Урок-космическое путешествие «Обобщение изученного о наречии» (7 класс)
Обобщение изученного о наречиях
(урок – космическое путешествие)
I Стадия вызова:
- О какой части речи поэт П.Чесноков написал стихотворение?
Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить.
- Докажите, что речь идёт действительно о наречии, дав определение этой части речи.
II Оргмомент:
1. Запись даты, темы урока.
2. Сообщение цели: выяснить, что мы знаем о наречии как части речи, повторить правописание наречий.
III Выборочный диктант.
- Сегодня мы совершим с вами космическое путешествие на Луну. Для того, чтобы наш полёт стал удачным, нам необходимо выбрать из отрывка из поэмы Олжаса Сулейменова все наречия и записать их в тетрадь вместе с теми словами, с которыми они образуют словосочетания (слайд 1)
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звёзд,
Но трудней на земле найти
Путь,
Что в сердце своём пронёс,
Что рекою прошёл по Земле,
Что навеки связал города,
Что лучом бушевал во мгле,
Освещая твои года.
- Объясните орфограммы в наречиях, укажите разряд наречий.
IV Морфологический разбор наречия.
- Чтобы старт нашей ракеты прошёл успешно, нам нужно выполнить морфологический разбор наречия, имеющего лексическое значение «навсегда».
V Степени сравнения наречий.
- В чём особенность первого наречия? Расскажите об образовании степеней сравнения наречий на примере данного.
- Можно ли без контекста безошибочно определить часть речи данного слова? Почему? Составьте пару предложений, употребив в одном из них наречие в простой форме сравнительной степени, а в другом – омоформу – прилагательное.
VI Смысловые группы наречий, орфограммы в наречиях.
- И вот мы в космосе… Вокруг нас тысячи звёзд, ярких, манящих. Но иногда звёздам суждено падать с небосклона. Посмотрите, вот и к каждому из вас приземлилась маленькая звёздочка. Если вы правильно определите смысловую группу (разряд) каждого наречия и объясните правописание наречий вашей звёздочки, то, возможно, сбудется ваше самое заветное желание (раздаточный материал).
VII «Собери» наречие.
- Впервые в практике пилотируемой космонавтики стыковку двух кораблей на орбите совершили космонавты Владимир Шаталов и Борис Волынов.
Как известно, заключительный этап стыковки включает в себя причаливание и соединение кораблей. Мы осуществим стыковку, если соединим части нескольких слов в одно и получим новое слово – наречие.
Итак,
- от глагола поговорить возьмите приставку;
- от существительного космос – корень;
- от прилагательного синонимический – суффикс;
- а существительное рука поставьте во множественное число и его окончание сделайте суффиксом нового слова (слайд 2).
- Какое слово получилось? (по-космически). Объясните правописание наречия. Выполните его словообразовательный разбор.
- Какими способами образуются наречия в русском языке? Приведите примеры, используя наречия из поэмы Олжаса Сулейменова.
VIII Сочинение-миниатюра «Что я увидел на Луне».
- Используя данные слова, напишите небольшой рассказ о том, что вы увидели на Луне:мрачно, тихо, светло, (по)началу, медле(н,нн), (в)скоре, (по)человечески, (в)дали, (на)встречу, (в)(пол)голоса, (из)редк_, (в)(не)запно, грустно, весело, удивительно, таинстве(н,нн)о (слайд и распечатки для продолжения работы над сочинением дома).
IX Домашнее задание.
- Продолжите написание сочинения. Подчеркните наречия и слова состояния как члены предложения.