Урок-портрет «Сергей Фёдорович Антонов. Человек. Писатель. Гражданин»
Урок-портрет
Сергей Фёдорович Антонов. Человек. Писатель. Гражданин
Цель:
1) Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества Сергея Фёдоровича Антонова, писателя, выпускника средней школы имени С.М.Кирова города Карачева;
2) Развивать навыки поиска информации в сети Интернет и готовить выступление
3) Воспитывать у учащихся чувство любви к своему родному краю и гордости за свою малую родину, за своих земляков.
Метапредметные результаты образования:
- умение соблюдать нормы информационной избирательности;
- умение работать с различными источниками, отбирая необходимый материал для выступления перед одноклассниками.
Предметные результаты образования:
- умение работать с текстом художественного произведения; отделять главное от второстепенного;
Коммуникативные:
- умение слушать учителя, выступающих, умение отвечать на вопросы;
Личностные:
- формирование познавательных интересов, формирование личностного отношения к изученному материалу;
- формирование патриотизма как основы национального самосознания россиян;
- воспитание чувства гордости за свою малую родину и народ.
Оборудование:
выставка книг С.Ф.Антонова
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
1. Вступительное слово учителя
- Ребята, задумывались ли вы над тем, почему, переступая порог школьного музея, человек начинает говорить тихо, почти шёпотом?
Это происходит, наверное, потому, что каждый из нас вдруг осознаёт, что он соприкасается с историей: историей своей школы, своего города, а в целом своей страны.
Сегодня мы остановимся у этой витрины. Перед вами портрет человека с добрыми, живыми глазами. Это выпускник нашей школы 1937 года, известный писатель Сергей Фёдорович Антонов. Я надеюсь, что имя Сергея Фёдоровича Антонова вам достаточно хорошо известно с ранних школьных лет. А его детские рассказы не оставили вас равнодушными.
2. Сообщение темы и целей
Сегодня мы продолжим наше знакомство с творчеством Сергея Фёдоровича Антонова, человека, писателя и гражданина своей Родины.
3. Сообщение ученика об Антонове С.Ф.
Сергей Фёдорович Антонов родился 16 августа 1917 года в селе Мокрое Калужской области в крестьянской семье и очень гордился ею.
Отец Сергея Фёдоровича, окончив школу и получив звание учителя грамоты, был служащим созданного в селе кооперативного товарищества. Он был книгочеем, знал много стихов, пробовал сочинять сам. В Карачев Антоновы переехали, когда почувствовали опасность, что трудолюбивой семье угрожает раскулачивание.
Здесь Серёжа Антонов пошёл в школу. Он рано научился читать и читал запоем, выписывал многие книги из Москвы (а ведь это была крестьянская семья!)
Не каждый может похвастаться, что у него в 10 лет был собственный экслибрис.
4. Словарная работа
Эксли́брис (лат. ex libris - «из книг») - книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац. Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.
Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой).
Сергей Фёдорович Антонов вспоминал: «Я получил экслибрис в подарок от отца: печатку с изображением кленового листка и надписью по нему: «Из библиотеки С.Ф. Антонова». Не Серёжи, что более подходило бы по возрасту, а именно «С.Ф.»! К сожалению, она не сохранилась, и лишь на двух или трёх книгах, случайно уцелевших, остался их оттиск».
5. Сообщение ученика
В 1937 году Сергей Фёдорович Антонов поступил на литературный факультет Московского государственного педагогического института, но вскоре понял, что не педагогика его призвание, и когда в 1939 году был объявлен набор в только что организованный ВГИК, поступил на сценарный факультет.
Учение во ВГИКе прервала война. Вместе с товарищами и преподавателями он вступил добровольцем в народное ополчение Ростокинского района Москвы. Был рядовым миномётного взвода.
После окончания института Сергей Фёдорович Антонов работал в ЦК ВЛКСМ инструктором по вопросам кино. В эти годы началась активная творческая деятельность – он писал пьесы, статьи, сценарии, рассказы.
Затем он работал главным редактором сценарного отдела, членом редакционно-сценарной коллегии Главного управления по производству художественных фильмов Государственного комитета по кинематографии.
Печататься Сергей Фёдорович Антонов начал в 1943 году в газете «Раздавим фашистскую гадину», которая издавалась тогда для партизан. В ней он публиковал фельетоны и короткие рассказы.
Всего С.Ф. Антоновым было написано более 20 книг.
6. Представление выставки книг (ученик)
III. Тема памяти в произведениях С.Ф. Антонова
1. Слово учителя
9 мая 2020 года мы будем отмечать 75 годовщину Великой Победы. Но сколько бы лет ни прошло, мы должны помнить о событиях Великой Отечественной войны, чтобы такое больше никогда не повторилось.
Вот и для Сергея Фёдоровича Антонова тема Памяти была наиболее важной. Жила в нём боль о потере памяти к своим собственным истокам: забывались имена людей, служивших Отчизне самоотверженным трудом, уничтожались памятники истории Родины, сносились уникальные здания, свидетели исторических событий прошлого.
2. Представление книги «Праотцы наши и старшие»
В книге «Праотцы наши и старшие» нельзя не почувствовать боль автора о потере памяти. В ней помещены рассказы и заметки о памятных местах, о книгах, о знаменитых людях.
Первая часть «По зову сердца…» рассказывает о Несторе-летописце, о наших известных земляках (если считать, что Карачев входил в Орловскую губернию) И.С.Тургеневе, Л.Андрееве… Приятно встретить в книге и родное название Карачев. Оказывается, история нашего родного города интересовала Сергея Фёдоровича Антонова.
Открывает книгу рассказ С.Ф. Антонова «Долг памяти», в котором писатель рассказывает о том, как в 1943 году он приехал в командировку в недавно освобождённый Карачев.
До войны наш Карачев был уютным, утопающим в зелени городком, а в 1943 писатель видел пустыню. Немцы стёрли его с лица земли: «…он виден насквозь: только трубы и холмы кирпичей, между которыми уходит вдаль фронтовая дорога».
А перед въездом в город со стороны Орла стоял столб с надписью: «Боец! Это – город Карачев. Запомни и отомсти!»
Вид города заставил автора вспомнить историю родного города: пожары в 1611 и 1614 годах, чуму, набеги крымских татар. Узнал он, что в Карачеве были Пётр I, И.С.Тургенев, Д.И.Фонвизин…
И сразу стало понятно, что немцы старались не только уничтожить материальные ценности, но и хотели выжечь у людей память о прошлом. И если бы это удалось, удалось бы покорить и народ. И не было бы России… Ведь духовное богатство человека находится в прямой зависимости от того, сколько нитей связывает его с культурой прошлого и настоящего.
Затем Сергей Фёдорович Антонов рассказывает о своей второй поездке почти через 25 лет. Город покорил писателя тем, как он помнит о своём прошлом: это и Крымский вал, и Бережанская церковь, и краеведческий музей, созданный Львом Дмитриевичем Передельским, и его книга «Карачев. Историко-экономический очерк».
Карачевцы изучали историю города. Что руководило ими? Долг памяти.
Долг памяти побудил и Сергея Фёдоровича Антонова взяться за перо и написать книгу об истории нашей культуры.
Написать такую книгу мог человек, отличающийся пытливостью ума, к которому никак не подходит пушкинское «Мы ленивы и нелюбопытны».
Со своим фотоаппаратом Антонов много путешествовал, а когда заболел и не мог уже ездить, ходил по близлежащим улицам и переулкам и делал открытия. Уже тяжело больной, он продолжал работать: из-под его пера выходит книга о сельском враче «Дорога в Берёзовку» (и опять знакомое нам название).
3. Роман С.Ф.Антонова «В городе древнем»
А буквально за два дня до кончины он получил из военного издательства специально для него переплетённый экземпляр своего романа «В городе древнем» о жизни в маленьком русском городке Дебрянске в первые месяцы после освобождения от фашистской оккупации.
Толчком к созданию этой книги послужили впечатления писателя от посещения Карачева в 1943 году, сразу после освобождения. И снова звучит тема памяти.
Не случайно автор даёт название книге «В городе древнем». Именно сюда, в древний город Дебрянск, в свой родной город приезжает фронтовик Михаил Степанов, главный герой романа.
Каждый из нас узнаёт в Дебрянске по многим признакам наш родной Карачев: это и улица Советская, ведущая от вокзала к парку и дальше к реке Снежети (в книге она названа Снежедью), и расположение существовавших и разрушенных войной зданий: педтехникум по улице Тургенева, размещавшийся в доме купца Шестакова, красный магазин (наш универмаг), на втором этаже которого был ресторан, и названия церквей и окрестных деревень (Орасово – Юрасово, Бережок).
4. Беседа по вопросам
- Каким видит Степанов свой родной город?
- Какое чувство испытывает главный герой?
- В каких условиях живут люди?
- Что пришлось пережить им в годы оккупации?
- Почему жители всё-таки возвращаются «в пустыню»? могли бы они устроиться где-то благополучнее?
- Как вы думаете, почему автор особое внимание уделяет описанию детей?
- Что, по мнению Степанова, помогло побороть разруху?
- Каким он представляет себе город через годы?
- Какое строительство ведётся в городе?
- Как люди готовились к открытию школы?
- Как живётся первым ученикам школы?
- О чём говорит Степанов своим ученикам на первом уроке?
- Что нового вы узнали о славном прошлом нашего города?
5. Заключительное слово
Тема Памяти настойчиво звучит на страницах романа «В городе древнем». Чем дальше во времени мы будем уходить от войны, чем лучше и счастливее жить, тем ценнее будет каждая «мелочь» и подробность, связанные с военным лихолетьем.
Ну а мы должны помнить о тех людях, кто прославил наш город. Мне очень хочется, чтобы в нашем городе появилась улица С.Ф.Антонова, писателя, человека, влюблённого в Карачев и заставившего нас по-новому посмотреть на наш родной город.
IV. На дом:
Написать сочинение-миниатюру «Моя встреча с писателем С.Ф.Антоновым»