Урок по окружающему миру «Когда жили динозавры?» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 26 January 2017
 

Тема: «Когда жили динозавры?».

Тип урока: изучение нового.

Цели обучающие: 1) формировать представление о далёком

прошлом Земли;

2) учить находить связь между строением

животного и его образом жизни;

3) в элементарной форме познакомить с

методами изучения вымерших животных. Цели развивающие: 1) развивать творческие способности;

2) совершенствовать навыки работы с

интерактивной доской.

Цели воспитательные: 1) через групповую работу воспитывать

умение прислушиваться к мнению

товарища, формировать правила

дружной работы;

2) прививать любовь и уважение к

прошлому.

Методы обучения: проблемно-поисковый и творческий (задания проблемного характера, различные групповые формы работы, исследования).

Структура урока: организационный момент, повторение пройденного, сообщение темы урока, работа по теме урока, итог урока.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 1 класс», лист-конспект, презентация, книги для выставки, тексты для работы в группах [3], конверты с «пищей» динозавров [4], клей [3], пластилиновые заготовки динозавров [4] и пластилин, карточка для описания динозавра [4], номерки для определения группы [14], диск с голосами птиц, набор иллюстраций птиц, карточки с загадками про птиц, пятёрки с динозаврами, магнитофон, компьютеры, мультимедийная доска.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Повторение пройденного.

- Вот и пришла весна. А, значит, скоро вернутся птицы, улетавшие от нас на зиму. Они пополнят птичий хор, разбудят природу, принесут в наши дома радость, свет и добро. А что мы знаем о них? Я предлагаю вам разбиться на четыре группы: 1 группа – распознает птиц по голосам, 2 группа – отгадывает загадку, 3 группа – распознает птиц по внешнему виду, а 4 группа – распределяет их на группы – зимующие и перелётные. Между собой группы контактируют по цепочке. А помогать вам будет кроссворд.

Слайд «Кроссворд»

- Что же y нас получилось в итоге? (Проверка задания 4 группы y доски: зимующих птиц прикрепить рядом со снеговиком, перелётных – с солнышком.)

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся очень далеко. Но расстояние y нас длинным будет не по количеству километров, а по количеству лет.

Вспомните, на уроках мы говорили о времени. Время может быть прошлое, настоящее и будущее. Сегодня мы отправимся в прошлое и узнаем, когда жили динозавры.

Слайд «Машина времени»

(во время демонстрации слайда дети закрывают глаза и глубоко дышат – «дыхательная зарядка»)

Работа по теме yрока.

Слайд «Разновидности динозавров»

Рассказ учителя.

Давным–давно – много миллионов лет назад – жизнь на Земле была совсем не такой, как теперь.

Не было тогда ни людей, ни современных нам животных, и растения отличались от тех, которые мы видим сегодня.

Жили в то время на Земле совсем необычные животные – далёкие предки сегодняшних зверей, птиц, рыб. И назывались они «Динозаврами», что в переводе с греческого значит «сильный, страшный, тяжеловесный ящер».

Слайд «ЭОРАПТОР»

Самого древнего динозавра называли ЭОРАПТОРОМ, что означает «первый разбойник». Он жил 230 миллионов лет назад. Это был свирепый хищник, хотя его длина была только 2 метра.

Слайд «СЕЙСМОЗАВР»

Самым же большим динозавром был СЕЙСМОЗАВР, что означает «сотрясатель земли». Длина его была равна 38 метрам, свою голову он мог бы положить на пятиэтажный дом. Весил он около 100 тонн. Столько весят приблизительно 40 слонов. Когда он шёл, земля дрожала. Хоть и страшен был сейсмозавр, питался он только растениями и травой.

Встречались маленькие динозавры, не более петуха.

Беседа.

Как же мы об этом узнали, если людей тогда не было? Об этом нам рассказали ученые. Они узнали и время появления жизни на Земле, и то, как она менялась. Им удалось определить, как выглядели древние животные, как передвигались, чем питались.

Слайд «Палеонтологический музей»

Знакомство с понятием «палеонтология».

Существует целая наука – палеонтология – о вымерших растениях и животных. В Москве есть палеонтологический музей, где собрано много интересных экспонатов, рассказывающих об исчезнувших видах животных и растений.

4. Пальчиковая гимнастика.

Давайте и мы с вами попробуем себя в роли ученого -исследователя и соберём свой палеонтологический музей. Нам понадобятся не только дополнительная информация, которую мы возьмём из энциклопедии, но и наблюдательность и сообразительность. Всё мы будем заносить в таблицу на листе – конспекте. Но чтобы наши записи были понятны потомкам писать надо ровно, четко, разборчиво. Подготовить наши пальчики к работе поможет гимнастика.

