Условия развития патриотических чувств младших школьников в процессе ознакомления с родным краем (3 класс)
Условия развития патриотических чувств младших школьников в процессе ознакомления с родным краем.
Каждый человек рождается и живет на определенной территории, любит это место. Это место называется родным краем. Человек никогда не забывает свой родной дом, дорогу в школу, родной город. Для каждого человека родной край является самым прекрасным местом в мире, со своей необыкновенной природой, климатом, историей, культурой, людьми. Оказавшись в другой стране или городе, человек чувствует себя чужим, тоскует о своей малой Родине, ведь именно с ней связаны самые счастливые, теплые, яркие воспоминания из детства.
Все то, что человек видит каждый день: общую атмосферу, природу, людей,-и есть родной край. Родным краем может быть и крупный город, и небольшое село, затерянное в лесной глуши.
Для каждого человека очень значимы люди, окружающие его с самых ранних лет. К таким людям относятся не только родители, родственники, но и соседи, одноклассники, друзья. Все знакомства, успехи и начинания являются неотделимой частью родного края.
Важно знать не только историю своего государства, стран зарубежья, также необходимо знать и свой родной край, его историю, природу. Понимание необыкновенности, неповторимости своего края побуждает беречь свою малую Родину, сохранять народные традиции. Знание истории своего края способствует лучше понять его настоящее, предвидеть будущее.
Ознакомление с историей родного края, с его культурой является важным шагом на пути к развитию истинного патриота. Изучение истории родной земли, традиций, устоев народа считается важнейшим направлением в развитии патриотических чувств.
Для того ,чтобы ребенок научился любить свою Родину, природу родного края, чувствовать ее красоту, беречь его богатства, необходимо воспитывать эти чувства с раннего возраста. Именно начальная школа имеет огромное значение в развитии этих чувств.
У учащихся начальной школы формируются основы познавательного интереса к изучению города как окружающей обстановке. Младшие школьники на доступном уровне открывают в привычном окружении новые стороны, учатся правильно с ними взаимодействовать и т.д.
Ознакомление с родным краем способствует пониманию значимости окружающего мира, осознанию своего места в окружающем мире. осмыслению значения родного края в истории России.
В процессе ознакомления с родным краем у учащихся формируется культура поведения, понимание особенностей родного края, возникают представления о значимости художественных произведений как источника познания истории нашего края, воспитывается бережное отношение к памятникам архитектуры нашего города, сохранению традиций Ульяновской области, развиваются патриотические чувства.
Знакомство с родным краем означает знакомство с природой, историей, искусством, памятниками архитектуры, выдающимися людьми нашего края.
Впервые ребенок знакомится с родным краем в условиях семьи. Семья-это частичка родного края, те люди, которые окружают ребенка из-за дня в день. В семье начинается воспитание любви и уважения к родным, а после к родному дому, к своему народу, т.е. закладываются основы патриотических чувств.
Одним из главных факторов развития патриотических чувств является составление родословной. Учащиеся, совместно с родителями изучают свою семью, свой род, своих предков. Исследуя корни своей родословной, ученики собирают информацию о своих родителях, бабушках, дедушках и т.д. Родные рассказывая свои воспоминания, оживляют историю, приближают ее к ребенку, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать ее особенность и уникальность.
Важная роль в развитии патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем принадлежит внеклассной деятельности в начальной школе.
Внеклассная работа позволяет выйти за границы школьной программы и открыть учащимся новое и необычное, проявив при этом творческие способности и навыки.
Впервые термин «внеклассная работа» встретился в работе В.Шереметьевского «Вопросы о семейном чтении» ,который преподавал в 19 веке.
В современной педагогике существует ряд определений термина «внеклассная работа».
В педагогическом словаре под редакцией И.А.Каирова под внеклассной работой понимается организационное и целенаправленное занятие с учащимися, проводимые для обогащения знаний, умений и навыков, развития индивидуальных способностей учащихся [1].
Согласно ФГОС, внеклассная работа-это деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеучебное время для удовлетворения школьников в содержательном досуге, их участия в полезной деятельности для общества.
А.И.Никишов,И.Я.Ланина и др. считают, что целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний учащихся, а также развитие творческой личности.
При ознакомлении с родным краем применяются такие методы внеклассной работы ,как беседа,рассказ,игра,наблюдение.
Нормами ФГОС регламентированы следующие формы внеклассной работы: праздники, экскурсия, проектная деятельность, прогулки.
Праздники посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры и науки. Развитию патриотических чувств младших школьников способствует проведение праздников, связанных с исторических прошлым нашего края, с выдающимися писателями, спортсменами, художниками нашей малой Родины. Также в начальной школе можно организовать такие праздники, как 23 Февраля, объяснив детям историю этого праздника, и как 9 Мая. Организуя праздник Великой Победы, можно рассказать учащимся о героях-ульяновцах ВОВ, пригласить ветеранов, также можно принять участие в поздравлении ветеранов ВОВ.
Это позволит учащимся почувствовать сопричастность с судьбой своей малой Родины, воспитает гордость за свой край.
Экскурсия-это форма внеклассной работы, предполагающая показ достопримечательностей, памятников истории и культуры, основанный на их анализе, а также на рассказе о событиях, связанных с ними.
Целью экскурсии по родному краю является знакомство с героическим прошлым родного края, его историей и достопримечательностями.
Перед проведением экскурсии необходимо выбрать тему экскурсии, подобрать материал, разработать маршрут. Важно в конце экскурсии подвести итоги. Учащиеся могут поделиться впечатлениями об экскурсии, написав сочинение или изобразив рисунок. Эти работы показывают пробуждение у учащихся чувства гордости за свою малую Родину, ее историческую ценность.
Среди экскурсий по родному краю выделяют посещение музеев. Любой музей-один из самых благоприятных факторов, воздействующих на душ у. Обстановка, оформление возбуждают интерес, вызывают волнение, трепет души у посетителей. Именно в музее, учащиеся узнают неизвестное истории родного края, о выдающихся людях, об их значимости в жизни родного края.
Экскурсии оказывают значительное влияние на развитие патриотических чувств. Благодаря экскурсиям учащиеся могут пережить ,осмыслить все, что было в прошлом, ближе узнать историю родного края, культуру и традиции своего народа, ощутить себя частичкой социального и культурного пространства.
Проектная деятельность-это образовательная технология, использующая исследование как средство достижения образовательных задач. Данная деятельность подразумевает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решение, направленных на создание представлений о явлении или объекте окружающей действительности, под руководством педагога.
Основной целью проектной деятельности является воспитание поколения думающего, желающего получать новые знания, способствующие развитию образованной, творческой личности, способной находить свои знания самостоятельно.
Проектная деятельность является эффективной формой развития патриотических чувств младших школьников. В результате исследовательской проектной деятельности о родном крае, учащиеся получают знания по истории и культуре родного края, у них формируется ценностное отношение к традициям родного края, развиваются патриотические чувства.
Таким образом, ознакомление с родным краем, при правильной организации, эффективно воздействует на развитие патриотических чувств. Нами выделены следующие условия развития патриотических чувств младших школьников:
1.Совместная работа учащихся и их родителей по изучению истории своей семьи, своего рода, семейных памятных вещей;
2.Организация форм внеклассной работы(праздники, проектная деятельность на патриотическую тему; экскурсии, прогулки по родному городу, краю);
3.Использование таких методов, как беседа, игра, наблюдение, метод проектов, чтение стихов и рассказов на патриотическую тему.
Список использованных источников.
1.Педагогический словарь/под редакцией И.А.Каирова–М.:Слово, 2004.