Урок-вернисаж «Родная природа в поэзии наших земляков»

2
0
Материал опубликован 7 February 2020 в группе

м

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку конспекта урока «Мой родной край»






Урок-вернисаж

Родная природа  в поэзии  наших земляков







Работу на конкурс подготовила

Доронина Любовь Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ « СОШ №44» города Саратова





Саратов

2020 год

                      Конспект  урока литературы  в  6 классе.


Тема урока: Родная природа  в поэзии  наших земляков.

Форма проведения: урок-вернисаж

Подготовка к уроку: поиск учащимися  сведений о поэтах,  художниках – уроженцах Саратовской области, систематизация собранных материалов

Оборудование: иллюстрации картин  саратовского художника Алексея Ильича Кравченко «Покровская слобода»,  «Уездный городок», «Летний день на даче», «Обрывистый берег», презентация по теме урока


Ход урока


       Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе:

они вырастают на родной почве и могут быть поняты

в связи со всей родной страной.

Д.С.Лихачев



1.Организация класса.

-Здравствуйте, ребята! Мы поздоровались с вами, то есть пожелали друг другу здоровья и всего наилучшего . Давайте же улыбнемся друг другу , подарим друг другу заряд  доброты и хорошего настроения.

2.Определение темы и целей урока. Словарная работа.

Сегодня у нас необычный урок -  урок-вернисаж.  Что означает слово «вернисаж»? ( дается определение понятия из словаря: Верниса́ж (фр. vernissage, буквально — «покрытие лаком») — открытие в торжественной обстановке художественной выставки, на которой присутствуют специально приглашённые лица.)

-Мы действительно сегодня побываем на художественной выставке, но на выставке не совсем обычной – виртуальной, и   специально приглашёнными  лицами будете, конечно же, вы. А о чем мы с вами будем говорить сегодня, определите сами.

Под музыку саратовского композитора Бикташева Евгения Михайловича «Песня льется над Саратовом» учащиеся смотрят слайды презентации с видами Саратова.

-Так какова же тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь)

-Как вы думаете, что мы узнаем на уроке? Что вы ждете от урока?

3.Работа с эпиграфом .

-Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я взяла именно эти строки?

Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе:

они вырастают на родной почве и могут быть поняты

в связи со всей родной страной.

Д.С.Лихачев

-Как вы поняли эти слова?

-Что вы знаете об авторе этих строк? Кто такой Д.С.Лихачев? (автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры; пропагандист нравственности и духовности)

Запишите эпиграф в тетрадь.

-Как вы понимаете смысл слова Родина? Давайте подберем и запишем однокоренные слова к этому слову ( родители, род, родословная, родные и т.д.) Какой смысл  народ русский вкладывает в эти слова?

4. Работа по теме урока.

-Саратовская  земля  является не только вашей Родиной. Много славных земляков наших родилось и жило в Саратовской области. Мы с вами перед уроком проводили поисковую работу . Назовите же наших земляков, принесших славу всей стране.( учащиеся рассказывают кратко, называя фамилии и вклад в развитие страны, показывают самостоятельно подготовленную презентацию)


-Мы начали урок с прослушивания песни. А что вы знаете об авторе? (сообщения уч-ся  о композиторе  Бикташеве  Евгении  Михайловиче) https://mypresentation.ru/documents_6/8771c4c481197e604ca2433c380229bf/img4.jpg




На уроках литературы  вы знакомились с произведениями многих поэтов. – Каких поэтов вы знаете? Знаете ли вы этого человека? Это тоже поэт, наш земляк Шабанов Василий Васильевич.

Как вы думаете, почему мы будем говорить о  В.В. Шабанове? ( он близок и дорог нам, потому что писал стихи о нашем крае, где мы живём , о наших заволжских степях)

Учитель кратко рассказывает о жизненном  пути   В.В. Шабанова. Чтение стихов учащимися. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0182/00000181-b1737f4b/img18.jpg

Я оттуда, где светлы просторы

Где рассолом пахнут погреба,

Где в свои извечные дозоры

В небеса уходят ястреба.

О Россия, край мой голубиный.

Для друзей приветное окно,

Где других кончаются глубины,

Там твоим кончатся не дано.

Здесь на счастье сеяли подковы,

И цветы спасали от огня,

От того звенит так васильково,

Так российски имя у меня.


