Урок-обобщение материала по теме «Местоимение» (Русский язык, 6 класс)
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС (6 класс).
Тема: «Повторение по теме «Местоимение»».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний .
Форма урока: урок-практикум.
Метод: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Цель урока: повторение и обобщение знаний о части речи – местоимении; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений .
Задачи урока:
Образовательные
Повторить и обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме.
Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения.
Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях.
Расширять лексический запас учащихся.
Развивающие:
Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;
развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать;
вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.
Воспитательные:
Вызвать чувства интереса к изучаемой теме,
пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку;
воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:
ПК;
Раздаточный материал (листы для выполнения заданий)
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Выставление оценок за урок.
Технологическая карта урока русского языка 6 класс
Урок русского языка в 6 классе по учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова | |
Тема урока | Повторение темы «Местоимение» |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель урока | -организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; - обеспечить проверку и оценку знаний обучающихся; - способствовать воспитанию чувства товарищества, коллективизма. |
Планируемые результаты обучения | Познавательные УУД: - осознание познавательной задачи; - осуществление операций анализа, синтеза, классификации; - умение делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД: - умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; -способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; - осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах. Личностные УУД: - пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; - осознание себя как индивидуальности одновременно члена общества; - способность к адекватной самооценке своих поступков, действий. Регулятивные: - умение принимать и сохранять учебную задачу; - планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их Причины и пути преодоления. Коррекционно – развивающие:- развивать каллиграфические, орфографические навыки - развивать речь, воображение |
Основные понятия | Разряды местоимений |
Средства обучения | Учебник, тетради, набор раздаточного материала. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | Коммуникативные: - вступать в диалог с учителем, Личностные: - желание приобретать новые знания, умения. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний | Запишите число, классная работа Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте перечислим их… - Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а… – Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)
| Запись учащимися числа, «Классная работа» отвечают на поставленные вопросы | Познавательные: -понимать информацию; -осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: - участвовать |
3. Постановка учебной цели. | Сказка (на доске) ребенок у доски корректирует запись Жили-были мы с тобой, Кто(то) с кем(то), Некто с нами, Кто ни (с) кем и сам (с) собой, Этот, наш, любой, который. Жили-были кто? --О ком эта сказка? Почему нельзя определить? Слова какой части речи преобладают в этом тексте? - Сформулируйте тему нашего урока, если уже заканчиваем изучать еще одну часть речи Местоимения и будем готовиться к самостоятельной и контрольной работе? (Сегодня мы повторим, обобщим и расширим знания о местоимении) - Попробуем вместе сформулировать цель урока, что необходимо вспомнить, на что обратить особое внимание при подготовке к самостоятельной и контрольной работе? Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.
- Итак, записываем тему урока: Повторение темы «Местоимение» | Записывают тему урока Формулируют цель урока - вспомнить разряды местоимений -определить роль местоимений в речи - как различить личные и притяжательные местоимения? - когда пишется Е , а когда И в неопределённых местоимениях-какие местоимения пишутся через дефис? - как склоняется возвратное местоимение? - как правильно: « по вас или по вам»? - правильно употреблять местоимения при составлении речевого высказывания; Ученики записывают тему урока в тетрадях предлагают цели | Познавательные: - осознавать познавательную задачу. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Обобщение и систематизация знаний. Первичное закрепление знаний. 5. Физ. минутка (пауза релаксации) | 1.Тест. ( раздаточный материал) 2.Синтаксический разбор предложений Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений. Найдите в предложении местоимения, определите их синтаксическую роль. Вместо какого слова употреблено во втором предложении слово « в нем»? Для чего? 3.Рассказ о местоимении. 1.Кто быстрее? За 1 минуту написать название всех разрядов. 2.Ответьте на вопросы – шутки: Какое местоимение можно записать одной буквой (я) Какие два местоимения мешают транспорту? (я-мы) Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ты-ква) 3.Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже. 4. Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. Как-то раз во дворе из собачьей миски . Физминутка (повторение слитного и раздельного написания): Слитно – хлопаем; Некто, кое о чем, кое-чему, кое с кем, что-нибудь, некоторый, чьи-нибудь, кое из кого, не у кого, никому, кое-кому, несколько.
| Повторяют теоретический материал ( выполняют тест) Один обучающийся работает у доски( синтаксический разбор) Ответ обучающегося Повторяют по таблице разряды местоимений Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях Отвечают на вопросы Работают самостоятельно с целью повторения и определения разрядов местоимений с самопроверкой Физкульт-минутка | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, Регулятивные: -адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления Цель: развивать умения применять новые знания. |
6. Применение знаний и умений Контроль и усвоение | Какие местоимения относятся к вопросительно-относительным? Как отличить вопросительные местоимения от относительных? (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков ) (Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи. Вопросительные мы используем, чтобы заменить в вопросе то слово, которое нам неизвестно, а относительные местоимения мы используем в сложном предложении). 6. Повторим орфографию. Вспомним основные орфограммы по теме «Местоимение. Обведите правильный вариант ответа: 1. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис? (Кое)(у)каких, кто (нибудь), (кое)(при)ком. Кое(какой), что(либо), чей(то). (кое)(над)чем, (кое) (с) (кем), что (то) Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого. 2. В каком примере на месте пропуска пишется НЕ? н…кого не уговорил н… на что смотреть н… к кому не обратился н… в чем не помог. 3. В каком примере на месте пропуска пишется НИ? н… в чем разочаровываться. н…чем не удивил. н.. для кого стараться. н…чего спросить. 7.Задание: Определить значение фразеологизмов. 8..Задание: восстановить пословицы. (Что посеешь), то и пожнешь. (Каков вопрос), таков и ответ. (Не все то золото), что блестит. (Не за свое дело не берись), а за своим делом не ленись. (Кто соврет раз), тому больше не поверят. (Кто ищет), тот всегда найдет. (Каково поле), таковы и всходы. (Не всякий умен), кто с головой. (Чего себе не хочешь), того и другому не желай. (Дома ешь, что хочешь), а в гостях, что дают. 9.Определить разряды местоимений (задание из МЭШ) | Работают в группах с целью повторения и определения разрядов местоимений с взаимопроверкой Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением Работают в группах с целью повторения и определения разрядов местоимений с взаимопроверкой Работают в группах с целью повторения и определения разрядов местоимений с взаимопроверкой Обучающиеся по цепочке определяют разряд местоимений в тексте М.М. Пришвина. | Познавательные: - читать и слушать, извлекая нужную информацию; -осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения выводы. Коммуникативные: -вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; -формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения. Личностные: -осознание себя как индивидуальности и члена общества. Регулятивные: - контролировать процесс и результаты деятельности. |
7. Рефлексия деятельности. | Итак, ребята, я думаю, что урок не прошел даром. Вы убедились, что местоимение играет важную роль в языке, вы самостоятельно и объективно смогли оценить себя. Не будете нарушать правила правописания местоимений и будете правильно употреблять их в речи. В начале урока мы поставили перед собой определенные цели. Удалось ли их достичь? Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. Лист самооценки. | Отвечают на вопросы Оценивают работу | Регулятивные: - контролировать процесс и результаты деятельности , искать их причины и пути преодоления. |
8. Домашнее задание. | Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме «Местоимение». Урок окончен. | Запись учащимися задания в дневники. | |
Раздаточный материал
Задание № 1. Тест
Тест на повторение по теме «Местоимение».
1.а) Местоимение-это самостоятельная часть речи, которая называет предмет, признак, количество.
б) Местоимение-это служебная часть речи, которая называет предмет, признак, количество.
в) Местоимение-это служебная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество.
г) Местоимение-это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество.
2. Непостоянные признаки местоимения:
а) Род
б) Число
в) Падеж
г) Зависит от того, какую часть заменяют.
3. Постоянные признаки местоимения:
а) Разряд
б) Число
в) Падеж
г) Род
4. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
г) к нам, нами, этот, никто
5.Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
г) имя числительное
6.Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа
б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н
в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа
г) местоимения 3 лица не склоняются
7.Укажите неверное утверждение.
а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных
б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа
в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо
г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам
8.Продолжите фразу.
Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…
а) определением
б) дополнением
в) обстоятельством
г) сказуемым
Задание № 2 . Самостоятельная работа.
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
Задание № 3 . Работа в паре.
а)Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
б)Вспомним основные орфограммы по теме «Местоимение. Обведите правильный вариант ответа:
1. Строение какого местоимения соответствует схеме ¬ ?
что – то
кое – какой
чей – нибудь
кто - либо
2. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?
(Кое)(у)каких, кто (нибудь), (кое)(при)ком.
Кое(какой), что(либо), чей(то).
(кое)(над)чем, (кое) (с) (кем), что (то)
Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого.
3. В каком примере на месте пропуска пишется НЕ?
н…кого не уговорил
н… на что смотреть
н… к кому не обратился
н… в чем не помог.
4. В каком примере на месте пропуска пишется НИ?
н… в чем разочаровываться.
н…чем не удивил.
н.. для кого стараться.
н…чего спросить.
Задание 4. Работа в группе .
а) _Определи значение фразеологизмов.
Сами с усами
Сам не свой
Сам по себе
Само собой
б ) Восстанови пословицы.
Задание 5. Рефлексия.
Вырази свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.
Оценочные листы.
Оценочный лист | |
ВИДЫ РАБОТЫ | ОЦЕНКИ |
1. Тест | |
2.Самост. работа | |
3.Работа в паре | |
4.Работа в группе | |
5.Рефлексия | |
Итоговая оценка | |
Оценочный лист | |
ВИДЫ РАБОТЫ | ОЦЕНКИ |
1. Тест | |
2.Самост. работа | |
3.Работа в паре | |
4.Работа в группе | |
5.Рефлексия | |
Итоговая оценка | |