12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куликова Наталья Васильевна35
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Урок-игра «Его величество Фразеологизм"( 5 класс)

Учитель: Куликова Наталья Васильевна,учитель русского языка и литературы АНОО Гимназия "Лидер"г.Краснодар

Целевые установки  ( планируемые результаты)

Предметные результаты:

-продолжить знакомство с фразеологизмами, наблюдать за особенностями значения фразеологических оборотов.

- иметь представление о выразительных возможностях фразеологических оборотов;

-  понимать их значение, правильно употреблять в речи;

- уметь находить значение фразеологизма во фразеологическом словаре.

Метапредметные результаты:

- уметь выделять фразеологизм из группы обычных словосочетаний;

- понимать смысл фразеологизмов в структуре предложения;

- понимать значение фразеологизмов;

- применять фразеологизмы, составляя предложения.

Личностные результаты:

Развитие умения работать в группах: распределять работу, представлять результаты, устанавливать очередность; уважать мнение товарища и свое личное. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Ход урока:

( класс заранее был разделен на две группы)

Презентация (по ходу игры)

Вступление. Сегодня у нас необычный урок. И проведем мы его в форме игры под названием « Его величество Фразеологизм» Тема нашего урока связана будет с фразеологией, разделом науки о языке. Русский язык удивительный, интересный, увлекательный.

Русский язык - язык великого народа. Он по праву считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. О силе и красоте родного языка писали Пушкин,Гоголь,Толстой,Тургенев.В нашем языке очень много разных слов. И каждое из них по-своему интересно.

Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности. Знакомство с русской фразеологией помогает понять историю и характер русского народа, так как многие фразеологизмы, по своему происхождению связаны с событиями прошлого.

Бить баклуши (Рассказы детей)

 Большинство фразеологизмов употребляются в переносном значении.

Так в Древней Руси сочетание слов бить баклуши означало разбивать обрубок дерева на мелкие части

Дело в шляпе

В старину всякие спорные дела решались жеребьёвкой: в шляпу бросали монеты, кусочки свинца, другие мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится, у того «дело в шляпе», то есть никто уже не сможет отнять у него законного права на то, из-за чего возник спор, позже так и стали выражаться, когда улажено какое-либо дело.

Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.«Хромое слово - кривая речь» - говорит русская пословица. Поэтому очень важно, необходимо правильно говорить и использовать образные выражения в нашей речи.

Итак, начинаем нашу игру. Представление жюри. Каждый конкурс будет оцениваться членами жюри. В конце урока мы узнаем, какая команда будет лучшей и получит грамоту « Знатоки фразеологии» …..

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.

Правила для команды. В группе должен быть организатор обсуждения.

Говорим  вежливо, называем собеседника по имени,говорим по очереди, не перебивая друг друга,внимательно слушаем,четко высказываем свое мнение,уважаем мнение собеседника.

Конкурс 1 «Представление команды» ( 10 баллов)

Каждая команда представляет себя в оригинальной форме

Конкурс 2 «Конкурс капитанов ( 5 баллов)

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой
…( не разольешь)

Фальшивят, путают слова, поют кто в лес,кто по дрова
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши
…( вянут)

2. Перед вами предложения. Определите, в каких предложениях используется фразеологизм, а в каких - слова в прямом значении.

1.Я вовремя прикусил язык, иначе мама узнала бы о нашей тайне.

Меня так подбросило на ухабе, что я прикусил язык.

2.Сергею попался на удочку  карась.

Сергей попался на удочку рекламы.

Конкурс 3 « Определи количество» ( 10 баллов)

На столах сигнальные карточки. Если команда готова, поднимает карточку.И еще по 1 баллу за каждыйобъсненный фразеологизм)

Давайте прослушаем стихотворение «Как работает слово»И постараемся услышать образные выражения, постараться запомнить их и подсчитать их количество, где использовано слово «вода»(читает заранее подготовленный ученик)

Бывает частенько, что слово одно.

Но очень по-разному служит оно.

Примеры здесь можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.

 А гуси и утки сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою — ты правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идёт

- Под камень лежачий вода не течёт...

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай!»

Работать впустую! Ты скажешь потом:

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»

Проверяем:

1.Немало воды утекло

2.Идти в огонь и воду

3. Как с гуся вода

4. Воды в рот набрал

5.Под лежачий камень вода не течёт

6.Толочь воду в ступе

7.Лить воду

8.Воду носить решетом

9. В стихах-то вода…

Конкурс 4  «Я начну, а ты продолжи…»( 7 баллов)

Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл

1. Он на все руки….. (мастер).

