12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кудрявцева Г.И.36
Учитель высшей категории Муниципальной общеобразовательной организации " Харцызская средняя школа №5" , стаж работы 40 лет.
Украина, Донецкая Народная Республика, Г.Харцызск

Тема урока: Повторение. Работа с величинами.

Порядок действий в выражениях.

Цель: Способствовать развитию умений применять вычислительные навыки, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, осуществлять перевод одних единиц измерения в другие, решать текстовые задачи, находить периметр фигуры; воспитывать интерес к проблемам экологии.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся применять вычислительные навыки, составлять равенства и неравенства из данных выражений, переводить одни единицы измерения в другие, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, находить периметр фигуры, использовать чертежные инструменты для построения геометрических фигур.

Метапредметные (критерии сформированной /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): овладеть способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осуществлять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Тип урока: Урок – турне. Проверка и закрепление знаний.

Методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование: телевизор, информационные карты по теме «Величины», индивидуальные карточки, изображения египетских пирамид, сфинкса, таблица классов и разрядов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Целеполагание.

Мы будем думать,

А также считать,

Задачи решать,

Свой ум развивать!

Сегодня на уроке мы будем совершенствовать умения решать примеры, уравнения, работать с величинами, но у нас необычный урок, а урок - турне.

- Кто из вас знает, что значит турне? (ответы детей).

Вот и начинается наше необычное путешествие по Египту. Необычное , т.к. проходит на уроке математики. Мир обязан многим этой удивительной и загадочной стране. Древние египтяне первыми определили прямой угол, прямоугольник, квадрат, окружность – и так основали геометрию (показать на карте, слайд с изображением Египта).

II. Актуализация опорных знаний.

1. Повторение классов и разрядов многозначных чисел.

- Подумайте, знали ли египтяне многозначные числа?

- Да. Пользовались они не десятичной системой, а другой системой счисления, и называли числа по–другому. А мы знаем, что в пределах шестизначных чисел есть такие классы…

Класс единиц. Имеет разряды…

Класс тысяч. Имеет разряды…

- Какой следующий класс? ...

2. Минутка каллиграфии.

В Древнем Египте в школах обучали чтению и письму только мальчиков, и обучение длилось 12 лет. Вместо 33 букв, как в нашем алфавите, они изучали 700 знаков-иероглифов. Бумагу, на которой они писали, делали из тростника.(показ слайда 1).

Перед вами лежат карточки. Давайте красиво пропишем наибольшее число из записанных на карточке цифр (13345).

- Сколько в нем десятков? Сколько тысяч? Десятков тысяч?

II. Работа над темой урока.

1. Работа в группах (карточки)

- Соедините в порядке возрастания числа, в которых отсутствуют десятки 1-го класса, и получите фигуру.

Прямая соединительная линия 15Прямая соединительная линия 16Прямая соединительная линия 18Овал 21Овал 2913345 503

Овал 32Овал 28 13306 437

Прямая соединительная линия 19Овал 20Овал 22Овал 27 12306 607 305

Овал 23Овал 30 635

12336

Прямая соединительная линия 17Овал 24Овал 25Овал 26 1107 109 201

- Что вам напоминает эта фигура?

- Правильно, египетскую пирамиду. Эти всемирно известные пирамиды не боятся времени – они являются одним из семи чудес света.(слайд №2).

Египетские жрецы были астрономами, т.е. вели наблюдения за звездами. Одна из этих звезд – перед нами. Но чтобы подробнее узнать о ней, нужно выполнить задание.

2. Устный счет. Работа в паре.

- Вычислите удобным способом. Найдите сумму.

4-конечная звезда 33

170 160

110

1

140 120

130

180 190

( 140 + 160) + ( 130 + 170 ) + (120 + 180 ) + (110 + 190) = 1200

- Почему так удобно складывать?

- Какое свойство применяли? (вывод)

3. Физкультминутка.

4. Нахождение неизвестного слагаемого, делителя.

37: 5 66: 8 85: 9 56: 9

- Для чего нужно уметь решать такие примеры? (Чтобы выполнять письменное деление)

360018: 9 280210: 7 48846: 2

(х – 480): 6 + 2030 = 2100

- Назовите компоненты этого уравнения.

- Как найти 1-е слагаемое? Делитель? Уменьшаемое?

5. Работа в группах.

- Разложите карточки на 3 группы так, чтобы в каждой сумма чисел была равна 1000.

280 140 390

260 350 740

120 150 570

6. Игра « ДА и НЕТ не говори»

- Вы выполнили задания, а чтобы узнать название этой звезды, записывайте в тетради только первую букву слова.

1). Результат при сложении. (С)

2). Союз, который остался после того, как «а» и «б» свалились с трубы. (И)

3). Равны ли произведения: 12343169 * 0 и 0 * 3762? (Р)

4). Назовите одним словом: топор, пила, линейка. Циркуль, молоток. (И)

5). Седьмая планета солнечной системы. (У)

6). Последняя буква знака, который ставится при вычитании. (С)

Ответ: Сириус.

- В ясный зимний вечер Сириус нетрудно найти на небе, т.к. это самая яркая звезда.

Она входит в созвездие Большого Пса. Наблюдая за этой звездой, египетские жрецы составили календарь, в котором было 12 месяцев, по 30 дней в каждом. В конце года добавляли 5 дней в честь рождения богов.

