12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Николаевна Кречетова63

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Антрацитовская средняя школа №6 имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Владимира Афанасьевича Ляхова»











Урок-турнир

Обобщение по темам:

t1598897431aa.gif

t1598897431ab.jpgt1598897431ac.jpg

Разработала:

Кречетова О.Н., учитель

русского языка и литературы



Цель:

проверить, обобщить, систематизировать знания учащихся по темам: «Причастие», «Деепричастие», Наречие»; закрепить знания о правописании НЕ с данными частями речи; расширять словарный запас учащихся; развивать речь учащихся путем написания сочинения-миниатюры; развивать навыки выразительного чтения путем декламации стихотворений о русском языке, а также развивать интеллект, внимание, орфографическую зоркость; воспитывать чувства взаимовыручки, товарищества.

Оборудование: чистые листы бумаги, ручки, карандаши, карточки с заданиями, плакат «Выучи русский язык», грамоты, высказывание И.С. Тургенева о русском языке.

«Нельзя, чтоб тот письмом себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил»

А.П. Сумароков.



Ход урока

I. Объявление темы и целей урока.

II. Обращение учителя к детям.

Учитель. Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы собрались на турнире, где вы будете состязаться в знании русского языка, который изучаете и будете изучать в течение своей школьной жизни.

(Выходит старшеклассница в русском национальном костюме, которая читает стихотворение «Выучи русский язык» (ав. Сабир Абдулла). t1598897431ad.jpg

III. Проведение турнира.

Класс делится на 4 команды: «Любители словесности», «Знатоки словесности», а также болельщики команды №1 и болельщики команды №2.

Учитель. Итак, состязаются команды «Любители словесности» и «Знатоки словесности», 2 команды их болельщиков. Давайте послушаем представителей команд.

1-й ученик. Не космонавты и не физики мы

И сожалений горьких нет.

А мы еще, конечно, школьники, да

И шлем вам пламенный привет!

2-й ученик. Еще грызем гранит науки мы,

Зубрим и учим все подряд.

И пересилим все нагрузки мы,

И нет совсем у нас преград.

3-й ученик. Что бы там не говорили,

Нужно русский обязательно учить.

Я вам смело заявляю, господа,

Русский – сила! Он поможет нам всегда.

Вместе. Наш девиз: «Выучи русский язык!»

t1598897431ae.jpg



Учитель. Данный турнир позволит определить лучших знатоков русского языка. Если члены команды отвечают правильно, то они получают карточки, где отмечено количество баллов. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов. Будут учитываться также и ответы болельщиков команд.

t1598897431af.jpg

Турнир начинается!

I тур.

Задание №1 «Отличи-ка!».

Члены обеих команд (под диктовку) записывают на листах предложения, в которых они должны найти причастия и деепричастия, отличить их друг от друга, произвести синтаксический разбор предложений.

Работа проводится коллективно.

Девочка, читающая книгу, не обращала внимания на окружающих.

Девочка, читая книгу, обращала внимание на окружающих.

Задание №2 «Лингвисты-следопыты».

Найти предложения с причастным оборотом, расставить пропущенные знаки препинания во всех предложениях (если есть необходимость).

Обеим командам раздаются карточки, по материалам которых каждая из команд коллективно выполняет задания.

Карточка №1 (I команда)

Найти предложения с причастным оборотом (знаки препинания не расставлены).

Алеша ел фрукты принесенные бабушкой.

Кот мяукал и бегал по лавке.

Котята лакая молоко не смотрели по сторонам.

Карточка №2 (II команда)

Задание то же.

Лесные деревья были покрыты снегом и инеем.

Снег падал покрывая деревья.

Девушка выбежала на улицу с непокрытой платком головой.

Задание №3 «А ну-ка, разбери!».

Учащиеся обеих команд поочередно на доске выполняют синтаксический разбор предложений, данных учителем.

1-я команда.

Подъехав к дому, машина остановилась.

Рассмотрев иллюстрации, Денис приступил к выполнению заданий.

2-я команда.

Лошади бежали, рассекая снег копытами.

Окончив игру на скрипке, Анатолий задал вопрос старшему брату.

t1598897431ag.jpg

II тур.

Задание №1 «Умелые корректоры».

Команды получают карточки, в которых надо исправить ошибки (каждой команде выдается отдельная карточка).

Карточка №1.

Исправить ошибки, имеющиеся в тексте, указать название произведения, из которого взят текст, его автора.

Сыновья ево только что слезни с коней. Это были два дюжие молодца ещо сматревшие изподлобья, как не давно выпущиные семинаристы. Крепкии, здаровыи лица их были пакрыты первым пухом валос, каторава еще не косалась бритва. Ани были очень смущены таким приьомом отца и стаяли не подвижна, потупив глаза в землю.

