Выступление «Профориентация обучающихся на уроках биологии и химии и во внеурочной деятельности»

7
0
Материал опубликован 26 March 2017 в группе

Профориентация обучающихся на уроках биологии и химии и во внеурочной работе

(из опыта работы учителя Шишовой Г.И., выступление на педагогическом совете)

Одной из целей моей работы является: оказание помощи обучающимся в определении жизненных планов, в создании условий для личностного развития школьника и в выборе профессии в процессе работы с классом как классный руководитель, как руководитель кружка юннатов и как учитель предметник при обучении биологии и химии.

С этой целью мною проводятся классные часы, беседы с воспитанниками о выборе профессии, на которых сообщаю обучающимся сведения о различных профессиях, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к личности, способах и путях приобретения профессии. В нашем регионе большую роль при выборе профессии имеет востребованность на рынке труда. Объясняю детям, что выбрать профессию нелегко. Помочь им могут родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых они прислушиваются, которые служат им примером. Приглашаю на встречи с обучающимися выпускников школы, которые учатся в настоящее время в колледжах, университетах: студентов медицинских университетов, строительных, педагогических, военных и т.д.

На уроках и во внеурочной деятельности я веду также профориентационную работу. Сообщаю обучающимся сведения о различных профессиях в области биологии и химии. Увязываю познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение осуществляется путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников (зачитываю интересные факты из жизни ученых или интересные открытия).

Так, в 6 классе при изучении темы «Общее знакомство с цветковыми растениями», раскрывая значение растений в жизни человека, рассказываю школьникам о профессии фармацевта, о том, что в г. Орле в медицинском колледже есть отделение «Фармация». С целью расширения знаний обучающихся о лекарственных растениях, для знакомства с элементами труда фармацевта в качестве домашнего задания предлагаю заполнить таблицу с колонками: название лекарственного растения, используемый в медицине орган, применение.

Во время проведения экскурсии в сад и парк на тему «Осенние явления в жизни растений и животных» (5 кл.) обучающиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на школьной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии рассказываю о профессиях фенолога и эколога.

Для знакомства с профессией фитодизайнера на занятиях кружка юннатов показываю картинки с работами фитодизайнеров, рассказываю, что в г. Орле в строительном колледже готовят таких специалистов, некоторые наши выпускники уже работают по данной специальности. Предлагаю ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала. Провожу конкурсы «Осенний букет», «Зимний букет». 10 работ членов кружка в 2014-2016 г. г. стали призерами школьного конкурса поделок из природного материала «Прекрасная пора – очей очарованье…»

В 7 классе при изучении каждого класса животных рассказываю о профессиях эколога, зоотехника, ветфельдшера, орнитолога, дрессировщика, ихтиолога, энтомолога. Обучающиеся (по желанию от 50 до 90% ежегодно) выполняют практическую домашнюю работу «Дрессировка животного». Ввожу в урок познавательные задачи. Задача. Колорадский жук - вредитель наших картофельных полей. Десять колорадских жуков в течение 30 суток объедают 200 кв. см листьев картофеля. Какую площадь листьев съедят 1000 колорадских жуков? Изучая роль пчёл в природе и жизни человека, сообщаю школьникам о профессии пчеловода. О его огромной роли в разведении этих полезных насекомых.

В 8 классе проводятся все практические работы и самонаблюдения по изучению нарушений осанки, изучение влияния дозированной нагрузки на ЧСС и другие. Школьники знакомятся с профессиями фельдшера, врача (стоматолога, терапевта, хирурга и т.д.). В процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) знакомлю с профессией психолога (профессию психолога можно получить в Орловском университете имени И.С. Тургенева) и основными методами и приемами его работы. На уроке, занятиях кружка школьники проводят практические и тестовые работы: – по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);
– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования;
– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и способы активизации.