2. Смотреть правде….. (в лицо).

3. Выносить сор….. (из избы).

4. Держать язык….. (за зубами).

5. Куда глаза….. (глядят).

6. Толочь воду…..(в ступе)

7. Его какветром….. (сдуло).

Конкурс 5 «Сценическое мастерство» ( 10 баллов)

Учащиеся показывают сценки. ( каждая команда выступает) Необходимо вам обыграть эту ситуацию, чтобы другая команда догадалась, какой это фразеологизм.

1. Ползет как черепаха……( 1 команда)

2. За двумя зайцами……( 2 команда)

 Конкурс 6 «На загадку дай отгадку»

Команды показывают сигнальные карточки ,кто быстрее отгадает,тот получает 2 балла за каждый ответ.

1.  Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

2.  Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

3.  Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

4.  Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами.(Язык.)

5.  Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

6.  Ее заваривают, а потом расхлебывают (Каша.)

Конкурс 7 «Закончи фразу»( 4 балла) ( по 1 баллу за правильный ответ)

Наши предки, наблюдая за животными, переносили их качества на человека. Закончите фразу( Выдаются карточки .Необходимо дописать) Уч-ся из команды затем зачитывает.

1 команда.:

Голоден как …(волк).

Надут как… (индюк).

Хитер как … (лиса).

Нем как … (рыба).

2 команда:

Здоров как … (бык).

Упрям как …(осёл).

Колючий как … (ёж).

Болтлива как …(сорока).

Конкурс 8 «Собери слова» ( 5 баллов)

Существует большая группа фразеологизмов, в которой используются названия различных частей тела. В конвертах с заданиями вы найдете слова. Составьте из них по 3 фразеологизма. Запишите их значение.

 1)Рука                               2) Язык                                    

на скорую руку                язык без костей                      

золотые руки                    язык проглотил                      

отбиться от рук                длинный язык                          

Конкурс 9 «Найди меня»

Тексты этой сценки у вас в конвертах. Найдите 10 фразеологизмов. Подчеркни.

    - Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.

1.Как об стенку горох
2.Ему хоть кол на голове теши
3. Не видать тебе как своих ушей
4. Ему про Ерёму, а он про Фому
5. Да ты как с Луны свалился
6. Ну, хватит воду в ступе толочь
7. Русским языком сказано
8. Кашу маслом не испортишь
9. Сказано – сделано
10. Всему своё время

 Конкурс 10 « Перепутанные слова»( 8 баллов)

 В ваших конвертах на листочках записаны предложения. Но фразеологизмы перепутались. Ваша задача выбрать правильный фразеологизм из списка. Стрелкой указать.

1.Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал………..

(пропустил мимо ушей)

2. Серёжа всегда преувеличивает……….               (делает из мухи слона)

3. Ира узнала, что поездка откладывается и загрустила………

(повесила нос)

4. Мы догадывались, что он нас обманывает.         (водит за нос)

5.Таня весь урок сидела вялая.             ( как сонная муха)

6.Брат с сестрой целый день ссорились как….   (как кошка с собакой)

7. Сёстры были очень похожи друг на друга   ( как две капли воды)

8. Ваня раньше всех решил задачу и важничал.  (задирал нос)

Наша игра подошла к концу. Вы очень хорошо сегодня поработали. Время пришло подвести итоги.

 Рефлексия. Подсчет баллов.

Награждение победителей.


Приложение к уроку

Оценивание конкурса

Название конкурса

1 команда

«

2 команда

«

1.Представление команды ( 10 б.)




2.Конкурс капитанов ( 5 баллов)




3. «Определи количество»(10 баллов)




4. «Я начну, а ты продолжи» ( 1 балл за каждый правильный ответ, всего:7 баллов)



5. Сценическое мастерство ( 10 баллов)



6. «На загадку дай отгадку» ( по 2 балла за каждый ответ, всего 12 б.)



7. «Закончи фразу» ( 1 балл за каждый ответ, всего 4 балла)



8. «Собери слова» ( 3 балла)




9. «Найди меня» ( 10 баллов)




10. « Перепутанные слова» ( 1 балл за ответ, всего 8 баллов)



Всего:






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 12.11.19 в 19:32 0Ответить Пожаловаться
Наталья Васильевна, у Вас написано: "Презентация (по ходу игры)". А где её можно увидеть?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.