План-конспект урока литературы «Базаров: "за" и "против"» (10 класс)

3
0
Материал опубликован 18 August 2022

Автор: Чамеева Галина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «СОШ №1» г. Чебоксары.

Предмет: литература.

Тема: ««Базаров: «за» и «против», (заключительный урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Продолжительность: 45 мин.

Класс: 10 класс.

Технологии:

дифференцированного подхода в обучении (при выборе ролей);

проблемного обучения;

информационно – коммуникационные (мультимедийная презентация, видеоролик, использование сети Интернет);

индивидуальной, коллективной и групповой деятельности;

развития исследовательских навыков;

самодиагностики результатов обучения.


Аннотация


Цель урока: дать возможность учащимся через игру показать свое восприятие героя Тургенева и сравнить его с восприятием Базарова литературными критиками.

Задачи урока:

Учебные:

обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания об образе Базарова;

познакомить учащихся с содержанием статей М.Антоновича, Д. Писарева, Н. Страхова.

Развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету;

развивать информационную и коммуникативную компетентности;

развивать критическое мышление, умение выделять наиболее значимый материал;

развивать ораторские и актерские способности, умение общения с аудиторией

развивать навыки работы в команде;

Воспитательные:

воспитывать литературный вкус и любовь к русской классике;

воспитывать чувство долга, ответственности за порученное дело.

Форма проведения урока: ролевая игра - «суд над литературным героем».

Форма организации учащихся: в процессе подготовки и проведения урока – индивидуальная и групповая.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления с элементами получения новых знаний.

Методические приёмы: слово учителя, индивидуальные сообщения учеников, аналитическая беседа, выразительное чтение, инсценирование, компьютерная презентация, демонстрация видеоролика.


Актуальность урока заключается в том, что он воспитывает литературный вкус и любовь к русской классике; учит работать с текстом, развивает информационную и коммуникативную компетентности, критическое мышление, столь необходимое умение общения с аудиторией, навыки работы в команде.

Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, является нетрадиционная форма его проведения – ролевая игра. Игра оригинальна по форме и тем самым включают один из основных мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Кроме этого игра дает возможность рассмотреть изучаемые вопросы с диаметрально противоположных точек зрения (Антонович-Писарев-Страхов-Тургенев). На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся. Сама подготовка к игре приобщает учащихся к чтению критической литературы, поиску и отбору нужной информации в сети Интернета. Подготовка к уроку ведется заранее как мини-проект. Распределяются роли, готовится необходимый материал с учетом психологических особенностей обучающихся. В ходе судебного заседания защита представила в виде доказательств инсценирование сцены романа, выразительное чтение самой трагической сцены произведения, и замечательный видеоролик «Базаров и Одинцова», которые показали сложность натуры героя, живого человека в нём.

Учитель при этом выступил в роли координатора. Игровой урок - суд над литературным героем, предоставляет для учащихся широкие возможности для самовыражения, с помощью игры создаётся высокая мотивация. Игра позволяет ребятам сымитировать реальную ситуацию, пережить её на эмоциональном уровне, позитивно влияет на межличностное общение подростков. В игру был включён весь класс, каждый соблюдал общие правила и не выпадал из команды, проявив как бойцовские качества, так и актёрское мастерство при исполнении заданной роли. Данный урок-игра также дал возможность максимально использовать умственные способности, раскрыть духовный багаж, побуждала всех и каждого откликаться как на успех, так и на неудачу, совместно двигаться к поставленной цели.

На данном уроке роль судьи исполнил учитель, это дало возможность дирижировать процессом, строго следить за его ходом, за корректностью выступающих, поддерживать ход заседания вопросами, которые учили детей анализировать материал, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Уроку предшествовала большая подготовительная работа, хотя на данный тип урока учитель класс нацеливает ещё на начальном этапе изучения романа «Отцы и дети». Роли Базарова, Одинцовой, Кирсановых, Антоновича, Писарева, Страхова, Тургенева, секретаря суда, присяжных заседателей учащиеся выбирают, по возможности, самостоятельно, ориентируясь на свои убеждения, желания и отношение к поставленной проблеме. Желание ученика, такт и совет учителя позволят наилучшим образом справиться с задачей рационального распределения ролей. На протяжении всех уроков по роману Тургенева учитель ведет команду к итоговой игре: помогает обратить внимание на авторский замысел при написании романа, на способы его реализации, на поступки героев и их мотивы, на психологизм романа и т.д. На этом этапе участников будущего процесса объединились в три группы: обвинение, защита, независимые эксперты – присяжные заседатели. Таким образом, идёт постоянное взаимодействие не только педагога и обучающихся, но и обучающихся друг с другом. На «суде» обязательным условием было цитирование текста произведения, привлечение альтернативных источников — критических статей, рецензий и дневника автора. Статьи, рассматриваемые на уроке, довольно объёмные, поэтому ученики получают задания обратить внимание на наиболее важные части этих работ.