Химия – наука, являющаяся основой рабочих профессий технической направленности. В нашем современном мире  - в мире технологий, самыми востребованными являются  такие специальности: слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, автомеханик, сварщик, электромонтёр, слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования и другие. Поэтому в 9 классе при изучении темы «Металлы» рассказываю обучающимся, что практически все технические профессии связаны с изучением металлов и их свойств, с применением. Изучая физические свойства металлов, обучающиеся заслушивают сообщение школьника о важнейших свойствах меди – отличной электропроводности и теплопроводности. По способности проводить электрический ток она в 5 раз превосходит железо, в 1,5 раз – алюминий. Вот почему медь является главным металлом электротехники.

При изучении темы «Железо и его соединения» в 9 классе, обращаю внимание обучающихся на большую роль железа в нашей жизни. Не будь его, на Земле не могли бы существовать представители животного мира: ведь железо входит в их кровь. Трехвалентное железо содержится в гемоглобине – веществе, обеспечивающим кислородом ткани животных. Если уровень гемоглобина у мужчины составляет 130-160 грамм/литр, а у женщины 120-150 г/л, то это считают нормой. Для тех, у кого часто наблюдается пониженный гемоглобин (анемия, от греч. малокровие), следует регулярно бывать на свежем воздухе, употреблять свежевыжатые соки (особенно гранатовый), употреблять яйца, рыбу и молочные продукты. Рассказываю, что определяет уровень гемоглобина в крови лаборант. Для определения уровня гемоглобина нужно сдать общий анализ крови. Клинические лаборатории поликлиник сейчас оснащаются специальными гематологическими анализаторами, которые в автоматическом режиме считают важные показатели крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин, СОЭ и т.д., раньше эти показатели лаборанты считали вручную. Профессию лаборанта можно получить в медицинских колледжах г. Орла и г. Ефремова Тульской области.

В 9 классе обучающиеся знакомятся с сельскохозяйственными специальностями и профессиями, которые можно получить в Новосильском профтехучилище №20 и в Аграрном университете г. Орла: агронома, лаборанта химического анализа, садовника (рабочий зелёного хозяйства, цветовод), мастера сельскохозяйственного производства - фермер. Данные специалисты должны проводить анализ почвы, определять нормы и сроки внесения удобрений и т.д. На уроке «Соли аммония» обучающиеся отвечают на вопрос: «Почему нельзя смешивать перед внесением в почву нитрат аммония и известь?», на уроке «Фосфор и его соединения» школьники изучают минеральные удобрения, их влияние на растения, способы и сроки внесения в почву. На уроке «Важнейшие соединения серы» ставлю проблемно-поисковый вопрос: «Сернистый газ часто применяется человеком для окуривания теплиц и складских помещений, так как он убивает болезнетворные микроорганизмы, насекомых, грызунов. Сернистый газ – это яд или полезное вещество для человека?» Решая данную проблему, подвожу обучающихся к выводу, что любое вещество, даже очень ядовитое, при грамотном обращении с ним может принести пользу, при этом человек не навредит окружающей среде.

Уроки химии связываю, где это возможно, с экологией питания. При изучении темы «Белки» в 10 классе говорю о том, что повар должен знать, в какую воду следует положить мясо – в горячую или холодную для получения первого и второго блюд, чтобы оно получилось более сочным? В заключение урока с помощью качественной реакции проверяем наличие белков в бульонных кубиках «Магги», «Галина Бланка». Делается вывод о том, что белков бульонные кубики не содержат, следовательно, не могут считаться ценным пищевым продуктом.

Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках органической химии, систематически использую в учебном процессе нетрадиционные задачи - интегрированные познавательные. В таких задачах интеграция знаний осуществляется за счет комплексного использования материала различных областей знаний (медицины, биологии, экологии, истории) и активного поиска новой информации. Так, при изучении природных источников углеводородов в 10 классе на уроке школьники решают задачу: «Предложите решение экологической проблемы: при добыче природного газа и нефти остаточные продукты сжигают. Это наносит большой вред окружающей среде. Как можно использовать эти продукты?». Обучающиеся узнают, что нефть – одно из самых ценных ископаемых. Её сегодня называют чёрным золотом и добывают этот ресурс люди разных профессий, которых объединяют под общим названием – нефтяник. Люди этой профессии должны иметь склонность к техническим наукам, хорошее здоровье, быть внимательными, должны следить за приборами, владеть электроинструментом. Хороший специалист в этой области имеет огромные перспективы.

