План-конспект урока литературы «Календарь и календарные праздники» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
II Всероссийский конкурс для учителей на лучшую методическую разработку «Вводный урок»
План-конспект урока.
Тема: Календарь и календарные праздники.
Место работы: МБОУ «СОШ№19» г.Ижевск.
Должность: учитель начальных классов.
Предмет: обучение грамоте.
Класс: 1 класс.
Тема и номер урока в теме: Календарь и календарные праздники. Урок 1вводный..
Базовый учебник: «Букварь», 1 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2016
Цель: познакомить с основными праздниками россиян.
Задачи:
Обучающие:
1. закрепить знания о признаках времён года и количестве месяцев в году.
2. обучение штриховке и обведению по контуру.
3.Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Развивающие:
1. Развитие умения ориентироваться в учебнике;
2.Развитие умения слушать и понимать речь других людей;
Воспитательные:
1. воспитание нравственного чувства,
2. гражданско-патриотическое воспитание
Тип урока: ознакомление с новым знанием.
Формы работы учащихся: Фронтальная работа с использованием индивидуальных компьютеров.
Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, телевизор или интерактивная доска(с выходом в Интернет),
Структура и ход урока:
№ |
Этапы урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
Актуализация знаний |
Работа с учебником. - Какой день был вчера? - Какой праздник отмечают в нашей стране 1сентября. - Был ли у вас вчера дома праздник? Как вы его провели? |
1 сентября День знаний |
2 мин. |
|
2 |
Систематизация знаний: |
Слайд 2. |
1 сентября – это важный, красивый праздник, поэтому каждый человек помнит свой первый школьный день. Но День знаний – это только один из праздников. Какие вы ещё знаете праздники? |
Ответы детей |
1мин. |
День знаний |
Слайд 2.+работа с учебником |
Откройте буквари на с.5. Найдите картинку, на которой изображён праздник «День знаний». Что изобразил художник, почему? |
Ответы детей. |
2 мин. |
|
Герб, флаг России
|
Слайд 3.+работа с учебником
|
- Найдите картинку, на которой изображён флаг нашего государства. Рассмотрите её. - Опишите российский флаг. Очень важно знать расположение полос. Почему? -О чём мы сейчас с вами говорили? - Что нового вы узнали? |
Наш флаг состоит из 3-х полос: белая, синяя, красная. Потому что, если расположить их в другом порядке, получится флаг другого государства |
2 мин. |
|
Штриховка. Слайд 4. |
Работа в прописи. Давайте посмотрим прописи. - Кто догадался, что нарисовано в верхнем левом углу? Кто назовёт ещё раз цвета полос на флаге? Учитель показывает образец флага на слайде4. Дети по образцу выполняют штриховку. Итак, назовите цвета флага РОССИИ? |
с.0 Флаг нашей страны России. Ответы детей
Белый, синий, красный |
3 мин. |
||
Герб, флаг России
Слайд 3 |
Работа с учебником 1.- Вернёмся к букварю. Посмотрите на ту же картинку, с которой мы работали до прописи. Что ещё изображено рядом с флагом. - Какой праздник имел ввиду художник, рисуя флаг и герб России? День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Этот праздник отмечают все люди нашей страны 12 июня. |
Герб
День России День независимости России. |
2 мин. |
||
Про какой праздник можно сказать «весенний праздник»? |
8 марта |
2 мин. |
|||
А какой праздник наступает зимой? - Какие праздники на этой странице проиллюстрировал художник? Сколько их? |
Работа с учебником. |
||||
3 |
Закрепление последовательности месяцев в году. |
Слайд 5 + фронтальная работа с индивидуальными компьютерами. (задание 1)
зимние месяцы(задание 2) весенние месяцы (задание 3) летние месяцы (задание 4) |
Давайте попутешествуем от одного праздника к другому так, как они идут друг за другом в календаре? Начнём с первого праздника. А сколько всего времён года? (Задание 1-учёный на слайде) - Какие признаки зимы изобразил художник, рисуя зимнее дерево? А по каким признакам вы узнали весеннее дерево? - Какое время года изобразил художник на нижнем левом рисунке? Почему вы так считаете? - Какое время года на последнем рисунке? Как вы догадались? - Времена года сменяются друг друга по очереди. За зимой наступает… весна, за весной приходит … лето, за летом… (осень), а за осенью … зима. - Посмотрите, ребята, ничего не напутал наш художник-хитрец? А какой первый зимний месяц? (Январь) Какие зимние месяцы вы ещё знаете?-задание2. - Кто из вас может назвать весенние месяцы? Задание3. - Назовите летние месяцы? Раскрасьте летнюю картинку. - Кто вспомнит названия осенних месяцев? - Сколько всего месяцев в году? Назовите их по порядку- расположите времена года в правильной последовательности- слайд 6. |
Интерактивное задание на сопоставление календарных праздников с временем года, в которые они празднуются. (Задание 1). Индивидуально на компьютерах.
.
Задание 2,3. Фронтальная работа с использованием индивидуальных компьютеров
Задание 4. Игра-раскрашивание. Сентябрь, октябрь, ноябрь. 12 месяцев, дети перечисляют по цепочке . Слайд 6 – по щелчку восстанавливаем порядок. Фронтальная работа с презентацией |
10-15 мин. |
Работа с календарём. |
Слайд 7 + Задание 5. |
Дней в году очень много. Кто знает, сколько? -Где мы можем посмотреть, какой сегодня день? - Календари бывают разные, наш календарь ещё называют численник. - Для чего он существует? О чём рассказывает? - Как вы думаете, почему он пустой? |
Ответ детей мы можем посмотреть по календарю. Задание 5. Фронтальная работа с использованием индивидуальных компьютеров. Предположения детей. |
2 мин. |
|
Возврат к слайду 2 |
А ещё есть и другие праздники, личные, о которых знают только близкие люди. О каком празднике я говорю? - Кто может назвать свой день рождения? - Почему это полезно знать? |
1 мин |
|||
4 |
Домашнее задание |
Слайд 8 |
- В календаре, который нарисовал художник, остался один незаполненный лист. Нарисуйте время года, когда вы отмечаете свой день рождения. |
1мин |
|
5 |
Итоги урока |
Слайд 9 |
Подведем итоги урока. О чём мы говорили сегодня ? - Что нового узнали? - Что для вас уже было известно? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать? - Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? |
2 мин. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель …) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Календарные праздники |
Интерактивное задание |
flash |
|
2 |
Зима. Зимние месяцы. |
Презентация |
flash |
|
3 |
Весна. Весенние месяцы |
Интерактивное задание |
flash |
|
4 |
Лето. Летние месяцы |
Интерактивное задание |
flash |
|
5. |
Календарь-человечек |
Презентация |
flash |
МБОУ "СОШ №19" Вахрина Мария Ивановна