Урок-суд позволяет реализовать сразу несколько целей: повторить, обобщить или проанализировать учебный материал; формировать культуру спора;развивать логическое мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах; выявить творческий потенциал учащихся, способствовать его развитию; совершенствовать умение анализировать информацию; воспитывать нравственные, этические и эстетические ценности. На таком уроке реализуется один из главнейших принципов современного образования: формирование положительной мотивации к обучению, интереса.

Таким образом, «Суд над литературным героем» является прекрасной формой для изучения многих произведений в старших классах, он учитывает возрастные особенности подростков, помогает им становиться более самостоятельными в своих суждениях, учит выражать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать. Такие уроки - колоссальная мотивация для чтения и изучения литературных произведений и критической литературы.

Урок сопровождается презентациией в Рower Poit (демонстрируются подготовленные учениками и учителем справочный материал, портреты литературных критиков и т.д.)



План – конспект урока.


Тема: «Базаров: «за» и «против».


(УРОК - СУД ПО РОМАНУ ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»)


1. Звучит мелодия сопровождения передачи «Криминальная Россия» (НТВ).

Секретарь: Суд идёт! Прошу всех встать.

Судья: Прошу садиться. Слушается дело Базарова Евгения Васильевича, который обвиняется в том, что распространяет свои идеи и отрицательно воздействует на формирование мировоззрения молодого поколения уже 150 лет. Кто он, Базаров? Идеальный герой или нравственный калека? Достоин подражания или осуждения?

Виновен ли Базаров в пренебрежительном отношении к старшему поколению, неверии в дружбу, любовь, отрицании искусства, природы как источника наслаждения?

Заслуживает ли обвиняемый снисхождения и понимания?

Можно ли считать Базарова «Асмодеем своего времени»? Нужен ли этот тип литературного героя современному читателю?

- Уважаемый секретарь, прошу представить линию защиты.

Секретарь:

- Сторону защиты сегодня представляют Иван Сергеевич Тургенев, Дмитрий Иванович Писарев, Николай Николаевич Страхов, Аркадий Николаевич Кирсанов.

Сторону обвинения: Антонович Максим Алексеевич, Павел Петрович Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов. Свидетельница- Одинцова А.С. В суд также вызван сам Базаров Евгений Васильевич.

Судья: Итак, заседание объявляется открытым!

Секретарь:

Слово для обвинения предоставляется господину Антоновичу Максиму Алексеевичу .

Секретарь: Антонович Максим Алексеевич, родился 27 апреля 1835 года. Русский литературный критик, публицист, философ. С 1861 постоянный сотрудник «Современника». Его статьи на темы литературы, философии, политики, эстетики носили полемический и остропублицистический характер. В 1862г. в №3 опубликовал статью, посвященную роману Тургенева «Асмодей нашего времени».

Господа присяжные заседатели, фрагменты этой статьи я передаю вам для рассмотрения.

Судья:

1. Когда и какую статью о романе г. Тургенева вы написали?

2. Понравился ли вам роман?

3. Почему он вам не понравился?

4. Как господин Тургенев, по-вашему, относится к своему герою?

5. А как относится Базаров к своему другу?

6. Как в итоге он изображает отцов и детей?

7. Может ли Базаров служить образцом для подражания?


Судья: Спасибо, г. Антонович. Кто, по-вашему, поддерживает вашу позицию,

господин Антонович?

Антонович:

-Думаю, мою позицию подержит персонаж романа Павел Петрович Кирсанов.

Секретарь:

Суд вызывает Кирсанова Павла Петровича.

Судья:


1. Каким было Ваше первое впечатление о Базарове?

2. Почему он начал вас раздражать?

3. О чём вы спорили?

4. Менялось ли ваше отношение к господину Базарову?

5. Какое влияние, по вашему мнению, он оказал на вашего племянника?