Кружковцы узнают о работе пчеловода, лесовода. Обучающиеся третьего года обучения (9-11 кл.) помогают разрабатывать и проводить общешкольные мероприятия, находят в научно-популярной литературе задачи с экологическим содержанием для учащихся 5-7 классов. Например, «В наших лесах с апреля по октябрь на каждый квадратный метр приходится до 50 пауков. Каждый паук среднего размера съедает в течение летнего сезона примерно 0,2 г насекомых. Определите общий вес уничтоженных пауками насекомых на площади 1 га».

Задача. Чтобы выработать 100 г мёда, пчела должна посетить примерно 1000000 цветов. Чтобы собрать 1 кг мёда, пчеле нужно принести 120-150 тыс. взятков нектара. За каждым взятком она летит 3 км. Сколько километров ей необходимо пролететь?

На уроках, занятиях кружка при работе с одаренными детьми активно занимаемся исследовательской работой. Она требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворна. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.

Даю небольшие исследования и обучаю детей оформлять работы с 5 класса: наблюдения за домашними животными, муравьями, подсчет количества гнездовий грачей в парке, выработка условного рефлекса у домашних животных и т.д. Темы исследовательских работ подобраны в специальной папке, где каждый школьник может подобрать себе то, что его заинтересует.

Учу детей работать с научно-краеведческой литературой, находить интересный материал практического значения, знакомлю с профессиями орнитолога, эколога. Затем на занятиях используем данный материал при изучении влияния антропогенного фактора на изменения видового состава и численность животных и растений нашей области. Например, при изучении биологии в 8 классе по книге «Природные богатства орловского края» (Пирогов В.А., Дулин И.В.-сост.) подобраны интересные вопросы к теме «Птицы»:

-почему в начале 60 годов на территории Орловской области гнездились всего две пары белых аистов, а к середине 80-х годов белые аисты широко расселились по территории области?

-В начале 70-х годов дачники стали жаловаться на скворцов, которые якобы наносили ущерб урожаю. Люди стали применять всевозможные способы, чтобы избавиться от скворцов. Дачники победили, скворцов почти не стало, но вместо них появились более жизнеспособные и агрессивные птицы, которые являются сущим бедствием садоводов. Назовите их.

-Назовите птиц - новосёлов Орловской области за последние 30 лет, расширивших свой ареал за счет освоения новых экологических возможностей для существования.

-Какие птицы стали останавливаются у нас в области во время весенних перелетов, в связи со строительством прудов?

-Как изменение экологических условий сказывается на жизни хищных птиц?

-Какие причины (назовите не менее трёх) заставляют покидать наши сады и парки соловьёв, зарянок, славок, крапивников?

В 10-11 классах знакомлю школьников с профессиями эколога, технолога, генетика, овощевода, садовода, селекционера и т.д., с медицинскими противопоказаниями при выборе некоторых профессий (Приложение 1).

В научно-популярной литературе нахожу материал о перспективных технологиях, вывешиваю этот материал в кабинете (Приложение 2).

Даю школьникам задания по подготовке сообщений, докладов и заслушиваем их на уроке, занятиях кружка. В старших классах обучающиеся выполняют исследования, готовят презентации, участвуют в районных и областных конкурсах и олимпиадах по экологии, биологии, где часто становятся призёрами и победителями.

