Статья «Успешная реализация преемственности при переходе из 4 класса в 5 класс, как условие сохранения здоровья обучающихся»

6
0
Материал опубликован 8 May 2021 в группе

«Успешная реализация преемственности при переходе из 4 в 5 класс, как условие сохранения здоровья обучающихся»

Васильева И.В.,

учитель начальных классов.

 

Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач системы образования. Особой угрозе подвергается здоровье детей в переломные моменты школьной жизни. Переход из начальной школы в среднее звено – один из таких моментов. Успешность адаптации младшего школьника к обучению в среднем звене – основной фактор, влияющий не здоровье детей.

В свою очередь уровень адаптивности напрямую зависит от физического, психологического, нравственного здоровья человека.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:

- учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития;

- учитывать уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс.

Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей. Необходимо обладать следующей информацией:

о целях и результатах образования;

наметить преемственные связи в содержании и методах обучения;

знать специфику форм организации обучения в начальной школе;

представлять возможности развития учебного диалога;

знать особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

Давая характеристику уровню познавательной деятельности четвероклассников, нельзя не напомнить, что формирование основных психических функций, обеспечивающих успешность в школе и в жизни, заканчивается в дошкольном возрасте. После семи лет нужно приложить в пять раз больше усилий, чтобы добрать недобранное, причем с неизвестным результатом : то ли получится, то ли нет.

Какими же пришли в школу нынешние четвероклассники?

Ученики 1-а класса имели – неплохую работоспособность, но заметно падающую к концу дня, недели, отмечались признаки переутомления, недомогания.

Познавательный интерес недостаточно развит, появлялся тогда, когда знания давались в игровой, занимательной форме. Многим из них не хватало учебного времени (в школе) для усвоения знаний. Почти все они дополнительно занимались с родителями.

Ученики 1-б класса имели трудности адаптации ярко выраженные. Работоспособность низкая. Дети не отвечали требованиям обучения. Социально-психологическая незрелость; стойкие трудности в учении, отставание, неуспеваемость.

Работая с данными обучающимися, мы руководствовались следующими педагогическими принципами:

нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей;

педагогической организации среды жизнедеятельности ребенка;

равноправного партнерства с семьей;

личностно-ориентированного подхода в воспитании детей;

победности учения в усвоениях преодоления носильных трудностей;

педагогического оптимизма;

интегративного характера общеобразовательного процесса.

Для учащихся проводилась индивидуально-групповая коррекционная работа под руководством психолога в первом классе и на дополнительных занятиях по общеобразовательным предметам в течение четырех лет. На уроках технологии, изобразительного искусства, ОРКиСЭ в проектной деятельности каждый ученик имел шанс на успех. Ситуация успеха – важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя, в успех своих учебных усилий.

В своей работе мы руководствовались условиями создания положительного заряда в учебной деятельности:

положительное отношение ребенка к школе в целом;

эмоции сопереживания в общении с учителем и сверстниками, очень важно учить детей культуре чувств;

наполнение учения положительными переживаниями, которые связаны с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении в учебной работе.

Все эти условия создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения, без чего невозможно его успешное осуществление.

Подводя итоги проделанной работы, необходимо остановится на такой характеристике, как обучаемость. Под обучаемостью понимают систему интеллектуальных свойств личности формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает человек новые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях, тем выше и темп его умственного развития.

В 4-а классе наблюдается высокий уровень, больше 50%, по всем параметрам обучаемости: глубина ума, гибкость ума, устойчивость, самостоятельность, осознанность мыслительной деятельности. В 4-б классе осознанность мыслительной деятельности имеет высокий процент, но глубина ума, гибкость и самостоятельность меньше 20%. Учащиеся 4-б класса, к сожалению, имеют пониженную обучаемость. Тормозящей темп их психического развития, отличаются крайней поверхностью ума.

Главным условием благоприятно психического развития учащихся с пониженной обучаемостью является соответствие требований, предъявляемых к ученику, не на зоне актуального развития, а его потенциальным возможностям, т.е. на «зоне ближайшего развития». Этим детям нужно более развернутое объяснение с опорой на наглядность; выполнение большого количества упражнений с очень медленным темпом, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.

Произвольное поведение ребенка – условие и результат главной задачи педагогической практики – развития личности школьника. Формируясь в деятельности, поведение детей становится произвольным, т.е. осмысленным, целенаправленным, инициативным. Различные недостатки в поведении школьников сдерживают становление произвольности – важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют ее освоение, отрицательно сказывается на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. Определяют произвольность поведения такие свойства как, самооценка, самоконтроль, уровень притязания, ценностные ориентации, мотивы, идеалы. Для 4-а класса отмечается высокий уровень самооценки, уровень притязания, ценностных ориентаций, мотивов. Но вызывает опасение самоконтроль и наличие идеалов, что говорит о непроизвольности поведения. Для учащихся 4-б класса только уровень притязаний присутствует в характеристике произвольности поведения, что говорит о непроизвольности поведения в гораздо большей степени, чем в другом четвертом классе. Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе.

За четыре года была проведена огромная работа по преодолению отставаний в развитии детей. Мы имеем хорошие результаты по уровню обученности в 4-а классе, неплохие результаты по произвольности поведения. В 4-б классе на лицо общее продвижение в развитии детей и прозвольности поведения. Хотелось бы, передавая детей из рук в руки, сохранить преемственность в педагогических подходах работы с данными особыми детьми. Сохранив общие приемы работы с детьми, вы сохраните здоровье детей и свое здоровье тоже.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации