Урок-презентация алгебры в 7 классе «Координатная плоскость»
Пояснительная записка к презентации
III Всероссийский конкурс для учителей математики на лучшую методическую разработку «Урок-презентация» |
Автор: Колесова Жанна Валерьевна
ОУ: МОУ «Школа № 2 р. п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области им. Героя Советского Союза М. С. Бочкарева»
Предмет: математика
Класс: 7
Тема: КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ
УМК А. Г. Мордкович
Тип урока: открытие новых знаний
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности) Актуализация знаний. Цели: - проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Устная работа |
Подготовка учащихся к уроку. Выполняют устную работу всем классом |
Организует Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Отвечают на вопросы учителя |
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь и улыбнитесь нашим гостям. Садитесь. Наш сегодняшний урок пройдет под девизом: СЛАЙД 1 С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке? (Координатная прямая) Дайте определение координатной прямой. СЛАЙД 2 (Координатной прямой называется прямая, на которой выбраны начало отсчета, единичный отрезок и указано положительное направление) - Как называются числа, соответствующие точкам на координатной прямой? (координатами) - Определите координаты следующих точек: - Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?....(Чтобы человека было легко найти) - О каких именно координатах идет речь? Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, е-mail. - Суть координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта. Системы координат окружают нас повсюду: Чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место; СЛАЙД 3 Система географических координат (широта - параллели и долгота – меридианы); СЛАЙД 4 - 5
Те, кто из вас играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой: СЛАЙД 6 С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов; СЛАЙД 7 Применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы; СЛАЙД 8 - Подведем итог: Достаточно ли было одной координаты в приведенных примерах? (Нет) - Сколько координат необходимо было задать? ( минимум 2) - Можно ли точку на координатной прямой задать двумя координатами? (Нет) Очевидно требуется какой-то другой математический объект, чтобы задать положение данной точки. |
Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Формулирование темы урока, постановка цели) Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы Работа в парах |
Определяют и выдвигают предложения о теме урока. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Озвучивает цель задания. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на формирование темы урока и целей урока Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. |
- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Учащиеся пытаются сформулировать тему, учитель подводит к теме с помощью наводящих вопросов) Итак. Тема сегодняшнего урока «КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ» СЛАЙД 9 - Какие цели мы поставим перед собой? Учащиеся формулируют цели: СЛАЙД 10 Выяснить что такое КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ; Научиться определять координаты точки; Научиться определять положение точки на плоскости по ее координатам; |
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: . целеполагание |
III. Открытие новых знаний Цели:-выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией |
Учащиеся приводят примеры |
Формулирует задание Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Ученикам предлагается привести пример из жизни, когда может использоваться прикидка результатов действий |
Итак давайте же выясним что же такое координатная плоскость? Каково будет ваше мнение по этому вопросу? Любую ли плоскость можно назвать координатной? СЛАЙД 11 (Нужно провести две взаимно перпендикулярные прямые) . СЛАЙД 12 Очевидно, недостаточно провести две перпендикулярные прямые. Давайте уточним, провести нужно что? СЛАЙД 13 (Провести две взаимно перпендикулярные координатные прямые) Говорят, что мы построили в плоскости систему координат. - Теперь мы имеем право назвать нашу плоскость координатной? Да - Сформулируйте определение координатной плоскости. СЛАЙД 14 - Вспомним основные элементы системы координат СЛАЙД 15 (начало отсчета, положительное направление указывается стрелкой, координатные углы – прямые) Прямоугольная система координат, состоящая из двух взаимно перпендикулярных осей с общим началом, изобретена в XVI в. Знаменитым французским математиком Рене Декартом. СЛАЙД 16 ЗАПИШИТЕ ЕГО ИМЯ И ГОДЫ ЖИЗНИ С боле подробной биографией Р. Декарта мы познакомимся на следующий урок (один из учащихся готовит презентацию о Р. Декарте) - Как определить положение точки на координатной плоскости? ЗАДАТЬ ЕЕ КООРДИНАТЫ - Как называются числа, которые задают положение точки на координатной плоскости? СЛАЙД 17-18 - вспомним как определить координаты точки. СЛАЙД 19 - Как записываются координаты точки? (На первом месте всегда записывается абсцисса, а на втором месте – ордината) |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. . Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий |
IV. Закрепление нового Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Отвечают на поставленные вопросы |
Задаёт контролирующие вопросы |
Работа по определению координат точек с помощью программы Geo-Gebra. (Один из учащихся записывает координаты точек на доске) Какую закономерность вы заметили? (Точки, которые лежат на оси х имеют координаты вида (х; 0), точки, которые лежат на оси у имеют координаты вида (0; у) СЛАЙД 21 |
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
V. Работа в группах Цели:-. Составление плана работы группы |
Разбиваются в группы. Ставят цели, формулируют (уточняют) план работы Ставят цели, формулируют (уточняют) способы выполнения работы |
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Организует: проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; |
Некоторые точки на координатной плоскости обладают определенной особенностью, а вот что это за особенности вам предстоит выяснить самостоятельно в групповой работе. Выберите эксперта в каждой группе. Повторить правила работы в группе СЛАЙД 22 Работа с учебником 1 группа - № 6.9 2 группа – № 6.10 По результатам выполненной работы ЭКСПЕРТЫ выходят к экрану и делают вывод о том, что точки, которые имеют одинаковую первую или вторую координату, располагаются на одной прямой Аналитически эти прямые задаются уравнениями: у = а (прямая параллельная оси Ox) x = a (прямая, параллельная оси Оу) СЛАЙД 23-24 |
|
Контролирующее задание Работа в парах Цель: -осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний . |
Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. |
Контролирует выполнение работы. Организует: проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся |
Вы уже знаете из курса математики 6 класса и курса информатики 5 класса, что в прямоугольной системе координат можно не только располагать отдельные точки, но создавать рисунки СЛАЙД 25 Работа в парах за компьютером в программе Geo-Gebra В результате верного выполнения работы получится рисунок |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: личност-ное, профессиональное, жизненное самоопре-деление и построение жизненных планов во временной перспективе. |
VII. Подведение итогов урока и рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним какие цели мы ставили в начале урока и выясним, удалось ли нам их реализовать СЛАЙД 27 Притча. СЛАЙД 28. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» - Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. - Кто работал как первый человек? - Кто работал добросовестно? - Кто принимал участие в «строительстве храма»? В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели: СЛАЙД 29 Сегодня на уроке я научился: Мне было интересно… Мне было трудно: Я понял, что: Больше всего мне понравилось (не понравилось): Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что… |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
|
Записывают дом. задание |
Разъясняет дом. задание |
Дом задание СЛАЙД 30 |
mix.oksana