Урок-игра «Говорим на родном языке», посвящённая Международному дню родного языка
Все слова принадлежат ведущему
Как известно, 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России.
Культурное наследие – это народные сказки и сказания, песни и танцы, памятники старины, народные ремесла и предметы народного быта, а еще та культура, которая хранится в обычаях, традициях, знаниях и народной мудрости. И кроме этого, есть еще одно, важное культурное наследие, о котором не было сказано. Это язык, на котором говорят люди того или иного народа.
Именно в языке хранится большая часть культуры народа – песни, сказки, пословицы, поговорки, его традиции и обычаи. Поэтому язык, как культурное наследие, очень важен. И его так же важно сохранять, как, например, памятники архитектуры или природные достопримечательности.
Именно для привлечения внимания к языку вот уже 22 года во всем мире отмечают Международный день родного языка.
Родным языкам народов России посвящен наш сегодняшний урок-игра «Говорим на родном языке». Мы с вами познакомимся с их многообразием и узнаем, как сейчас разные национальности сохраняют свое культурное наследие. А вот такие небольшие «дневнички» в виде закладок будут помогать вам лучше запоминать информацию (приложение к игре). Выбираем, какой цвет кому больше нравится.
Раздаются закладки «День родного языка»
Как вы видите, там есть незаполненные фрагменты, туда вы смело можете вписывать важные цифры, которые сегодня узнаете в нашей игре.
А теперь посмотрите, какого цвета у вас ваш «дневничок» и найдите тех, у кого он такого же цвета. Предлагаем объединиться в команды: у кого он синего цвета – это будет команда Севера нашей страны, у кого красного – станет командой Юга, зеленый цвет – цвет тайги – объединит команду Востока России, а те, кто выбрал желтый цвет, станут командой Запада с его бескрайними пшеничными полями.
Проходит разделение на команды
Поскольку наша сегодняшняя встреча – это не только игра, но и все-таки урок, за каждое игровое задание команды будут получать оценку, и в конце игры мы выясним, кто будет разбираться в родных языках народов России на «отлично». Таких заданий будет 5. И еще в нашем уроке-игре очень важно командное взаимодействие, поэтому чем лучше и быстрее сработает команда, тем выше оценку она получит.
Давайте посмотрим на экран. Перед вами карта России, на которой едва помещаются названия всех народов, которые здесь живут. Россия – многонациональное государство. В нашей стране живут представители 193 народов, которые говорят на 277 языках. Из них 153 языка – это языки народов России, исконно проживающих на ее территории. 44 языка – это родной язык для большого количества людей (русский, татарский, башкирский…), еще 64 языка – это те, на которых говорят народы численностью до 50 тыс. человек (хакасский, алтайский…), и 45 языков коренных малочисленных народов России (ненецкий, карельский…).
А теперь мы услышим, как звучит известная всем нам с детства песня на разных языках народов России (демонстрируется видео с песней «Бременских музыкантов»)
Как вы знаете в России государственным языком является русский, но в некоторых республиках государственным являются еще и язык, на котором говорит большинство его жителей: в Республике Адыгея – это адыгейский, Башкортостане – башкирский, в Дагестане – языки народов Дагестана (их там несколько около 10), в Ингушетии – ингушский, в Татарстане – татарский, в Кабардино-Балкарии – кабардинский и балкарский, в Калмыкии – калмыцкий, в Республике Коми – коми, в Якутии – якутский и т.д. Таких языков насчитывается 37 и используются они в 21 регионе России.
Давайте посмотрим, как называются столицы этих республик, ведь, как правило, эти города очень древние, и в их названия народ вложил определенный смысл. Предлагаем вам «расшифровать» с помощью алфавитного ключа, как называются столицы национальных республик России. Время на выполнение 5 минут.
Раздаются карточки (приложение 1). Выполняется задание
Давайте проверим, какие названия столиц должны были у вас получиться. Внимание на экран.
Ведущий озвучивает правильные ответы
А теперь поставим оценки за задание. Кто быстрее и правильно выполнил задание, получает оценку «5+», вторая команда – «5», третья – «5–» и четвертая команда – «4».
Отлично справились. Продолжаем говорить о родных языках народов России. На государственных языках в республиках и автономных округах опишут названия улиц и вывески, делают объявление на вокзалах, играют спектакли в театрах, издают газеты, говорят в телепередачах.
В каждой республике в школах есть обязательное изучение родного языка. Кстати, в школах России используется 105 языков, из них 24 языка, на котором ведется обучение, 81 язык изучается в школе как учебный предмет.
Но несмотря на все это самая большая сложность – это сохранить национальный язык. Многие языки в России относят к благополучным, потому на нем говорят и пишут, и даже изучают в школе. Чем больше носителей родного языка, тем благополучней ситуация с его сохранностью.
Некоторые языки в России, даже в национальных республиках, относятся к категории уязвимых, потому что на нем говорит только старшее поколение, а молодежь предпочитает говорить только на русском языке. И это грозит тем, что язык перестанет существовать, как только уйдут его пожилые носители.
Но самое страшное, что еще около 100 языков России вот-вот исчезнут, потому что на нем говорит все меньше и меньше населения. Это относится к языкам коренных народов Севера и Дальнего Востока. На некоторых языках северных народов нашей страны говорят меньше 100 человек, а бывает, что говорит человек 15.
Предлагаем разобраться, в каком состоянии находятся некоторые родные языки народов нашей страны. Сейчас команды получат вот такую таблицу (приложение 2) с названиями языков и количеством говорящих на них. К таблице дана шкала благополучия языков. Ваша задача, определить, к какому типу относится тот или иной язык. На работу у вас 10 минут.
