Статья «Пробуждение патриотических чувств залог психического здоровья школьников» (4–5 класс)
ПРОБУЖДЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
ЗАЛОГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Тяпкина Татьяна Алексеевна
Воспитатель ГПД
ГКОУ "Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 73"
г. Москва
Обучающиеся нашей школы-интерната с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, поскольку весь контингент школы составляют учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие, как правило, различные осложнения: расстройства эмоционально – волевой сферы, психопатоподобное поведение, общее недоразвитие речи, проблемы в общении, неврозоподобные синдромы и т.д.
Под натиском негативных явлений современной жизни (информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений и др.) эмоциональная сфера современного ребенка подвергается огромным перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий – обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность, жестокость. Отсутствие должного внимания и своевременного воздействия взрослых на эту сторону психической жизни ребенка отрицательно сказывается на его развитии.
А ведь эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, сказываются на здоровье.
Специальные исследования (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием.
Формирование культурных эмоций, профилактика и коррекция недостатков эмоциональной сферы остается актуальной проблемой, которая должна по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания. И если говорить о воспитании детей, очень важное чувство – это чувство любви к родине. На нем основано психическое здоровье нации и оно заложено во всяком нормальном человеке.
Важно это чувство не исказить, важно не навредить этому чувству. Важно его не задавить в ребенке., потому что когда общество придерживается своей культурной традиции, психика нации, согласно К.Г.Юнгу, нормализуется. Когда ребенок знает, что живет в самой прекрасной на свете стране(даже не важно, соответствует это истине или нет), он чувствует себя более спокойно. Великая и прекрасная Родина- это один из уровней психологической защиты.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик у него в душе.
И я твердо уверена в следующем:
- чтобы ребенок уважал старших, мы должны объяснить ему, что такое любовь и забота;
- чтобы ребенок любил свою Родину, он должен знать её историю, знать как жили и что делали его предки;
- чтобы ребенок гордился своей Родиной, своим городом, он должен знать его героев;
- чтобы ребенок ценил все, то прекрасное, что создано еще до его появления на свет, мы должны научить его это ценить, видеть, понимать, чувствовать и сопереживать.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувство и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь к Родине не является пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении, он гораздо устойчивей переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Рубинштейн С.Л. подчеркивает, что в эмоции представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения его потребностям. На связи эмоций с потребностями основано понятие «эмоциональной коррекции», «...при посредстве которой направленность и динамика деятельности ребенка приводятся в соответствии с имеющимися у него потребностями и интересами». [1: с. 29].
Как указывал А.Н.Леонтьев, особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношение между мотивом и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. При этом в качестве регуляторов деятельности выступают не просто эмоции, а «значимые переживания», отражающие личностный смысл выполняемой деятельности. Эмоции осуществляют положительное или отрицательное подкрепление не отдельных этапов деятельности, а общего соотношения достигнутых в деятельности результатов с ее мотивом и целями.
Поэтому в формировании здоровой личности учитель должен опираться на эмоционально окрашенное стремление ребенка активно участвовать в жизни коллектива, быть замеченным, общественно значимым, используя новые психолого-педагогические средства, одним из которых является проектная деятельность средствами артпедагогики .
Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, наделяя учителей и воспитателей большими возможностями целенаправленно и своевременно воздействовать на эмоциональную сферу детей, тем самым помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.
Все вышесказанное особенно ярко подтверждается на примере социально-патриотического проекта «Славе не меркнуть! Традициям жить!», реализованного в школе-интернате в предверии 73 годовщины Великой Победы.
Основная идея - использование символа Вечного огня для изготовления самодельных символических свечей Памяти, сопровождающих учащихся по всем мероприятиям проекта, - родилась в моем любимом 4 «А» классе и стала для всех нас источником новых позитивных переживаний.
Своим энтузиазмом в стремлении внести посильную лепту в сохранение Памяти давно прошедшей войны мы сумели зажечь искорки патриотических чувств у других учащихся начальной школы. И вместе, большой дружной командой, мы отправились по неизведанной тропинке героической истории нашей Родины.
На фоне позитивной психо-эмоциональной патриотически окрашеной атмосферы реализации проекта незаметно решались и социально-педагогические задачи.
Воспитательные: формирование навыков корректного общения со сверстниками и взрослыми, сопереживания; содействие нравственному развитию личности, обеспечение ориентации в системе моральных норм, в процессе усвоение этики поведения; создание условий для более глубокого понимания детьми себя, своего внутреннего мира; обеспечение открытых, доверительных, доброжелательных отношений с педагогом.
Коррекционные: корректировка образа «Я», который ранее мог быть деформированным, формирование адекватной самооценки, адекватных форм поведения; формирование способов взаимодействия с другими людьми; решение проблем, связанных с нарушениями эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические: создание особых условий, способствующих возникновению атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях, ощущению психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.
Развивающие: создание условий, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией; условий, способствующих вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности; развитие способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
В ходе работы над проектом были сформулированы определенные рекомендации, которых мы придерживались в процессе организации и проведения наших занятий:
- в артпедагогическом процессе неприемлемы команды, указания, требования и принуждения;
- ребенок вправе выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, способы самовыражения, а также работать в собственном темпе;
- ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения;
- ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам;
- в процессе артпедагогических занятий запрещено использовать сравнительные
и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.
Наполнение содержания мероприятий проекта стихами и песнями о героических событиях Великой отечествеенной войны отозвалось в сердце ребят пробуждением патриотических чувств сопричастности и трепетному отношению к исторической памяти своей страны. А встречи с ветеранами, экскурсии в музей боевой Славы, оформление книги Памяти способствовали утверждению чувств социальной значимости.
Я в который раз смогла убедиться, что интересные социально-значимые коллективные творческие дела влияют на адекватность поведения учащихся с ОВЗ, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, способствуют их коррекции. На фоне позитивного эмоционального состояния ребята стали меньше ссорится, более внимательно относиться друг к другу и к окружающим.
Так, активные действия по воплощению патриотической идеи средствами артпедагогики оказали большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу учащихся с ОВЗ, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.
Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширило их социальный опыт, научило адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивая коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Наблюдая за психофизическим состоянием своих учащихся я отмечала, что использование артпедагогики как коррекционного и психотерапевтического метода работы с детьми с ОВЗ способствует нормализации эмоционального состояния ребенка, помогает эффективнее строить межличностные взаимоотношения, открывает новые возможности для психического развития и адаптации в социуме.
Беседуя с детьми по ходу проекта, радуясь их одухотворенным лицам, я четко представляла себе, что в будущем, наши дети, ощущая себя наследниками Великой Победы, готовы хранить священную Память о Подвиге советского народа в Великой Отечественной войне,— и нести это неугасимое, вечно живое пламя в своем сердце, сознании, разуме. А это еще раз доказывает, что сохранение и укрепление здоровья является неотъемлемой частью патриотического воспитания подрастающего поколения.
Список литературы
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т.- М.,1989, - Т2
Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание подростков / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М. : Сфера, 2011. – 224 с.
Черноусова, Ф. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании / Ф. Черноусова, Е. Яковлева. – М. : Центр педагогического образования, 2011. – 124 с
Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М., 2007 г.