Урок-сказка по математике «Деление обыкновенных дробей» (5 класс)
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Красноборская санаторно-лесная школа»
Урок-сказка
по теме
«Деление обыкновенных дробей»
(по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»)
Автор: Строева Лилия Петровна, учитель математики |
2017
Тема урока: «Деление обыкновенных дробей».
Цели урока:
1) Подтверждение выдвинутых гипотез;
2) Убеждение в правильности вариантов поставленной задачи;
3) Повторение изученного материала с созданием ситуации успеха;
4) Вовлечение детей в конкретную деятельность по решению УЗ;
5) Придать яркую, эмоциональную окраску изучаемому материалу;
6) Развитие мышления;
7) Привитие интереса к предмету;
Тип урока. Урок закрепления знаний.
Методы. Словесные, наглядные, практические.
ЗУ. Знать правило деления обыкновенных дробей, уметь применять его при делении чисел, записанных в виде дробей.
Характеристика деятельности обучающегося. Вычислять значения числовых выражений, содержащих дроби. Применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений.
УУД. Целеполагание(П); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П); контроль, коррекция, оценка(Р); самооценка на основе критерия успешности(Л).
Оборудование.Карточки для устных и письменных заданий, плакаты с изображением печи, яблони и молочной реки в кисельных берегах.
Ход урока
Ребята! Над какой темой мы работаем? (Дети отвечают). А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Дети предлагают различные варианты, связанные с вычислениями значений числовых выражений, содержащих дроби).Да . Но сегодня будет необычный урок математики. На нем все обучающиеся класса отправятся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси – лебеди».
Помните, гуси – лебеди унесли братца. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки. Но прежде чем помочь девочке, ее просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. А нас много и мы поможем ей. Вы согласны?(Дети ,конечно,соглашаются). Начинаем.
-Бросилась девочка догонять гусей – лебедей. Бежала, бежала, увидела – печь стоит.
-Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
Печка ей в ответ:
-Выполни мои задания – скажу.
-Некогда мне, я спешу.
Давайте, ребята, поможем девочке, чтобы печка на нее не рассердилась. Переверните карточки и выполните задания.
Найдите число, обратное данному:
; ; ; 20; ; 3; .
Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.
-Яблоня, яблоня, скажи куда гуси – лебеди полетели?
-Скажу, но вначале
2) обрати десятичные дроби в обыкновенные и найди им обратные числа:
0,1; 0,2; 0,03; 1,4; 4,5.
-Мне некогда, я очень тороплюсь – ответила девочка и побежала дальше.
А вы ребята, сможете помочь девочке?
Обучающиеся выполняют задание.
Бежит девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?
3) Вычисли – скажу.
а) ; б) ; в) ; г)
- Боюсь не успею я, - ответила девочка и побежала дальше.
А вы сможете, ребята, выполнить это задание?
Долго девочка бегала по полям, по лесам. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. В избушке баба – яга прядет кудель, а на лавочке сидит братец. Помогла девочке мышка. Взяла она братца и побежала. А баба – яга отправила гусей – лебедей в погоню. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси – лебеди.
-Речка, матушка, спрячь меня!
4) Вычисли – спрячу.
а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
Девочка ответила (класс следит за правильностью ответов) и река укрыла ее с братцем под кисельным бережком. Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси – лебеди летят, вот – вот увидят.
--Яблонька, матушка, спрячь меня.
5) Вычисли значение выражения – спрячу.
b : , если b = 0, b = , b =
Быстро выполнила девочка задание. Яблоня заслонила ее ветвями. Не увидели гуси – лебеди, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. А гуси – лебеди догоняют, того гляди братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки.
-Печка, матушка, спрячь меня.
6) Реши уравнение – спрячу.
: х =
Девочка быстро отвечала, а дети помогали ей. Печь ее спрятала. Гуси – лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к бабе – яге. А девочка возвратилась с братцем домой, к родителям.
И я хочу , ребята, похвалить вас за активную помощь, за хорошее знание изучаемого материала( объявляются оценки и комментируются).
Тут и сказке конец, акто девочке помогал – молодец!
Примечание. Все задания заранее были написаны на доске(кроме задания 2), по ходу сказки они открывались. Задания 1 и 2 устно, задания 3 – 6 письменно на доске и в тетрадях. В роли девочки поочередно выступали все девочки класса. При выставлении оценок учитывались знания, внимательность, мышление, сосредоточенность при выполнении устных и письменных заданий.