Павел Петрович:

- Думаю, с моим мнением согласится и его отец, мой брат Николай Петрович.

Секретарь:

- Суд вызывает Кирсанова Николая Петровича.


Судья:

1. Как произошло ваше знакомство с господином Базаровым?

2. Какое впечатление он на вас произвёл?

3. Какое влияние он оказал на вашего сына?


Судья:

- Думаю, что пора вызвать и самого Аркадия Николаевича.

Секретарь:

Суд вызывает Кирсанова Аркадия Николаевича.


Судья:

1. Как вы познакомились с господином Базаровым?

2. Что привлекло вас в нем?

3. А что вы не смогли в нём принять?

4. Почему произошёл разрыв между вами?

5. В конце романа Вы вполне счастливы, есть ли в вашей жизни место для воспоминаний о вашем друге?


Судья:

Думаю, пора выслушать защитников романа и его главного героя.

Секретарь:

Слово предоставляется свидетелю со стороны защиты Писареву Дмитрию Ивановичу,

1840г. рождения. Русский публицист и литературный критик, революционный демократ. По праву считается «третьим», после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником. Плеханов называл его «одним из самых выдающихся представителей шестидесятых годов».


Судья:

Когда и какую статью о романе Тургенева вы написали?

Секретарь:

- Господа присяжные заседатели, фрагменты этой статьи я передаю вам для рассмотрения.

Судья:


Господин Писарев, согласны ли вы, что роман господина Тургенева не имеет художественной красоты, что он скучен?

2. Как вы относитесь к Базарову?

3. Каково ваше мнение о Базарове?

4. Как ,по-вашему, он относится к другу?

5. А к родителям? Согласны ли вы с Антоновичем в оценке Базарова ?

6. Как вы считаете, могут ли такие люди, как Базаров, быть образцом для подражания?


Судья:

Мнения литературных критиков о романе и господине Базарове разделились. Наверно, самую правдивую информацию о романе и его герое можно будет услышать от создателя романа, господина И.С. Тургенева.

Секретарь: Суд вызывает Тургенева Ивана Сергеевича. Родился 28 октября 1818г. в г. Орёл, русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860). Один из классиков мировой литературы.

Судья:


1. Почему вы решили написать роман о Базарове?

2. Каким вы хотели изобразить вашего героя?

3. Как вы думаете, он получился таким, каким вы его задумывали?

4. Вы согласны с оценкой вашего романа, данной на сегодняшнем судебном заседании литературными критиками?

5. Как вы считаете, нужен ли Базаров молодому поколению?

Тургенев:

На этот вопрос я ответил своим романом.

Судья: Я думаю, настал момент выслушать самого Базарова, может быть, он ответит нам на вопрос: нужен ли он России?


Секретарь: суд вызывает Базарова Е.В.

Судья:

1. На сегодняшнем суде не адвоката. Почему вы отказались от его услуг?

2. Вы утверждаете, что вы – нигилист. Разъясните суду, что это значит?

3. Как вы попали к Кирсановым? С какими намерениями приехали?

4. Кто, по-вашему, вышел победителем в словесной дуэли с Павлом Петровичем?

Судья:


- Мы сейчас вспомним, как это было. И вы сами сделаете вывод, кто вышел победителем.

(инсценирование эпизода «Спор между Базаровым и Кирсановым» )

Судья:

- Господа присяжные заседатели, прошу внимательно слушать данный диалог, чтобы вынести правильное решение.


5. Г. Антонович утверждает, что вы не любите даже своих родителей. Что вы на это скажете?

6. Сегодня ы мы услышали разные оценки вашей дружбы, а затем разрыва с Аркадием. Какова ваша версия?

7. Вы сильный человек?

8. Когда ваша сила воли вам изменила?

8. Нужны ли вы молодому поколению России?

Судья:

Господин Базаров отказывается говорить о своей личной жизни.

Секретарь: Слово просит господин Тургенев.

Тургенев:

Думаю, лучше об этом спросить Одинцову Анну.

Секретарь: суд в качестве свидетеля вызывает Одинцову Анну Сергеевну.

Судья:

1. Как вы познакомились с господином Базаровым?

2. Какое впечатление он на вас произвёл?

3. Из романа мы узнаём, что вы вышли всё-таки замуж. А господин Базаров мог бы быть вашим мужем?