- Мы тоже изучили единицы измерения времени. Какие операции мы можем выполнять с величинами? (повторение таблицы единиц).

7. Выполните действия с величинами у доски с комментарием.

1 год – 9 мес. 5 мин. – 47 с 2 сут. – 20 ч 10 мин 16 мин 29 с + 34мин 41с

7. Физкультминутка.

III. Закрепление изученного материала.

1.Продолжаем наше турне. Преобразование величин.(Сообщение подготовил 1 ученик)

- ЕГИПЕТ – страна жаркого климата. Солнце. Пески. Пустыня. И стоят в этой пустыне каменные гиганты – пирамиды – огромные гробницы для фараонов и членов их семей. Фараон был царем в Древнем Египте. Ему принадлежало все: земля, животные, здания и даже люди. Жители Древнего Египта почитали фараонов как богов. И пирамиды воздвигали, чтобы возвеличить своих фараонов. Существует около 90 пирамид (Долина царей).

Пирамиды строили из блоков, каждый каменный блок весил около 2т500кг, как большой джип. На строительство самой большой пирамиды Хеопса ушло 2 300 000 блоков.

- Какова общая масса блоков?

2т500кг * 2 300 000 = 5 750 000 000кг

- Построена она была 4500 лет назад. На ее строительство ушло около 20лет. Фараон

сам наблюдал за постройкой собственной гробницы. Высота пирамиды 147м.

- Выразите ее высоту в дециметрах.

147м = 1470 дм

- Она оставалась самым высоким сооружением на Земле, пока в 1887 году не построили Эйфелеву башню. Каждая из сторон этой пирамиды имеет длину 230м – в 2 раза больше, чем футбольное поле.

- Вычислите периметр основания пирамиды.

Р = 230 * 4 = 920м

Работа над задачей.

Фараон Хефрен следил за строительством не только своей гробницы, но и за строительством статуи Сфинкса для охраны своей гробницы. Эта статуя с лицом человека и телом льва возвышается на 1/5км. Длина его тела составляет 3 высоты и еще 1300см. Назовите размеры Сфинкса.

1км

Прямая соединительная линия 52Прямая соединительная линия 40Прямая соединительная линия 41Полилиния 43Прямая соединительная линия 51 Высота

1/5 ?

Полилиния 49

Прямая соединительная линия 45Прямая соединительная линия 54Прямая соединительная линия 53

Полилиния 55

1300 м

1км = 1000м 1). 1000 : 50 = 20 (м) – высота

2). 1300см = 13м

20 * 3 + 13 = 73 (м) – длина.

Для сравнения: 5-ти этажный дом имеет высоту 15м, длину–48м.

Блиц – турнир. Самостоятельная работа.

- Чтобы двигаться дальше, нам надо повторить величины скорости, времени, расстояния.

А). Черепаха проползает расстояние а от одной пирамиды до другой за 2ч. С какой скоростью ползет черепаха? ( а : 2 км/ч)

Б). Скорпион пробегает расстояние В км за 2ч, а черепаха это же расстояние – за 4ч. У кого больше скорость и на сколько?( В : 2 – В : 4)

В). Археологи нашли много украшений египтян. В первой пирамиде – а украшений, во второй в 2 раза больше, а в третьей – на с меньше, чем во второй. Сколько всего украшений нашли в трех пирамидах?

( а + (а * 2) + (а * 2 – с)

Вывод: - Как найти скорость? Время? Расстояние?

Творческая работа в паре.

- В гробницах археологи находили не только предметы, но и математические записи. Со временем некоторые цифры стерлись, и вам нужно восстановить эти примеры.

50*500 ( 508500 3*578 │ 6

9* 90 30 *2**

**76*00 45765000) 1*

**

37

**

1*

**

0

IV. Рефлексия

Наконец мы расшифровали слово, которое действует на каждого школьника с не меньшей силой, чем египетская пирамида или Сфинкс.

( Каникулы – слоги слова открывались по мере выполнения заданий).

Это интересно! (информацию подготовил ученик заранее )

- В Древнем Египте каникул тоже ждали, но не дети, а взрослые!

Вы удивлены? Взрослые – на каникулах! Оказывается, период с 22.07 по 23.08 у древних римлян назывался каникулами, т.к. в это время начиналась сильная жара. Вот сенатор и делал перерыв в своих заседаниях – каникулы. После этого стали называть летний перерыв в учебных занятиях.

- Вот и приблизился конец нашего путешествия.

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

V. Итог урока

Оцениваю группы, отдельных учеников.

Д/з: 1группа – составить задачу на нахождение Р;

2группа – перевести именованные числа в более мелкие;

3група – примеры на деление в столбик.

Задание для любознательных: найти удивительные факты о Египте.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Богданович М.В. Дидактический материал по математике. Разноуровневые самостоятельные работы.- Тернополь: Учебники и пособия, 2001.

2.Дивакова И.И.Интерактивные технологии обучения в начальных классах. –Тернополь: Мандривець,2007.

3.Петерсон Л.Г. Устные упражнения на уроках математики.3 – 4 кл. – М.: «Школа 2000»,2005.

4.Сибелла С. Большая книга рекордов. – М.: Росмэн, 2004.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.