Урок-игра-обобщение по географии Иркутской области

4
3
Материал опубликован 27 February 2020

Иркутская область, Усольский район.

Село Большая Елань

МБОУ «Большееланская СОШ»,

Сереброва Елена Алексеевна

учитель географии и биологии

высшая квалификационная категория



Урок по географии Иркутской области.

Класс 8


Тема урока: урок по теме природа Иркутской области.

Цели урока:

Образовательные: Закрепление знаний обучающихся о природе области по пройденным темам.

Развивающиеся: Продолжать развивать умение и навыки работы с картами. Развивать речь учащихся, уверенность в себе.

Воспитательные: Гражданскую позицию, патриотизм, бережное отношение к природе. Умение слушать и быть услышанным. Умение работать в группе, выбирать главное, работать с картой.

Тип урока: урок игра – с элементами практической работы.

Оборудование: настенные карты, компьютер, мульт. мед. проектор

1) Карта Иркутской области политико-административная;

2) Физическая карта Иркутской области;

3) На столах каждой команды находится комплексная карта Иркутской области, бумага, ручка, ножницы, картинки, фломастеры, маркеры, клей.


Организационный момент.

Настрой обучающихся на позитивную работу. Объяснение правил игры.

Условия игры: (Класс разделить на 2- 3 команды по 7-9 человек. Выбрать двух или трёх обучающихся (имеющих отличные знания по предмету) и предложить каждому из них выбрать себе по желанию друга, затем эти два друга выбирают себе ещё друзей и так по цепочке до указанного количества.

Участникам представляют членов жюри (жюри можно выбрать из класса, заранее).

Командам одновременно выдаются одинаковые задания, устанавливается контрольное время выполнения задания и максимальное количество баллов. По истечению контрольного времени, команды представляют членам жюри свои ответы. За быстроту и оригинальность жюри может добавить 0.5 балла.

Опрос домашней работы в форме игры

Игра состоит из 9 раундов.

1 раунд: Приветствие команд. ( 5 баллов)

Участники придумывают девиз, приветствие команды (речёвки, кричалку) связанные с Иркутской областью.

Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды связанное с Иркутской областью (Сибиряне Усольчане .

Сибиряне Усольчане - район наш славится солями .

И недаром область наша как одна большая чаша.


и Байкалские надежды

Байкал надежда Сибири

Он всем известен в мире.

У нас все люди его изучают

Гордятся Байкалом и. охраняют.

2 раунд: Составить паспорт места жительства (5 баллов).

Работают все в команде от «слабого, заканчивая сильным»

Заполнить анкету для «Паспорт места жительства нашей школы»:

Галактика -

Система (звездная) -

Планета -

Страна -

Область -

Район -

Село -

Улица -

Дом № -

Год и дата образования области.

Ответы:

Млечный путь; 2) Солнечная; 3) Земля; 4) Россия; 5) Иркутская;

6) Усольский ; 7) Большая Елань; 8) Декабристов; 9) 45; 10) 27 сентября 1937 год.



Слово ЖЮРИ

3 раунд: Картографический.

Командам выдаются карточки с заданиями, на столах имеются контурные карты Иркутской области и вырезанные шаблоны её соседей субъектов РФ.

(каждая правильно названная территория 2 балла).

1. Назовите “соседей” Иркутской области:

Республики ……

Области ……

Края ……

4 раунд: Природа родного края.

Угадать, о каком дереве идет речь, можно использовать подсказки. (без подсказки 5 баллов, каждая подсказка минус –1 балл)

Вопросы от сложного к простому.(Командам по требованию выдаются подсказки – всего их 6, чем быстрее, с наименьшим количеством подсказок команда напишет ответ в карточке, тем больше баллов она набирает).

Задание для команды № 1.

Определить дерево, произрастающее в Иркутской области?

Первая подсказка. Великий русский писатель Д.Н. Мамин - Сибиряк писал об этом дереве: “Будто боярин в дорогой шубе”.

Вторая подсказка. Первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин позывным сигналом выбрал название этого дерева.

Третья подсказка. Дерево первой величины, живет до 400-500 лет.

Четвертая подсказка. Живица этого дерева исцеляет не только поврежденные деревья, но и тяжелые раны у людей и животных; настой из хвои помогает в борьбе с цингой.

Пятая подсказка. Хвоинки собраны в пучки по 5 штук, а не по 2, как у хвои обыкновенной.

