12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колесова Жанна Валерьевна60
Россия, Саратовская обл., р. п. Новые Бурасы
5

Урок-презентация алгебры в 7 классе «Координатная плоскость»



III Всероссийский конкурс для учителей математики на лучшую методическую разработку

«Урок-презентация»

Автор: Колесова Жанна Валерьевна

ОУ: МОУ «Школа № 2 р. п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области им. Героя Советского Союза М. С. Бочкарева»

Предмет: математика

Класс: 7

Тема: КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ

УМК А. Г. Мордкович

Тип урока: открытие новых знаний

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности) Актуализация знаний.

Цели: - проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Устная работа

Подготовка учащихся к уроку.

Выполняют устную работу всем классом

Организует

Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Отвечают на вопросы учителя

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь и улыбнитесь нашим гостям.

Садитесь.

Наш сегодняшний урок пройдет под девизом: СЛАЙД 1

С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке? (Координатная прямая)

Дайте определение координатной прямой. СЛАЙД 2

(Координатной прямой называется прямая, на которой выбраны начало отсчета, единичный отрезок и указано положительное направление)

- Как называются числа, соответствующие точкам на координатной прямой?

(координатами)

- Определите координаты следующих точек:

- Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?....(Чтобы человека было легко найти)

- О каких именно координатах идет речь?

Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, е-mail.

- Суть координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.

Системы координат окружают нас повсюду:

Чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место; СЛАЙД 3

Система географических координат (широта - параллели и долгота – меридианы); СЛАЙД 4 - 5


 

Те, кто из вас играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой: СЛАЙД 6

С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов; СЛАЙД 7

Применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы; СЛАЙД 8

- Подведем итог: Достаточно ли было одной координаты в приведенных примерах? (Нет)

- Сколько координат необходимо было задать?

( минимум 2)

- Можно ли точку на координатной прямой задать двумя координатами? (Нет)

Очевидно требуется какой-то другой математический объект, чтобы задать положение данной точки.

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Формулирование темы урока, постановка цели)

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Работа в парах

Определяют и выдвигают предложения о теме урока.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает цель задания.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на формирование темы урока и целей урока

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Учащиеся пытаются сформулировать тему, учитель подводит к теме с помощью наводящих вопросов)

Итак. Тема сегодняшнего урока «КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ» СЛАЙД 9

- Какие цели мы поставим перед собой?

Учащиеся формулируют цели: СЛАЙД 10

Выяснить что такое КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ;

Научиться определять координаты точки;

Научиться определять положение точки на плоскости по ее координатам;

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: . целеполагание

III. Открытие новых знаний

Цели:-выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Учащиеся приводят примеры

Формулирует задание

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается привести пример из жизни, когда может использоваться прикидка результатов действий

Итак давайте же выясним что же такое координатная плоскость? Каково будет ваше мнение по этому вопросу? Любую ли плоскость можно назвать координатной? СЛАЙД 11

(Нужно провести две взаимно перпендикулярные прямые)

. СЛАЙД 12

Очевидно, недостаточно провести две перпендикулярные прямые. Давайте уточним, провести нужно что?

СЛАЙД 13

(Провести две взаимно перпендикулярные координатные прямые)

Говорят, что мы построили в плоскости систему координат.

- Теперь мы имеем право назвать нашу плоскость координатной? Да

- Сформулируйте определение координатной плоскости. СЛАЙД 14

- Вспомним основные элементы системы координат СЛАЙД 15 (начало отсчета, положительное направление указывается стрелкой, координатные углы – прямые)

Прямоугольная система координат, состоящая из двух взаимно перпендикулярных осей с общим началом, изобретена в XVI в. Знаменитым французским математиком Рене Декартом. СЛАЙД 16

ЗАПИШИТЕ ЕГО ИМЯ И ГОДЫ ЖИЗНИ

С боле подробной биографией Р. Декарта мы познакомимся на следующий урок (один из учащихся готовит презентацию о Р. Декарте)

- Как определить положение точки на координатной плоскости? ЗАДАТЬ ЕЕ КООРДИНАТЫ

- Как называются числа, которые задают положение точки на координатной плоскости? СЛАЙД 17-18

- вспомним как определить координаты точки. СЛАЙД 19

- Как записываются координаты точки? (На первом месте всегда записывается абсцисса, а на втором месте – ордината)

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

IV. Закрепление нового

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Отвечают на поставленные вопросы

Задаёт контролирующие вопросы

Работа по определению координат точек с помощью программы Geo-Gebra. (Один из учащихся записывает координаты точек на доске)

Какую закономерность вы заметили? (Точки, которые лежат на оси х имеют координаты вида (х; 0), точки, которые лежат на оси у имеют координаты вида (0; у) СЛАЙД 21

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа

действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

V. Работа в группах

Цели:-. Составление плана работы группы

Разбиваются в группы.

Ставят цели, формулируют (уточняют) план работы

Ставят цели, формулируют (уточняют) способы выполнения работы

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Организует: проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения;

Некоторые точки на координатной плоскости обладают определенной особенностью, а вот что это за особенности вам предстоит выяснить самостоятельно в групповой работе. Выберите эксперта в каждой группе.

Повторить правила работы в группе СЛАЙД 22

Работа с учебником

1 группа - № 6.9

2 группа – № 6.10

По результатам выполненной работы ЭКСПЕРТЫ выходят к экрану и делают вывод о том, что точки, которые имеют одинаковую первую или вторую координату, располагаются на одной прямой

Аналитически эти прямые задаются уравнениями:

у = а (прямая параллельная оси Ox)

x = a (прямая, параллельная оси Оу) СЛАЙД 23-24

 

Контролирующее задание

Работа в парах

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

.

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

Контролирует выполнение работы.

Организует: проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся

Вы уже знаете из курса математики 6 класса и курса информатики 5 класса, что в прямоугольной системе координат можно не только располагать отдельные точки, но создавать рисунки СЛАЙД 25

Работа в парах за компьютером в программе Geo-Gebra

В результате верного выполнения работы получится рисунок

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: личност-ное, профессиональное, жизненное самоопре-деление и построение жизненных планов во временной перспективе.

VII. Подведение итогов урока и рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

 

Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним какие цели мы ставили в начале урока и выясним, удалось ли нам их реализовать СЛАЙД 27

Притча. СЛАЙД 28.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в «строительстве храма»?

В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели: СЛАЙД 29

Сегодня на уроке я научился:

Мне было интересно…

Мне было трудно:

Я понял, что:

Больше всего мне понравилось (не понравилось):

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

 

Записывают дом. задание

Разъясняет дом. задание

Дом задание СЛАЙД 30

 
 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

mix.oksana, 25.03.17 в 07:48 0Ответить Пожаловаться
Работа очень интересная. Тема сложная, но Жана Валерьевна приводит на каждый наводящий вопрос пример из жизни, что позволяет детям ответить на все поставленные вопросы сравнивая эти ситуации с жизненными ситуациями.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.