Слайд «Танцующий карандаш»

Итак, начинаем.

1 упражнение «Каток». Положите карандаш на стол. Сверху накройте его ладошкой ведущей руки. Катает карандаш по столу, как это делает машина при укладке асфальта, или мама при раскатывании теста. Повторить 3 – 5 раз.

2 упражнение «Качели». Зажмите карандаш горизонтально между средним и безымянным пальцами ведущей руки снизу и указательным и мизинцем сверху. Выполняйте качательные движения путем попеременного нажима на карандаш то мизинца, то указательного пальца. Повторить 5 – 7 раз.

3 упражнение «Шуруп». Зажмите карандаш вертикально между большим, указательным и средним пальцами ведущей руки. Выполняйте движение вперед-назад, как при закручивании шурупа. Повторить 5 – 7 раз.

Слайд «Лист – конспект»

5. Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 78. Слева изображён «Брахиозавр», но часто его называют БРОНТОЗАВРОМ.

- Что сразу бросается в глаза? (Длинная шея, мощное тело.)

- Что вы можете сказать о его размерах? (Большой)

- Он не был самым крупным животным, хотя и достигал солидных размеров: имел около 18 – 25 метров в длину и весил примерно 25 – 35 тонн.

- Как вы думаете, чем он питался растениями или мясом? Определить это нам поможет задание на странице 79. Посмотрите на зубы этих двух динозавров. Сделайте вывод. (Более крупные зубы и y хищников и более мелкие y травоядных.)

- Какие зубы y бронтозавра? (Мелкие, значит он травоядный).

- Действительно, бронтозавр был травоядным, об этом говорит и его длинная шея. Благодаря ей он мог доставать листву с высоких деревьев.

- Травоядные динозавры паслись небольшими стадами. На них охотились хищные ящеры.

Слайд «Лист-конспект заполняется»

6. Составление конспекта.

- А в нашем музее появляется первый «житель». (Учитель помещает первого динозавра в «клетку»).

- Остальные «вольеры» предстоит заполнить вам. Вам предстоит разбиться на четыре группы и занять место с вашим номером. (Y детей на столах номерки от 1 до 4, на столах такие же номерки. Дети рассаживаются по группам.)

7. Групповая работа.

- Каждая группа, кроме 4, имеет одинаковый набор предметов, необходимых для работы и описание динозавра. Руководитель группы имеет красный номер. Определите, кто в вашей группе будет «скульптором» (y него коричневый номер), «главным по питанию» (зелёный номер), «главный по описанию» (синий номер). Руководитель читает текст, а каждый выбирает для себя информацию, необходимую для его работы. Скульпторы – дополняют «заготовку» недостающими элементами (информация коричневая); «главные по питанию» - наклеивают на лист то, чем питается ваш динозавр (информация зелёная); «главный по описанию» заполняют карточку (информация синяя). По завершении работы руководитель группы защищает свой проект и заполняет пустой «вольер». Приступайте к работе.

Слайд «Компсогнат в точках»

- Группа номер 4, соединив точки по порядку, не отрывая руки, познакомит нас с самыми маленькими хищниками – КОМПСОГНАТАМИ. Они были длиной около 75 см, размером с небольшую собаку. Питались они насекомыми и мелкими ящерицами. Yмели очень быстро бегать, что помогало им спасаться от крупных хищников и успешно охотиться.

Слайд «Компсогнат»

Слайды «Тираннозавр – зарядка для глаз - Стегозавр»

(Приглашаются к доске руководители группы, которые защищают проекты.)

Итог yрока.

Слайд «Машина времени»

(во время демонстрации слайда дети кружатся, качаются, подпрыгивают, демонстрируя невесомость – «двигательная зарядка»)

- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие во времени.

- Прочитаем ещё раз названия динозавров, о которых шла речь на уроке. Когда они жили? Какие были динозавры по способу питания? Выполните задание на листе-конспекте до конца.

- Рассмотрите рисунок на странице 79, где Муравьишка представляет охоту на динозавров. Могло ли так быть на самом деле?

- Прочитайте вывод.

- Откуда люди узнали о динозаврах?

- Кому понравилось быть палеонтологом?

- Кто, по-вашему, был лучшим?

Слайд «Я знаю… Я умею… Я - Закончите фразу. «Я знаю…» «Я умею…» «Я могу…»

Конец формы

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.