Правильный вариант.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приёмом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

(Материал см.: Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение. 2016. – 358 с.: стр. 170. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».)

Карточка №2.

Исправить ошибки, имеющиеся в тексте, указать название произведения, из которого взят текст, его автора.

Под тонкими их карнями шныряли куропатки вытянув сваи шеи. Воздух был наполнен тысячю разных птичих галасов. В небе не подвижно стояли ястрибы, распластав свои крылья и неподвижно устримив глаза в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает знает в каком дальнем озире. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и раскошно купалась в синих волнах воздуха…

Правильный вариант.

Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих голосов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха…

(Материал см.: Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение. 2016. – 358 с.: стр. 184. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».)

Карточка №2.

Исправить ошибки, имеющиеся в тексте, указать название произведения, из которого взят текст, его автора.

Под тонкими их карнями шныряли куропатки вытянув сваи шеи. Воздух был наполнен тысячю разных птичих галасов. В небе не подвижно стояли ястрибы, распластав свои крылья и неподвижно устримив глаза в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает знает в каком дальнем озире. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и раскошно купалась в синих волнах воздуха…

Правильный вариант.

Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих голосов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха…

(Материал см.: Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение. 2016. – 358 с.: стр. 184. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».)

Задание №2 «Проба пера»

Учащиеся (представители от каждой команды) читают сочинение-миниатюру «Зимние забавы» и демонстрируют нарисованные членами команд иллюстрации к сочинению.

Это задание было для них опережающим. В классе они получают задание: выписать наречия, имеющиеся в сочинении и объяснить их написание.

Задание №3 «Юные декламаторы»

Представители команд читают наизусть стихотворение о русском языке.

Участник из 1-й команды.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За «круглым столом»

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой

Он подобен правде самой.

(А. Я. Яшин)

(Материал см.: Русский язык и литература в школах Украины. – 2014. №4. С. 10.)

Участник из 2-й команды.

Русский язык прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им,

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

(Е.В. Федосюк)

(Материал см.: Русский язык и литература в школах Украины. – 2014. №4. С. 13.)

III тур. Турнир болельщиков.

1 . Задание командам болельщиков.

Вопросы для первой команды.

Что такое причастие?

Как пишется частица не с причастиями?

Что такое наречие?

Когда не с наречиями пишется слитно?

Вопросы для второй команды.

Что такое деепричастие?

Как пишется частица не с деепричастиями?

Когда частица не с наречиями пишется раздельно?

2. Задание «Как бы вы написали?»

Представители обеих команд выходят (поочередно) к доске и записывают под диктовку предложения, объясняя написание н и нн в суффиксах.

Предложение для участников 1-й команды.

Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкнове…о расположе…а среди распаха…ых полей, близ оврага, кое-как превраще…ого в грязный пруд. (И.С. Тургенев)

Предложение для участников 2-й команды.

Калужская деревня, напротив, большею частью окруже…а лесом: избы стоят вольней и прямей, крыты тёсом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не размёта… и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью. (И.С. Тургенев)

(Предложения см.: Кудинов А.В. Справочник по русскому языку: правописание н и нн в разных частях речи. ФГОС/ А.В. Кудинова – М.: Издательство «Экзамен», 2016.– 126, [2] с. (Серия «Справочник») стр. 58)

Пока жюри подводит итоги соревнований, в классе звучат стихотворения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, подготовленные для художественного чтения старшеклассниками.

t1598897431ah.jpg

IV. Подведем итоги!

Учитель. Подошел к концу наш турнир. Сейчас жюри объявит команду-победителя, назовет самых активных участников турнира. Я хочу поблагодарить всех учащихся класса за участие в сегодняшнем уроке и пожелать дальнейших успехов в изучении русского языка. Слово предоставляется жюри.

Жюри, подведя итоги, объявляет команду-победителя, происходит вручение грамот.

Учитель объявляет оценки ученикам, наиболее активно участвовавшим в III этапе турнира.

Использованная литература.



Гребенюк Т.В. Турнир знатоков русского языка. Русский язык и литература в школах Украины. – 2014. №4.

Коровина В.Я. Литература. 7 класс. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение. 2016. – 358 с.

Кудинов А.В. Справочник по русскому языку: правописание н и нн в разных частях речи. ФГОС/ А.В. Кудинова – М.: Издательство «Экзамен», 2016.







Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 13.02.24 в 21:43 0Ответить Пожаловаться
большое спасибо, Ольга Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.