В 2012 г. Голышева Юлия (11 кл. ) с работой «Влияние социально-психологических факторов на здоровье подростка» участвовала в практическом туре региональной экологической олимпиады, в 2013 г.- Измалкова Елена (10 кл.) с исследованием «Экологический паспорт Старогольской средней школы» заняла 3 место, в 2014 г. она заняла 1 место с работой «Комплексное исследование вод реки Гоголь». В настоящее время Юлия получает специальность психолога в Санкт-Петербурге, Елена – эколога в г. Москве в Университет нефти и газа им. Губкина. Фоминова Светлана (11 кл.) заняла в 2014 г. 2 место в муниципальном конкурсе исследовательских работ в акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», а Николаев Павел - первое место в 2015 г. и 3 место на региональном уровне. В настоящее время Светлана – студентка спортивного факультета ОГУ, Павел - студент медицинского факультета института Дружбы народов.

Такая индивидуальная работа с обучающимися имеет большое значение: они часто выбирают профессию, связанную с биологией и химией. Успех такой работы – в правильном выборе старшеклассниками специальности, а значит и в максимальной отдаче государству. А это одна из немаловажных целей, которые ставит перед школой общество.


 

 

Приложение 1.

Противопоказания при выборе некоторых профессий.

Профессия

Противопоказания

Родственные профессии

Агроном.
 

-

Овощевод, Озеленитель, Садовод.

Ветеринарный врач
 

Работа не рекомендуется людям, имеющим значительные дефекты зрения и слуха, инфекционные заболевания.

Ветеринарный фельдшер, биохимик, врач санитарный.

Врач травматолог-ортопед
 

-

Врач терапевт, врач хирург, врач физиотерапевт.

Преподаватель

Работа не рекомендуется людям, имеющим выраженные сердечно-сосудистые заболевания, выраженные заболевания органов зрения и слуха; противопоказана, людям, страдающим инфекционными заболеваниями.
 

Преподаватель в колледжах, преподаватель в средней школе, преподаватель в начальной школе.

Программист
 

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями органов зрения; противопоказана больным эпилепсией, с нарушениями функции щитовидной железы, и страдающими болезнями крови.
 

Математик, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, секретарь-машинистка.

Психолог
 

Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха, а также инфекционные заболевания.
 

Профконсультант, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

Фельдшер
 

Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы, отклонениями в психике, имеющим аллергию на лекарственные препараты, нарушения зрения, снижение зрения и являющимся бактерио– и вирусоносителями.
 

Фельдшер-лаборант, медицинская сестра, врач санитарный.

 

Приложение 2.

Новые перспективные технологии

Новая технология

Состояние

Потенциально вытеснит

Потенциальные применения

Генетическая инженерия

Коммерциализация; текущие исследования и разработки

Животноводство, растениеводство, добыча полезных ископаемых

Создание и изменение биологических видов, биомашины, устранение генетических расстройств

Синтетическая биология, синтетическая геномика

Исследования и разработки

Химическая промышленность нефтяная промышленность

Создание безграничных по масштабам процессов производства на основе программируемых видов бактерий и других форм жизни

Искусственный фотосинтез

Исследования и эксперименты

Растениеводство

Воспроизведение естественного процесса фотосинтеза, преобразования солнечного света, воды и углекислого газа в углеводы и кислород

Лекарства от старения: Ресвератрол, SRT1720

Опыты на животных

Лечение возрастных заболеваний

Продление жизни

Криоконсервация

Теория и некоторые эксперименты

Ишемические нарушения

Трансплантология, крионика

Спячка или анабиоз

Опыты на животных, текущие исследования и разработки

Хирургическая анестезия

Трансплантология, космические полёты, длительная хирургия, неотложная медицинская помощь

Лечение стволовыми клетками

Исследования и эксперименты

 

Лечение широкого спектра заболеваний и травм

Персонализированная медицина

Теория

Орфанные препараты

Исследование и превентивное лечение рака; генетические расстройства

Имплантаты и Протезирование

От опытов на животных и клинических испытаний (например, Инсулиновая помпа) до коммерческой продукции (например, электрокардиостимулятор, искусственный сустав, имплантат)

Различные области медицины

Имплантаты мозга, имплантаты

Экстракорпоральное мясо

 

Животноводство

Недорогое мясо для питания

Регенеративная медицина

Некоторые лабораторные испытания

 

Продление жизни

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации