Нила»? (храм Изиды на острове Филе. Он построен в честь жены Озириса, которую почитали как богиню супружеской верности, любви, материнства. Построен был на безлюдном острове, он как бы вырастает из ниоткуда и завораживает своей красотой)

Почему в Египте развивалась лучше всяческих наук – математика?

Чем прославились египетские врачи?

«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК». Греческий историк Геродот писал, что у египтян было много разных лекарств: одни лечат глаза, другие – голову, третьи – зубы, четвертые – желудок, пятые – внутренние заболевания. В одном медицинском папирусе указывается, что эти растения выдавали рабам на строительстве пирамид, чтобы предупредить эпидемии. О чем идет речь? (в ящике лежат лук и чеснок)

Конкурс «Узнай историческое место»

Командам предлагается отгадать по иллюстрациям историческое место, которое предложили. Правильный ответ – 1 балл.

- Сфинкс и пирамиды в Гизе;

- Долина царей;

- Египетский храм в г. Луксоре;

- «Розеттский камень».

4. Конкурс «Лента времени»

Вниманию участников предлагают карточки, на которых написаны важные события из истории Древнего Египта. Задача данного конкурса заключается в том, чтобы расположить предложенные события в хронологической последовательности. На размышление – 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов.

Объединение Египта

VI столетие до н.э.

Новое царство

3000 лет до н.э.

Среднее царство

XVII столетие до н.э.

Старое царство

2800 – 2250 гг. до н.э.

Египет завоевали гиксосы

2059 – 1750 гг. до н.э.

Завоевание Египта персами

1580 – 1085 гг. до н.э.

Ключ: 1-2; 2-6; 3-5; 4-4; 5-3; 6-1.

Конкурс «Знатоки картографии»

Каждой команде предлагается показать на карте исторические объекты, о которых шла речь на предыдущих уроках при изучении темы «Древний Египет». На обдумывание – 1 минута. За правильный ответ – 2 балла.

Первая команда показывает на карте Верхний и Нижний Египет;

Вторая команда – столицы Древнего Египта в разное время: Фивы, Мемфис, Ахетатен.

Третья команда – земли, которые были присоединены к Египту за период правления Тутмоса III. (Сирия, Палестина, Нубия, Финикийское побережье)

Четвертая команда – показать и охарактеризовать географическое положение Египта.

Конкурс «Исторические понятия»

История – это не только исторические деятели, хронологические события, исторические названия, но и исторические термины.

Задания данного конкурса – это дать правильное объяснение определенным понятиям. За правильный ответ – 2 балла.

Ремесло – вид деятельности, направленный на изготовление предметов из глины, камня, дерева, металла, стекла.

Династия – правители, которые принадлежат к одному роду и наследуют власть один после другого (от отца к сыну, дочери, брату, дяде, племяннику и т.д.)

Государство – система власти, когда общий порядок в обществе поддерживается с помощью специальных организаций и людей.

Фараон – правитель Древнего Египта.

Жрец – служитель богов в храме, особенная группа в обществе, которая занимается религиозными вопросами.

Иероглиф – египетский письменный знак.

Папирус – растение в Египте, из которого делали материал (бумагу) для письма.

Налоги – поборы в пользу государства.

Великий Сфинкс – статуя в виде льва с головой фараона, которого называли «отцом ужасов»

Подведение итогов

Учитель с помощью помощников подводит итоги игры каждой команды и отдельных ее членов на основе «Карточек индивидуальных достижений», которые заполнялись капитанами команд на протяжении игры.

Домашнее задание.

Повторить материал по теме «Древний Египет», составить шарады, кроссворды, загадки по теме «Древний Египет»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.