(Ответ - кедр)

Задание для команды № 2.

Угадать, о каком животном Иркутской области идет речь?

Первая подсказка. В нашей области зверь редок – не более 300 особей.

Вторая подсказка. Ведет бродячий образ жизни, пробегая за сутки от 5 до 15 км.

Третья подсказка. Нападает из засады, усевшись на ветке дерева над тропой. Прыгает на спину жертве и хватает за шею.

Четвертая подсказка. Охотится, в основном, утром и вечером, реже днем. Основной объект добычи – заяц–беляк. В среднем хищник съедает одного зайца в 4 дня. Нападает также на молодых косуль, маралов, лосей, ловит птиц, гнезда птиц разоряет постоянно.

Пятая подсказка. Самая крупная кошка весом до 30 кг и около 1метра в длину. Хвост как бы обрублен, уши с кисточками черных волос на концах.

(Ответ - рысь)



Слово ЖЮРИ



5 раунд: Геологический

Определить название образцов представленных горных пород.

(каждая горная порода 1 балл)

Раздаются образцы горных пород под номерами, напротив каждого номера горной породы необходимо записать название.

песчаник - (№5)

мрамор - (№4)

гранит - (№3)

тальк - (№1)

каменный уголь - (№2)

6 раунд: Красная книга

Выберите только те, которые есть в Иркутской области, вставить пропущенные буквы в списке названий редких и исчезающих растений и животных родного края.

(за каждый правильный ответ - 2 балла)

Если обучающиеся допускают орфографическую ошибку в названии, снимается 1 балл, и за неправильный ответ снимается второй балл.

1) Ч.РН.. ..СТ

2) СК.П.

3) С.ПС.Н

4) Б.РК.Т

5) Р.Д.ДЕНДР.Н С.Б.Р.К..

6) Л.Г.ШК. С.Б..СК..

7) Р.Д..Л. Р.З.В..

8) В.Н.Р.Н Б.ШМ.Ч..К

9) К.П.Л.Н.Ц.

Ответы:

1) черный аист, 2) скопа, 3) сапсан, 4) беркут, 5) рододендрон сибирский, 6) лягушка сибирская, 7) радиола розовая, 8) венерин башмачок, 9) купальница.



Слово ЖЮРИ

7 раунд: Туристический

( каждое правильное обозначение 1 балл)

Работает вся группа по очереди выходят к карте.

Это задание заменяет физкультминутку

Физкультминутка.

Показать объекты на карте:

1) река Ангара; 1) Ангарск

2) г. Братск; 2) Р.Белая

3) г. Усть - Илимск; 3) Усть-Кут

4) Усолье - Сибирское; 4) Черемхово

5) река Белая; 5) Усть –Ордынский авт. округ.

6) Иркутско – Черемховский каменно – угольный бассейн. 6) Листвянка

7) Бодайбо 7) Байкальский хребет

8) хр. Кодар. 8) р. Киренга

9) р Лена 9) г. Черского

10) село Большая Елань 10) пик Триангуляторов

Дается несколько минут на подготовку, затем выходят к карте

По цепочке все участники группы, по команде ведущего показывают объект и несколько слов о этом объекте.



8 раунд: Практическая работа

Работая по карте Иркутской области и контурной карте нанести и подписать реки, которые нуждаются на Ваш взгляд в охране..

Перечислить все природоохранные мероприятия по охране выбранных Вами водных источников. Объясните.

Составить презентацию «Воды можно изменять, но лучше воды охранять». (Бумажный вариант)

Защита презентации.



9 раунд: Заключение.

В чем заключается неповторимость нашей области?

Какие выводы можно сделать по развитию нашей области?


Итоги ЖЮРИ


За работу в группах выставляю оценки

Обучающиеся заполняют рефлексию:

Что я знал о Иркутской области__________________

Что мне особенно удалось при проведении данного урока____________________

Что я ещё хочу узнать о природе Иркутской области_______________


Домашняя работа.

Через администрацию села узнать, какие народы проживают в с Большая Елань. Подготовить творческую работу «Национальная одежда народов Сибири и их традиции» зарисовать и подготовить презентацию к уроку.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Данный урок проводится при изучении географии Иркутской области

27 February 2020

Время рассчитанное на проведение урока 45 минут.

27 February 2020

Елена Алексеевна, ссылка на другую публикацию работы не та! Вы указали ссылку на карту!

27 February 2020