Раздаются карточки. Выполняется задание
Внимание на экран. Вот такие должны получится у вас цифры.
Ведущий озвучивает правильные ответы
Давайте поставим оценки за выполнение этого задания. Самой первой и правильно выполнившей его команде ставим «5+», второй команде – «5», третьей – «5–» и четвертой команде – «4».
Выполняя задание, вы увидели, что многие языки находятся на грани исчезновения, а многие языки чувствуют себя отлично. В России даже существует Красная книга языков народов России, в ней описаны все исчезающие или уже исчезнувшие языки. И день родного языка очень важен с точки зрения привлечения внимания к сохранности разных языков, потому как это культурное разнообразие.
Мы с вами уже слышали в песне, как звучат языки разных народов. И следующее задание поможет вам узнать, как поздороваться, если вы вдруг окажетесь на Севере, на Юге или на Востоке нашей страны.
На карте России (приложение 3) вместо названий региона вписаны приветствия на родном языке его жителей. Определите, где и как говорят: «Здравствуйте!» Подпишите названия регионов. Время на выполнение 5 минут.
Раздаются карточки. Выполняется задание
Внимание на экран. Посмотрите, какие регионы правильно вам нужно было найти и отметить.
Ведущий озвучивает правильные ответы
Кто самый первый и правильно выполнил задание, получает оценку «5+», вторая команда – «5», третья – «5–» и четвертая команда – «4».
Молодцы. Продолжим. Мы сегодня много рассуждаем о родном языке, и не можем не поговорить о пословицах. Любой народ раскрывается именно в них. Ведь здесь и мудрость, и опыт, и даже обычаи и уклад жизни виден в них. Много можно узнать о народе через его пословицы.
Предлагаем и вам познакомиться с некоторыми пословицами разных народов России. Сейчас команды получат вот такие карточки (приложение 4). Подберите нужные слова, которые вы видите в центре ваших карточек, и восстановите пословицы. На работу у вас 7 минут.
Раздаются карточки. Выполняется задание
Проверяем правильные ответы. Посмотрим, какие пословицы есть у народов России.
Ведущий озвучивает правильные ответы
Теперь традиционно поставим оценки. Кто правильно и самый первый выполнил задание, получает оценку «5+», вторая команда – «5», третья – «5–» и четвертая команда – «4».
Что же такое родной язык? Когда мы говорим о родном языке, то мы понимаем, что это язык нашего ближайшего окружения. Так говорят в нашей семье, в школе, в нашем поселке или городе. И когда мы приезжаем в другой город, область или республику, мы можем столкнуться со словами, которым местным жителям понятны, а нам нет. И в каждом регионе есть такие слова. Возникновение их, кстати, связано с языками тех народов, которые проживают на этой территории или рядом. Давайте попробуем разгадать, что означают слова, характерные для разных регионов России. На всякий случай подготовимся к поездке. Вам нужно выбрать, на ваш взгляд, вариант, обозначающий загаданные слова. Время на выполнение – 5 минут.
Раздаются карточки (приложение 5). Выполняется задание
Ну что ж, проверим, как мы правильно должны были понять эти слова. Внимание на экран.
Ведущий озвучивает правильные ответы
И конечно же, выставим оценки. Самый первой и правильно ответившей команде даем оценку «5+», второй команде – «5», третьей – «5–» и четвертой – «4».
Ну что ж, вы отлично справились со всеми 5 игровыми заданиями. Но перед тем, как подвести итоги, давайте посмотрим, какие цифры вы вписали в ваши «дневнички». Внимание на экран.
Ведущий демонстрирует правильное заполнение информации в закладках
А теперь пришло время подсчитать ваши оценки. Предлагаем командам сложить оценки за каждое задание. И внимание, каждый «+» это дополнительные 0, 5 балла, а каждый «–» отнимает 0, 5 балла из вашей итоговой суммы.
Участники подсчитывают оценки. Ведущий объявляет итоги игры
На этом наш урок-игра подошла к концу. Замечательно, что есть такой день – Международный день родного языка. Он напоминает, что все языки признаются равными, важными и нужными. Каждый язык уникален и несет в себе целую историю и культуру. И мы можем еще раз задуматься, как важен язык для культуры и как важно, чтобы язык жил и сохранялся веками.
Список источников:
277 языков и диалектов используют народы России : сайт Министерство науки и высшего образования РФ. – URL:https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/29672/ (дата обращения 04.02.2022)
Абдулхаков, Р. Р. Проблема исчезновения языков : Филологические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). – URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4168/ (дата обращения: 07.02.2022).
Народы и языки : Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры. – URL: https://atlaskmns.ru/page/ru/index.html (дата обращения 07.02.2022)
Словарь русских народных говоров : Сайт института лингвистических исследований РАН. – URL: https://iling.spb.ru/vocabula/srng/srng.html (дата обращения 06.02.2022)
Языки народов России : сайт Института языкознания РАН. – URL: http://jazykirf.iling-ran.ru/list_2022.shtml (дата обращения 07.02.2022.
Языки народов России : сайт Российская Федерация. – URL: https://russiafederation.ru/yazyki-narodov-rossii/ (дата обращения 07.02.2022)
Приложение к игре (закладки)
PDF / 514.01 Кб
Приложение 1
PDF / 133.53 Кб
Приложение 2
PDF / 112.51 Кб
Приложение 3
PDF / 585.31 Кб
Приложение 4
PDF / 260.36 Кб
Приложение 5
PDF / 118.67 Кб
Презентация к уроку-игре
PPTX / 1.4 Мб