12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Татьяна Валерьевна501
Россия, Костромская обл.
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Рабочий лист по теме "Органы дыхания и газообмен"
DOCX / 69.98 Кб

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

 

ФИО учителя: Смирнова Т.В

Класс: 7

Предмет: биология

Учебник «Биология. Животные ». Авторы: В.В. Латюшин, В.А.Шапкин под редакцией В.В.Пасечника

Тема урока: Органы дыхания и газообмен

Тип урока: открытие новых знаний

Дидактическая цель: сформировать знания об эволюции органов дыхания и газообмене у животных.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать знания об эволюции дыхательной системы животных; понятия о газообмене, типе дыхания (всей поверхностью тела, жаберное, легочное);

Метапредметные: 

Познавательные УУД: знать способы дыхания у животных и органы, участвующие в дыхании, особенности строения дыхательной системы органов у разных групп животных, эволюцию органов дыхания у животных

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций, уметь распределять обязанности взаимно контролировать друг друга.

РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.

Личностные: развивать умение планировать свою деятельность; определять уровень усвоения изучаемого материала; участвовать в беседе, уважительно относиться к мнению сверстников.

Технология: системно - деятельностного подхода

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая

Оборудование: учебник, ноутбуки, презентация, интерактивный тест «Органы дыхания», видеоролики: «Органы дыхания беспозвоночных», «Органы дыхания позвоночных», рабочие листы

 

 

Технологическая карта урока «Органы дыхания и газообмен»

 

Этап урока

Содержание

учебного

материала

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1 Орг момент.

Мотивация к учебной деятельности.

На доске высказывание.

 

Ребята, как вы понимаете следующее высказывание?

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»

Анатоль Франс.

(Нужно учиться с удовольствием, тогда будет всё понятно и легко)

Приветствует, проверяет

готовность к уроку,

желает

успеха.

Включение в деловой

ритм.

Учитель слушает предположительные ответы учеников

Ученики

настроились на

работу.

 

 

 

Высказывания учеников

 

Личностные:

умение соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовать

выполнение заданий учителя.

2 Актуализация

знаний, сообщение

темы и целей урока

 

Посмотрите внимательно на эти изображения слайд 1

-К каким типам и классам относятся данные животные?

- Как объяснить такое огромное многообразие живых организмов?

 

- В результате чего они появились?

А чтобы ответить на этот вопрос, вы отгадаете кроссворд (кроссворды на листочках)

1)Это животное состоит из одной клетки, имеет зелёную окраску тела и передвигается в воде с помощью жгутика (ЭВГЛЕНА)

2) На овчарку он похож. Что ни зуб-то острый нож! Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (ВОЛК)

3) На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. Он в самом омуте живёт, хозяин глубины.Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (СОМ)

4) Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка.

Выпуча глаза сидит, не по-русски говорит. Родилась в воде, а живёт на земле.

(ЛЯГУШКА)

5)На одной ноге в болоте, замираю на охоте

И ловлю в кругу подружек, зазевавшихся лягушек (ЦАПЛЯ)

6) Название этого жука связано с названием месяца, в котором он появляется. (МАЙСКИЙ)

7)Нет ноги не одной, только хвост с головой (ЗМЕЯ)

 

+ Они появились в результате эволюции

 

- Как понимаете, что такое эволюция? (Мнения учеников)

+Эволюция - историческое развитие органического мира

Как называется глава, которую мы сейчас изучаем?

 

+«Эволюция строения и функций органов и их систем»

 

- Сегодня мы с вами будем изучать эволюцию органов, которые показаны на слайде

Что это такое? слайд 2

 

+ Органы дыхания и газообмен слайд 3

Это тема урока.

 

Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель.

+………………..

Учитель задаёт вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель задаёт вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель подводит к теме урока

 

 

 

Подводит учащихся к определению цели урока

Учащиеся высказывают своё мнение

 

Выполняют кроссворд

 

 

Выполняют работу на листочках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+Эволюция - историческое развитие органического мира

 

 

 

 

 

 

+«Эволюция строения и функций органов и их систем»

 

 

Решая проблему определяют тему урока.

 

 

Запись числа, темы урока.

Конкретизируют тему

Личностные: умение

соблюдать дисциплину на

уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам.

Регулятивные :

умение организовать

выполнение заданий

учителя.

Коммуникативные :

умение воспринимать

информацию на слух, письменно и устно отвечать на вопросы учителя

3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На какие две группы можно подразделить все живые организмы? Почему?

+ позвоночные и беспозвоночные

Многие систематические группы животных мы уже повторили при выполнении кроссворда

 

Органы дыхания имеют не все животные

- Сможете ли вы сразу рассказать об органах дыхания различных групп животных?

+ нет

 

Постановка проблемного вопроса: в каком направлении шла эволюция органов дыхания у позвоночных животных?

 

Подводит к определению затруднения

Формулируют затруднение

Регулятивные:

Определяют затруднение

4.Выявление места и причин затруднения

 

- _Почему вы не можете рассказать об органах дыхания и ответить сразу на проблемный вопрос?

 

+ недостаточно информации

Обсуждение затруднений

(почему возникли затруднения, чего мы ещё

не знаем).

Формулируют причины затруднения

Регулятивные:

самостоятельное формулируют причины затруднений

 

5.Построение проекта выхода из затруднения

- Какими способами можем достичь поставленной цели?

+ поработав с учебником, иллюстрациями, дополнительным материалом, ноутбуками

 

Обсуждают какими способами можно выйти из затруднения

Учащиеся называют с помощью чего можно выйти из затруднений

Регулятивные:

Самостоятельно определяют средства для выхода из затруднений

 

6.Реализация построенного проекта

 

 

Какой план мы для себя составим

План:

Газообмен

Органы дыхания беспозвоночных животных

Органы дыхания позвоночных животных

 

 

Подводит к построению плана

Формулируют план самостоятельно

Регулятивные:

самостоятельное формулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование

 

Дыхание – это жизненно важная функция.

Говоря о дыхании, часто ученые употребляют термин газообмен. В чем связь этих понятий?

Дыхание это процесс, обеспечивающий газообмен между организмом и окружающей средой.

Газообмен-процесс поступления кислорода в клетки и выделение углекислого газа из неё.

 

Поступление кислорода в клетки тела осуществляется благодаря проницае­мости клеточных мембран и

Диффузии процессу выравнивания концентрац­ии кислорода внутри клетки и за ее пределам. Для осуществления диффузии дыхательная поверхность должна соответствовать следующим условиям:

-быть проницаемой для соответствующих газов;

-быть влажной, так как и кислород и углекислый газ диффундируют в растворе;

-быть большой, чтобы через нее могло проходить достаточное для обес­печения потребностей организма количество газов.

Функции дыхательной системы:

снабжение организма кислородом;

удаление углекислого газа;

обеспечение организма энергией.

 

1 гр (1 ряд)- Органы дыхания беспозвоночных животных слайд 4,5,6,7

 

2 гр (2 ряд)- Органы дыхания позвоночных животных слайд 8,9,10,11,12,13

 

В ходе работы необходимо заполнить таблицу:

«Эволюция дыхательной системы животных»

 

Типы и классы животных

Органы дыхания

Беспозвоночные

 

1.Одноклеточные

 

2. Кишечнополостные.

 

3. Свободноживущие плоские и круглые черви

 

4.Морские кольчатые черви

 

5.Моллюски

 

6.Членистоногие

 

Позвоночные

 

1.Рыбы

 

2.Земноводные

 

3.Пресмыкающиеся

 

4.Птицы

 

5.Млекопитающие

 

 

Организует работу в парах, группах. (используют презентацию, видео, параграф – учебник)

 

 

Работая в группах, анализируют информацию, составляют таблицы в тетрадях.

Слушают

объяснения и

инструкцию

учителя.

 

 

Личностные:

умение соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Регулятивные :

умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:

умение воспринимать

информацию на слух, отвечать на вопросы

учителя.

Познавательные: умение

структурировать учебный

материал,

выделять в нем

главное.

Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

 

 

 

 

Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)

Отчёт 1 группы

 

Отчёт 2 группы

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Делают

выводы и

записывают в

тетрадь. защищают свою работу

 

Коммуникативные:

умение воспринимать

информацию на слух, отвечать на вопросы

учителя.

Познавательные: умение

структурировать учебный

материал,

выделять в нем

главное.

7. Закрепление

изученного

материала

 

Как шла эволюция органов дыхания у позвоночных животных?

 

+Эволюция животных шла по пути………….

Увеличения площади лёгочных перегородок, участвующих в газообмене , совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам и развития систем , обеспечивающих вентиляцию органов дыхания

 

Задание №1 Работа с интерактивным тестом

1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:

а) всей поверхностью тела;
б) легкими.

2. Органы дыхания рыб:

а) лёгкие;
б) жабры;

 

3. Для членистоногих характерно дыхание:

а) клеточное; 
б) трахейное.
в) кожное

4. Большинство наземных животных дышит при помощи:

а) жабер;
б) лёгких.

В) трахеями

 

5. У лягушки в дыхании принимает участие:

а) лёгкие;
б) только кожа;
в) кожа и лёгкие

6. Жаберное дыхание характерно для:

а) земноводных;
б) рыб;
в) птиц

7. Лёгочное дыхание характерно для:
а) зверей;
б) насекомых

8. Впервые перистые жабры появились

а) у рыб;
б) у морских кольчатых червей

9. Двойное дыхание встречается

а) у рыб;
б) у млекопитающих

в) у птиц

10. Самая совершенная система органов дыхания включает: трахеи, бронхи и лёгкие

а) у рыб;
б) у млекопитающих

в) у птиц

После выполнения теста индивидуально, ребята обмениваются работами и производят взаимопроверку по ключу ответов, представленных на доске: 1а, 2б, 3б, 4б, 5в, 6б, 7а, 8б, 9в,10б

Критерии оценок:

9-10 вып зад – оценка “5”;

7-8 вып.зад “4”;

5-6 вып.зад – оценка “3”;

4 и менее – оценка “2”.

 

Задание №2. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.

1.Все живые организмы при дыхании поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

2.Специальные органы дыхания - перистые жабры впервые появляются у рыб

3.Для кольчатых червей характерно дыхание всей поверхностью тела.

4.У наземных позвоночных животных органами дыхания являются трахеи (лёгкие)

5.Двойное дыхание характерно для млекопитающих (птиц)

6.У земноводных на суше дыхание осуществляется через кожу.

Даётся тестовая работа

работа.

 

Выполняют задания.

 

 

Регулятивные:

умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать выводы

по результатам работы.

Познавательные:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

8. Включение в систему знаний и повторений

 

- Где вы можете применить полученные сегодня знания?

+ При изучении органов дыхания человека

 

Учитель подводит учащихся к применению знаний

Учащиеся определяют, где они могут применить полученные знания

Регулятивные: умение применять знания в жизни

9 Рефлексия учебной деятельности

Осознание учащимися своей учебной

деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Достигли ли вы поставленной цели?

- Оцените свою деятельность

По результатам

урока

оцени уровень

твоей работы на

уроке

Учащиеся

Оценивают свою деятельность

 

Личностные :

Самооценка на

основе успешности

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

 

10. Домашнее задание.

 

 

Параграф 39

Составить кроссворд по изученной теме.

Формулирует

задание,

комментируя и отвечая на вопросы учащихся. Выставляет оценки.

 

Воспринимают информацию фиксируя задание.

 

 

/data/files/g1637342776.docx (Рабочий лист по теме "Органы дыхания и газообмен")

/data/files/c1637342307.xlsx (Тест "Органы дыхания")


Презентация "Дыхание"
PPT / 3.98 Мб

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (2)

Евгений Алексеевич, 28.11.21 в 18:22 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Валерьевна! Меня заинтересовал Ваш урок. И хотя я не люблю тех. карты, у Вас она подробная, смысл урока и стиль работы понятен. Если хотите, я могу и высказать свои предложения по уроку, чтоб сделать его ещё лучше (в личном сообщении). Но очень редко получаешь хоть какую-то обратную информацию. Поэтому и спрашиваю. С уважением Е.А.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.