Судья: Госпожа Одинцова и все присутствующие в зале суда, посмотрите фрагмент фильма «Ошибка Базарова». (Демонстрация видеоролика «Одинцова и Базаров»)

А «счастье было так возможно, так близко…»

Судья:

- Господин Базаров, сегодня мы услышали разные трактовки вашего образа в романе. С каким из них вы согласны?

Базаров: (Я во многом согласен с авторами - господами Писаревым и Антоновичем. Но наиболее полно мой образ, пожалуй, раскрыл Н.Н. Страхов.)

Секретарь:

Слово предоставляется: Страхову Николаю Николаевичу. Родился в 1828 году, российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. В 1862г. №4 журнала «Время» опубликовал статью «И. С. Тургенев «Отцы и дети».


Судья:

- Когда и какую статью о романе Тургенева вы написали?

Секретарь: Господа присяжные заседатели, фрагменты этой статьи я передаю вам для рассмотрения.

Судья:


Интересно ли вам было читать роман господина Тургенева?

2. Каким вы увидели господина Базарова?

3. Как вы объясняете базаровское отрицание искусства?

4. Как можно объяснить отношение г .Базарова к другу?

5. Нужен ли этот роман современному читателю?


Страхов:

-Да, нужен. И герой, и роман. Я в качестве доказательства своей правоты прочитаю вам последний абзац этого романа. Разве кого-нибудь он сможет оставить равнодушным? (Выразительное чтение отрывка «Есть небольшое сельское кладбище …»)

Судья,

- Спасибо, я думаю, господа присяжные заседатели при вынесении приговора обязательно учтут ваше доказательство.

Судья: Господа присяжные удаляются для вынесения вердикта.

Судья: Присяжные готовы огласить свой вердикт.

Секретарь: Встать! Суд идет!

Присяжные: Виновен ли Базаров в пренебрежительном отношении к старшему поколению, неверии в дружбу, любовь, отрицании искусства, природы как источника наслаждения?

Да. Виновен. Мы не согласны с базаровским отрицанием всего духовного и прекрасного.

Также у нас вызывает сомнение политическая программа Базарова – все сломать, «место расчистить», а «строить – это уже не наше дело». Так что назвать героя Тургенева идеальным героем нельзя.

Заслуживает ли обвиняемый снисхождения и понимания?

Да. Мы считаем, что Базаров силой своего характера, цельностью личности, трудолюбием, искренностью убеждений, мужеством заслужил уважения и снисхождения читателей.

Можно ли считать Базарова «Асмодеем своего времени»? Нет, нельзя. Мы не можем согласиться с позицией Антоновича, что роман Тургенева – это клевета на новое поколение, а Базаров – циничный злодей и нравственный калека.

Нужен ли этот тип литературного героя современному читателю? Да. Нужен.


Судья: Прошу всех садиться. Итак, суд решил:

- оправдать Евгения Базарова за отсутствием всякого рода преступления;

- признать тип литературного героя нужным современному читателю;

- утвердить «высокое предназначение Базарова и его трагической судьбы для жизни бесконечной»;

- взять на вооружение жизни каждого молодого человека нравственные уроки, преподнесенные Базаровым.

А вот, какие же уроки, давайте определимся с вами вместе.

(Ученики: Самоотречение и самоотдача героя, страстность и убежденность натуры борца, единство слова и дела, искренность, работоспособность, стремление к знаниям, поклонение уму, проявление мужества, сильной воли в трагические минуты жизни).

Судья: Судебное заседание окончено.

Мы услышали сегодня разные точки зрения критиков, ваши мнения, вопросы по поводу главного героя романа Тургенева «Отцы и дети». Надеюсь, Базаров не перестал быть для вас живым и сложным характером, а взгляды Писарева, Антоновича и Страхова помогли вам утвердить свое мнение, выработать собственную позицию.

Ее вы изложите письменно. Вам предлагается 2 вопроса на выбор, на один из них надо ответить.

Рефлексия:

Домашнее задание: написать репортаж из зала суда «Базаров: «за» и «против», либо «Мой ответ критику ….»


Литература:

Жизнь и творчество Тургенева И.С. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М.: Детгиз, 1957.

Крундышев А. О Базарове и базаровщине//Литература в школе. - 1980. - №4.

Тургенев И.С. в воспоминаниях современников. - М.: Правда, 1988.

Тургенев И.С. В русской критике. Сборник статей. - М.: Гослитиздат, 1953.

Тургенев И.С. В школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.


10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации