Урок-игра-обобщение по географии Иркутской области
Иркутская область, Усольский район.
Село Большая Елань
МБОУ «Большееланская СОШ»,
Сереброва Елена Алексеевна
учитель географии и биологии
высшая квалификационная категория
Урок по географии Иркутской области.
Класс 8
Тема урока: урок по теме природа Иркутской области.
Цели урока:
Образовательные: Закрепление знаний обучающихся о природе области по пройденным темам.
Развивающиеся: Продолжать развивать умение и навыки работы с картами. Развивать речь учащихся, уверенность в себе.
Воспитательные: Гражданскую позицию, патриотизм, бережное отношение к природе. Умение слушать и быть услышанным. Умение работать в группе, выбирать главное, работать с картой.
Тип урока: урок игра – с элементами практической работы.
Оборудование: настенные карты, компьютер, мульт. мед. проектор
1) Карта Иркутской области политико-административная;
2) Физическая карта Иркутской области;
3) На столах каждой команды находится комплексная карта Иркутской области, бумага, ручка, ножницы, картинки, фломастеры, маркеры, клей.
Организационный момент.
Настрой обучающихся на позитивную работу. Объяснение правил игры.
Условия игры: (Класс разделить на 2- 3 команды по 7-9 человек. Выбрать двух или трёх обучающихся (имеющих отличные знания по предмету) и предложить каждому из них выбрать себе по желанию друга, затем эти два друга выбирают себе ещё друзей и так по цепочке до указанного количества.
Участникам представляют членов жюри (жюри можно выбрать из класса, заранее).
Командам одновременно выдаются одинаковые задания, устанавливается контрольное время выполнения задания и максимальное количество баллов. По истечению контрольного времени, команды представляют членам жюри свои ответы. За быстроту и оригинальность жюри может добавить 0.5 балла.
Опрос домашней работы в форме игры
Игра состоит из 9 раундов.
1 раунд: Приветствие команд. ( 5 баллов)
Участники придумывают девиз, приветствие команды (речёвки, кричалку) связанные с Иркутской областью.
Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды связанное с Иркутской областью (Сибиряне Усольчане .
Сибиряне Усольчане - район наш славится солями .
И недаром область наша как одна большая чаша.
и Байкалские надежды
Байкал надежда Сибири
Он всем известен в мире.
У нас все люди его изучают
Гордятся Байкалом и. охраняют.
2 раунд: Составить паспорт места жительства (5 баллов).
Работают все в команде от «слабого, заканчивая сильным»
Заполнить анкету для «Паспорт места жительства нашей школы»:
Галактика -
Система (звездная) -
Планета -
Страна -
Область -
Район -
Село -
Улица -
Дом № -
Год и дата образования области.
Ответы:
Млечный путь; 2) Солнечная; 3) Земля; 4) Россия; 5) Иркутская;
6) Усольский ; 7) Большая Елань; 8) Декабристов; 9) 45; 10) 27 сентября 1937 год.
Слово ЖЮРИ
3 раунд: Картографический.
Командам выдаются карточки с заданиями, на столах имеются контурные карты Иркутской области и вырезанные шаблоны её соседей субъектов РФ.
(каждая правильно названная территория 2 балла).
1. Назовите “соседей” Иркутской области:
Республики ……
Области ……
Края ……
4 раунд: Природа родного края.
Угадать, о каком дереве идет речь, можно использовать подсказки. (без подсказки 5 баллов, каждая подсказка минус –1 балл)
Вопросы от сложного к простому.(Командам по требованию выдаются подсказки – всего их 6, чем быстрее, с наименьшим количеством подсказок команда напишет ответ в карточке, тем больше баллов она набирает).
Задание для команды № 1.
Определить дерево, произрастающее в Иркутской области?
Первая подсказка. Великий русский писатель Д.Н. Мамин - Сибиряк писал об этом дереве: “Будто боярин в дорогой шубе”.
Вторая подсказка. Первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин позывным сигналом выбрал название этого дерева.
Третья подсказка. Дерево первой величины, живет до 400-500 лет.
Четвертая подсказка. Живица этого дерева исцеляет не только поврежденные деревья, но и тяжелые раны у людей и животных; настой из хвои помогает в борьбе с цингой.
Пятая подсказка. Хвоинки собраны в пучки по 5 штук, а не по 2, как у хвои обыкновенной.
(Ответ - кедр)
Задание для команды № 2.
Угадать, о каком животном Иркутской области идет речь?
Первая подсказка. В нашей области зверь редок – не более 300 особей.
Вторая подсказка. Ведет бродячий образ жизни, пробегая за сутки от 5 до 15 км.
Третья подсказка. Нападает из засады, усевшись на ветке дерева над тропой. Прыгает на спину жертве и хватает за шею.
Четвертая подсказка. Охотится, в основном, утром и вечером, реже днем. Основной объект добычи – заяц–беляк. В среднем хищник съедает одного зайца в 4 дня. Нападает также на молодых косуль, маралов, лосей, ловит птиц, гнезда птиц разоряет постоянно.
Пятая подсказка. Самая крупная кошка весом до 30 кг и около 1метра в длину. Хвост как бы обрублен, уши с кисточками черных волос на концах.
(Ответ - рысь)
Слово ЖЮРИ
5 раунд: Геологический
Определить название образцов представленных горных пород.
(каждая горная порода 1 балл)
Раздаются образцы горных пород под номерами, напротив каждого номера горной породы необходимо записать название.
песчаник - (№5)
мрамор - (№4)
гранит - (№3)
тальк - (№1)
каменный уголь - (№2)
6 раунд: Красная книга
Выберите только те, которые есть в Иркутской области, вставить пропущенные буквы в списке названий редких и исчезающих растений и животных родного края.
(за каждый правильный ответ - 2 балла)
Если обучающиеся допускают орфографическую ошибку в названии, снимается 1 балл, и за неправильный ответ снимается второй балл.
1) Ч.РН.. ..СТ
2) СК.П.
3) С.ПС.Н
4) Б.РК.Т
5) Р.Д.ДЕНДР.Н С.Б.Р.К..
6) Л.Г.ШК. С.Б..СК..
7) Р.Д..Л. Р.З.В..
8) В.Н.Р.Н Б.ШМ.Ч..К
9) К.П.Л.Н.Ц.
Ответы:
1) черный аист, 2) скопа, 3) сапсан, 4) беркут, 5) рододендрон сибирский, 6) лягушка сибирская, 7) радиола розовая, 8) венерин башмачок, 9) купальница.
Слово ЖЮРИ
7 раунд: Туристический
( каждое правильное обозначение 1 балл)
Работает вся группа по очереди выходят к карте.
Это задание заменяет физкультминутку
Физкультминутка.
Показать объекты на карте:
1) река Ангара; 1) Ангарск
2) г. Братск; 2) Р.Белая
3) г. Усть - Илимск; 3) Усть-Кут
4) Усолье - Сибирское; 4) Черемхово
5) река Белая; 5) Усть –Ордынский авт. округ.
6) Иркутско – Черемховский каменно – угольный бассейн. 6) Листвянка
7) Бодайбо 7) Байкальский хребет
8) хр. Кодар. 8) р. Киренга
9) р Лена 9) г. Черского
10) село Большая Елань 10) пик Триангуляторов
Дается несколько минут на подготовку, затем выходят к карте
По цепочке все участники группы, по команде ведущего показывают объект и несколько слов о этом объекте.
8 раунд: Практическая работа
Работая по карте Иркутской области и контурной карте нанести и подписать реки, которые нуждаются на Ваш взгляд в охране..
Перечислить все природоохранные мероприятия по охране выбранных Вами водных источников. Объясните.
Составить презентацию «Воды можно изменять, но лучше воды охранять». (Бумажный вариант)
Защита презентации.
9 раунд: Заключение.
В чем заключается неповторимость нашей области?
Какие выводы можно сделать по развитию нашей области?
Итоги ЖЮРИ
За работу в группах выставляю оценки
Обучающиеся заполняют рефлексию:
Что я знал о Иркутской области__________________
Что мне особенно удалось при проведении данного урока____________________
Что я ещё хочу узнать о природе Иркутской области_______________
Домашняя работа.
Через администрацию села узнать, какие народы проживают в с Большая Елань. Подготовить творческую работу «Национальная одежда народов Сибири и их традиции» зарисовать и подготовить презентацию к уроку.
Елена Алексеевна Сереброва
Елена Алексеевна Сереброва
Пролубщикова Наталья Владимировна