-Какими чувствами наполнено стихотворение? (чтение уч-ся стихотворения

 « Мне мой край вовек не отоснится»)

Мне мой край вовек не отоснится,

Как в медалях – в дынях огород,

И ромашки, словно выпускницы,

Хороводят прямо у ворот.

Я стою над речкой, на яру,

И не налюбуюсь синей-синей.

Щедро мечут спелую икру

Сазаны и окуни России

Ни сетей, ни бредня не беру.

Мир вам сазанихи, карасихи,

Мечут рыбы спелую икру,

Золотые реки у Россию

В небе – месяца копытце,

Спит рыбацкая ладья.

Ты хотя б из любопытства

Загляни в мои края.

Просто так приди в селенье,

Остальное  - ни при чём,

Я тебе кусты сирени

Распахну своим плечом.


-Чем поразили вас стихи?



-Давайте заглянем в наш виртуальный музей. Здесь нас ждет встреча с прекрасными картинами еще одного нашего земляка – художника Алексея Ильича Кравченко «Покровская слобода»,  «Уездный городок», «Летний день на даче», «Обрывистый берег». А проведут эту экскурсию наши ребята.

(Рассказ учащихся с показом слайдов подготовленной ими презентации)


-Богата земля Саратовская талантами. В Саратовской области жил и родился еще один  знаменитый  поэт - Николай Егорович Палькин.

Учитель кратко рассказывает о жизненном  пути   Н.Е.Палькина.

https://theslide.ru/img/thumbs/03b568fdd5ce491663a209e67bd9430d-800x.jpg Чтение стихов учащимися.


 Скажи,

В этом крае

Ты был или не был?

Ты видел,

Какое здесь чистое небо?

Лишь выйдешь из дома,

Оно над тобой

Сверкает и плещет

Своей глубиной.

Ты слышал

Листвы опадающей шорох,

Молочные лилии

Рвал на озёрах?

Пойди, окунись,

Синевы зачерпни -

В глазах твоих

Синие вспыхнут огни.

 

А если ты любишь

Кудрявые клёны,

Ищи их в лесном

Океане зелёном.

Там каждое деревце

Сваха-весна

Надолго лишила

Покоя и сна.

В поля загляни,

Где от края до края

Высокие волны

Шумят, убегая.

Подумай над ними

И сердцем поймёшь:

В надёжных руках

И пшеница, и рожь.

 

Когда же тоскуешь

По доброму слову,

И тут не горюй:

У окошка любого

Постой и услышишь -

Ручьями журчат

Певучие речи

Парней и девчат.

Люби эту землю,

Живи хоть два срока,

Но знай, она стоит любви

Лишь глубокой,

Такой, чтоб из самого сердца,

Со дна,

А мелкой любви

Не потерпит она.

 

1953



5.Итог урока.

-Что объединяет творчество поэтов Шабанова,  Палькина,  художника Кравченко и композитора Бикташева?

-Мы сегодня поговорили далеко не о всех знаменитых поэтах, художниках, композиторах – наших земляках. Скажите, что же нового для себя вы вынесли с нашего урока? В начале урока я спрашивала,  что вы ждете от урока. Оправдались ли ваши ожидания? Появилось ли у вас желание больше узнать о других наших знаменитых земляках?

6.Домашнее задание. Рефлексия.Оценки.

-Мы начали наш урок с улыбки. Интересно, а сейчас, в конце урока, какое у вас настроение и почему? Нарисуйте на полях тетради смайлик: грустный-если на уроке вам было скучно и непонятно, веселый- если все было понятно и интересно.

-Большое спасибо всем тем, кто вел урок сегодня вместе со мной – нашим юным «экскурсоводам», чтецам, докладчикам . Они получают оценки….

Спасибо всем тем, кто работал на уроке. Они получают оценки….

-Но наша работа продолжится. Я предлагаю вам выполнить дома творческое задание, самостоятельно выбрав то, что вам по силам.

Разноуровневое задание:

На оценку «5»: написать свое стихотворение о родном крае, сопроводив его своим рисунком

На оценку «4»: написать мини-сочинение на тему «Родная природа  в поэзии  наших земляков»

На оценку «3»: написать мини-сочинение на тему « Что я узнал сегодня о творчестве моих земляков»





Комментарии
Комментариев пока нет.